Конспект урока окружающего мира «Путешествие по планете». (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ягафарова Лидия Ильясовна

Цели деятельности учителя: формирование представление масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; умение находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, понятия «физическая карта мира», формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли, первоначальных знаний о флоре и фауне континентов;
  • уметь, работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

Личностные:

  • формирование основ экологического сознания, воспитание любви и бережного отношения к нашей планете;
  • развитие норм морально-эстетического сознания.
     

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         23.04.2021                                                                                          ФИО  учителя: Хабилова Римма Юсуповна

Школа: МОУ «Аязгуловская ОШ»                                                                 ФИО студента: Ягафарова Лидия Ильясовна

Класс: 2                                                                                                               ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Путешествие по планете».

Цели деятельности учителя: формирование представление масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; умение находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, понятия «физическая карта мира», формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли, первоначальных знаний о флоре и фауне континентов;
  • уметь, работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

Личностные:

  • формирование основ экологического сознания, воспитание любви и бережного отношения к нашей планете;
  • развитие норм морально-эстетического сознания.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть УМК "Школа России", рабочая тетрадь «Окружающий мир». карта полушарий, карта мира, карта России, глобус, таблички с названиями океанов и материков, иллюстрации.

Челябинск, 2021

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание уроков

Планируемые результаты

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Самоопределение к деятельности

 Психологический настрой

1 мин

Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день, ты пришел в школу с хорошим настроением и давай подарим друг другу улыбку.

С давних времён из века в век 
Узнать стремился человек 
Как труден путь, что там вдали? 
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

Принимать установку учителя

Настраиваются на работу

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: карточки с кроссвордом

3,5 мин

Самостоятельная работа

- Я предлагаю и нам сделать на уроке некоторые открытия. Но для начала вспомним: о чем ты узнал на прошлом уроке? (О Санкт-Петербурге) 
- Сейчас, я раздам вам карточки, они нужны нам, что бы проверить, что же вы знаете о городе Санкт-Петербурге,  на этих карточках кроссворд. Проверяем посадку, теперь берём карточки, в них пишем фамилию, имя и класс и начинаем решать кроссворд, вам на это 3 минуты.

Обобщать знания

Выполнять задание (кроссворд)

П:  преобразование учебного материала, действия;

П: осознавать познавательную задачу;

III.Постановка  учебной задач

Словесный: беседа

Практический: определение темы, постановка целей урока

3 мин

Фронтальная работа

- Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

- Предположи, о чём мы будем говорить на уроке
На доске тема урока: Путешествие по планете. 

-Что же будет нашей целью?

Земля

О нашей планете

Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

IV Открытие новых знаний.

Словесный: уч. диалог, слово учителя

Практический: чтение уч. текста 

Словесный: уч. диалог

Наглядный: уч. иллюстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Наглядный: гербы

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Словесный: слово учителя

Словесный; уч. даилог

Практический: чтение 2 части текста

Практический: работа с планом местности

Словесный: слово учителя

10 мин

Фронтальная работа

- Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- С помощью чего мы можем совершить путешествие?


- Ребята, вы знаете где человек использует карты?
- Какие есть профессии, связанные с картой

-В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. 
- Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

- Что такое карта? 

- Что значит уметь читать карту?

- Что обозначают цвета на карте? (Голубой цвет – воду, зелёный, жёлтый, коричневый – сушу.)
- Вспомните, с какой географической картой мы уже познакомились? (С картой России.) 

 - Перед вами физическая карта мира. Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. Как по-другому можно назвать эту карту? (Карта природы мира.)

Правильно!
- Как вы  думаешь, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему? (Ответы детей.)
- Какая карта нам понадобится? (Карта полушарий или карта мира.) 
Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

На доске вывешиваю таблички со словами.

- Сколько всего континентов?
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
- А теперь выходим к карте и показываем континенты, а остальные показывают в учебнике своему соседу по парте, по очереди (обводят)
Но прежде мы повторим правили работы с картой.
- Кто знает правила? (стр.95)
-А теперь посмотрите на доску и давайте прочитаем эти правила.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!! -А в каком городе живём мы, давайте найдём на карте.

- В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске.
- Ребята, а вы знаете особенность нашего города?
Наш город находится и в Европе и в Азии. Вы видели памятник посвящённый этому? Давайте посмотрим на картинку.

Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

-Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.
-Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.
Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.
Это самый маленький материк.
И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.

-Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами описать материк или океан. Например, где находится Северная Америка?(между Тихим и Атлантическим океанами)

Тихий океан, Южная Америка, Атлантический океан, Африка, Евроазия, Северный ледовитый океан, Австралия, Индийский океан, Антрактида.

- Каким цветом на карте обозначают водоемы? (Синим).
- Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства? (Предположения детей.)
- Каким цветом на карте обозначают участки суши? (Жёлтым, коричневым, зеленым.)
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей

Ответы детей

В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

Определять иллюстрацию

Рассматривать герб столицы

Отвечать на вопросы учителя

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопросы учителя

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Читать 2 часть текста

Формулировать вывод

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

Физминутка

1 мин

«Самолеты»

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели

(присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.      

Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V Решение частных задач

Наглядный: уч. иллюстрации

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Словесный: беседа, слово учителя

15 мин

- Проверим ваши предположения по учебнику. (Читает определения материков и океанов – стр. 115)

-Какая карта поможет в путешествии по планете? (Карта мира)

- Как называются огромные водные пространства? (Океаны)

- Как называются огромные участки суши, окруженные водой? (Материки.)

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти.

Рассматривать достопримечательности

Отвечать на вопросы учителя

Беседовать с учителем

Слушать учителя

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

VII. Закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа

5 мин

- Мы с тобой совершили кругосветное путешествие. Нам необходимо выполнить отчет об увиденном. Открой тетрадь на с.73. Наш любознательный Попугай предлагает задание. Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками указать их названия. (Затем сверить с картой)

- Нашей знакомой семье тоже приходилось путешествовать. И Надя всегда брала с собой фотоаппарат. Некоторые снимки поместила у нас в учебнике(с.116) Рассмотри фотографии. Для какого континента эти фотографии? На странице 117 под фотографиями ответы, мы их сейчас закроем, кладём на них тетрадь и проверим себя самостоятельно.
- К каждому снимку есть подписи. Найди эти места на карте

- Мы с тобой вернулись из путешествия. Путешественники, открыв новые земли, наносили их на карту. Попробуй сам сделать карту мира. Открой тетради на с.74-75. 
- На уроках русского языка мы писали эти названия. Вспомни орфограмму. (Заглавная буква в именах собственных.)

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты должен сказать сейчас. Какая большая наша планета! Как велик и разнообразен растительный и животный мир. Но некоторых растений и животных остаётся очень мало на Земле.
- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Нужно не только знать животных и растения, надо любить и защищать их. По всему земному шару создаются заповедники, где животные находятся под охраной. В некоторых из них мы побываем во время путешествия по материкам на следующем уроке.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица.И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?..

Слушать задание учителя

Выполнять тест по пройденному материалу

Самостоятельная работа

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

П: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

 

VIII. Рефлексия

2 мин

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Что интересного было на уроке?
- Что было не понятно?
- О чем вам еще захотелось узнать?
- Что нового узнали?
- Где пригодятся знания?
Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

- Что такое океаны и материки?
- Какие океаны и материки есть на Земле, назовите.
- Желаю вам новых интересных путешествий! Не забудь всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение!

На этом, наш урок закончен. Спасибо!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" + раздаточный материал (2 класс)

Конспект по окружающему миру "Путешествие по планете" УМК "Школа России" (2 класс)...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представлений о городе Москва, о достопримечательностях Москвы. Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мира Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления о городе Москва; о его достопримечательностях.Планируемые ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Путешествие по планете» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и материками Земли; воспитание уважительного отношения к нашей стране.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока окружающего мира «Путешествие по планете» УМК "Школа России"

Тема урока: «Путешествие по планете» Тип урока: урок «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений обучающ...

Технологичекая карта урока окружающего мира «Путешествие по планете» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Путешествие по планете»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся первоначальных знаний о флоре и фауне континентов, учить работать с г...