Матрица проекта "9 мая"
проект по истории (2, 3, 4 класс) на тему

Милишникова Елена Борисовна

Данный  социальный проект разработан в рамках внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matritsa_proekta_9_maya_milishnikova_e._b.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матрица учебного проекта 

«Участники Великой Отечественной войны – наши земляки»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Милишникова Елена Борисовна

Город, область

Владимирская область Гусь-Хрустальный район п. Мезиновский

Номер, название школы

МКОУ Мезиновская СОШ им. А. И. Солженицына

Описание проекта

Название темы проекта  

9 мая

Краткое содержание проекта

Данный социальный  проект разработан  в рамках внеклассной работы по гражданско-патриотическому направлению

Данный проект  позволит ученикам познакомиться с  участниками Великой Отечественной войны – нашими  земляками  включить детей в различные виды деятельности: работать с информацией,  общаться с людьми старшего возраста, брать у них интервью, создавать презентации. Изучить проблемы памяти о подвигах своих прадедов, создать листы памяти своих прадедов, презентацию городов- героев, альбом Героев Советского союза – наших земляков, написать и подарить письма ветеранам ВОВ.

Внеклассная работа

Гражданско-патриотическое воспитание

Класс

2

Приблизительная продолжительность проекта

2   месяца

Новизна опыта 

заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Проблемы

Современные дети не знают истории своей Родины, не уважают подвиги своих предков.  В последнее время в средствах массовой информации очень часто освящается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны.

Актуальность

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Актуальность данного проекта продиктована стремлением сохранить память о земляках - участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков. 

Цель проекта:

 Увековечение памяти  земляков - участников ВОВ  и тружеников тыла

Задачи проекта

а) воспитание уважительного отношения к старшему поколению; преклонение перед жизненным подвигом ветеранов войны; трепетное отношение к истории Великой Отечественной Войны, к людям, которые отстояли независимость своей Родины.

б) сохранение преемственности поколений и передача эстафеты мужества от старших к младшим. 

в) воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; г)создание условий для более глубокого ознакомления детей  с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

д) развитие способности к творчеству;

е) военно-патриотическое воспитание на примере жизни и подвига героев-земляков;

ж) приобщение к истории и культуре своего народа;

з) исследовательская историко-краеведческая работа;

Основа проекта

Образовательные стандарты

Согласно ФГОСам по истории (основная школа) и программе по гражданско-патриотическому воспитанию  изучение предмета нацелено на:

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:    

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;    

Учебно-познавательные компетенции:    

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.    

Социокультурные компетенции:    

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Коммуникативные компетенции:    

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.   

Информационные компетенции:    

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, картами, энциклопедиями, каталогами, Интернет.    

Планируемые результаты обучения

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему).

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

- личностные:

формируется чувство гордости за своих прадедов и прабабушек, уважительного отношения к памяти предков

- метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «История»;

4) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- предметные:

1) формированность уважительного отношения к родному краю, к её истории.

2) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Конечный продукт:

  • создать листы памяти своих прадедов, презентацию городов- героев, альбом Героев Советского союза – наших земляков, написать и подарить письма ветеранам ВОВ.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Откуда появляется настоящее и будущее?

Проблемные вопросы учебной темы

Как научиться смелости? Легко ли было жить в годы ВОВ? Как не потерять чувство сострадания во время войны? Зачем знать историю участия своего прадеда в ВОВ? Может ли город быть героем?

Учебные вопросы

Кто у тебя в семье участвовал в ВОВ? В каких родах войск он служил, в каких сражениях участвовал, был ли ранен, вернулся ли домой живым, чем занимался после войны? Кто является Героем Советского Союза нашим земляком? Как отдыхал  солдат во время войны? Какие города- герои?

 Доминирующая деятельность школьников

  • личностно-ориентированный проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводная презентация учителя.

Сократический диалог

Формирование рабочих групп

Листы планирования  ученика в группе

- Лист планирования работы в группе

- Критерии оценивания результатов исследования

- листы памяти

- тест для текущего контроля

-Проведения конференции

- защита проекта  во время классного часа, выступление на школьной вахте памяти

- листы самооценки и взаимооценки для учащихся

- рефлексия

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

На начало работы  над проектом  ученикам нужно знать имя, отчество, фамилия своих предков, живших во время ВОВ

Учебные мероприятия

  • 1 этап подготовительный 
  • формулирование идей, замыслов, тем.
  • выбор лучших через определение рейтинга.
  • планирование работы
  • формирование проблемы с использованием вводной презентации учителя
  • знакомство родителей с методом проектов с помощью вводного собрания,  с памяткой о безопасном использовании Интернета учащихся
  • деление на группы
  • установление сроков проекта, заполнение календаря проекта
  • определение источников информации: печатные материалы,  беседы с родственниками,  ресурсы  Интернета
  • 2 этап - основной 
  • знакомство с критериями оценивания 
  • самостоятельная работа групп: «Герои ВОВ – мои земляки», «Мои прадедушки и прабабушки»,  «Письмо фронтовику»,  «Города- герои».  Коллективное обсуждение идей будущего проекта в группе, распределение ролей и утверждение этапов деятельности.   Встречи с интересными людьми. Поиск информации об Участниках ВОВ в Интернете и библиотеке, составление  листов памяти. Фотографирование.
  • Составление индивидуальных (в паре, в мини-группе) планов работы над проектом.
  • Реализация индивидуальных замыслов проектов.
  • Промежуточные консультации (индивидуальные, парные и групповые), доработка мини-проекта.
  • Оформление результатов проектной работы,   их «защита» в группе.
  • Создание коллективного «продукта» группового проекта.
  • Подготовка к публичному представлению проекта.
  • Презентация учебного проекта, представление результатов работы на классном часе с участием родителей, на  школьной вахте памяти. Защита проекта. Награждение участников грамотами и благодарностями.
  • Рефлексия осуществляется на итоговой конференции (анализ хода выполнения работы, ответы на вопросы направляющие проект)
  • 3 этап - заключительный 
  • Анализ и обсуждение результатов исследования
  • Самооценка и взаимооценка групп
  • Оценка учителем
  • Подготовка информации для СМИ 

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система,  сканер.

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Газеты «Гусевские вести», «Новая афиша»

Книга «Участники Великой Отечественной войны Гусь-Хрустального района»

Интернет-ресурсы

http://www.pobediteli.ru/ - Победители- солдаты Великой войны

www.obd-memorial.ru  - Обобщённый банк данных «Мемориал»

www.soldat.ru- Сайт Солдат.ру

www.may9.ru/ru - Сайт День Победы  

www.warheroes.ru -Сайт Герои страны  

www.iremember.ru - Я помню. Герои и участники Великой Отечественной  войны. Книга памяти

Другие ресурсы

Встречи с родственниками участников ВОВ  посёлка Мезиновский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Матрица с применением УУД

Методические рекомендации в помощь учителю нач.классов по составлению УУД деятельности учащихся в работе над задачей и критериям оценивания учителем....

Матрица с применением УУД

Методические рекомендации в помощь учителю нач.классов по составлению УУД деятельности учащихся в работе над задачей и критериям оценивания учителем....

Матрица проекта "Моя семья"

Матрица поможет учителю организовать работу над проектом "Моя семья"....

Матрица проекта

Описание педагогического опыта по проблеме формирования УУД...

Матрица проектов

Работа содержит: Матрицу пректов "У природы нет плохой погоды", "Здравствуй праздник новогодний", "Путешествие по сказкам Чуковского", "Сегодня мамин праздник", "Спасибо азбука тебе"....

Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий. Прогрессивные матрицы Равена.

Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена....

Матрицы Дж. Равена (цветной вариант). Стимульный материал, бланки для ответов испытуемых.

Матрицы Дж. Равена. Материалы подготовлены для двустороннего распечатывания и складывания в книжечку (стимульный материал). Также прилагаются бланки для ответов испытуемых....