Урок исторического краеведения
методическая разработка по истории (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок исторического краеведения.
« История национальных костюмов народов Поволжья».
Руководитель объединения: Бикметова В.П.
Учащиеся: 5-7 классы, 15 человек.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, презентация, бумажные куклы в национальных костюмах, отдельно наборы головных уборов разных народов для каждого учащегося.
Учащиеся выступают в национальных костюмах.
Цели занятия:
Обучающие:
- формировать представление об истории возникновения народного костюма.
- ознакомить с историей народного костюма нашего района.
- ознакомить с основными видами декоративного украшения одежды.
Развивающие:
- развивать память, самостоятельность, развитие творческого мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля; привить навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление, исполнительские умения
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, внимательность;
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд … Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Д.С. Лихачев
2. Сообщение темы и целей урока.
Не случайно этими словами мы начинаем наш сегодняшний урок. Обратите внимание, что в его эпиграфе присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Слайд Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика. Одним из таким уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является и наша Ульяновская область. Слайд На прошлых занятиях мы с вами узнали, какие народы проживают на территории Ульяновской области и на территории Новомалыклинского района, давайте их назовём. (татары, чуваши, мордва, русские, цыгане…)
Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию. Мордва, чуваши, русские исповедуют какую религию? (Православие), татары? (ислам). Эти религии чем-то отличаются, чем-то они схожи. Давайте найдем элементы схожести: 1. У всех религий есть свой храм: в православие-церковь, в исламе – мечеть.
2. В каждом храме есть священнослужители: в православии их называют священники, в исламе имамы.
3. В каждой религии есть высшее божество: в православии его называют – Бог, в исламе Аллах.
4. Есть свои проповедники: в православии его называют Иисус Христос, в исламе Мухаммед.
5. Есть священная книга, в которой записаны заповеди: в православии библия, в исламе – Коран. Посмотрите сколько схожего в этих разных на первый взгляд религиях.
Много схожего можно найти и в традициях и обычаях разных народов. И даже в национальных костюмах. А так как наше занятие «История национальных костюмов народов Поволжья», мы будем сравнивать одежду мордвы с русской, татарской, чувашской и в конце занятия постараемся ответить на вопрос: «Какие элементы народов Поволжья сходны?»
Б) И так что собой представляет мужская и женская чувашская одежда? Ответ на этот вопрос подготовила Боксарева Анна. Давайте ей дадим слово.
Показ иллюстраций чувашского костюма и доклад учащейся:
Мужчины носили длинную рубаху из белого холста и штаны, поверх которых зимой надевали суконные штаны. Верхняя летняя одежда напоминала поддевку со сборами сзади, которую шили из холста либо сукна на холщовой подкладке. Более длинным, шился кафтан из сукна со стоячим воротником. Обувью служили обычно лапти, в грязь к ним прикрепляли деревянные подметки.
Женская одежда туникообразного покроя шилась из белого домотканого холста с вышивкой красного цвета. Свободному движению рук способствовал пришиваемые к боковым вставкам и рукавом ластовицы. Внизу у подола пришивали волан, образовывая мелкие складки. Обязательной частью костюма были штаны, обычно из сурового холста, передник с нагрудником.
В середине ХIХвека вышитая одежда постепенно заменяет пестрядью. Костюм из пестряди (рубаха, передник) распространилась в основном среди низовых чувашей. В начале служила как рабочая одежда, а позднее становится праздничным.
В завершенности старинного костюма большую роль играют головные уборы (тухья, хушпу) и украшения из бисера, раковинок и монет. В отдаленном прошлом, несомненно, играли роль оберегов, талисмана, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность.
Рассказывает о блюде национальном, которое подготовила для занятия.
Учитель: К сожалению, одежда, сохраняя в своих отдельных элементах очень древние традиции, тем не менее, претерпевает изменения, в которых отражается местные условия. По этому быстрее изменяется повседневная одежда и значительно дольше бытует праздничная.
В) Мордовский костюм. Красочностью, самобытностью, оригинальностью отличается национальная мордовская одежда, которая сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет национальной гордости мордовский костюм входит в ритуалы семейных праздников, фестивалей народного творчества. Мордовские крестьяне при свете лучины создавали подлинные шедевры.
О мордовском костюме подготовил нам Андрей Щукин. Дадим ему слово.
Показ иллюстраций мордовского костюма и доклад учащегося:
Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, необходимый для защиты тела. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием народный праздничный костюм является своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного быта. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений.
Основным компонентам была рубаха туникообразного покроя. На плечах, вороте переднем шве была вышивка, которая проходила узкими продольными полосками и по спине, и по боковыми швам. И эта вышивка играла роль оберегов. У эрзи был распространен передник с нагрудником (запон).
Мужская одежда состояла из белых или синих в полоску холщовых портков, белой холщовой рубахи с косым срезом ворота на левой стороне груди. Рубаха одевалась навыпуск и подпоясывалась пояском.
Учитель: Спасибо Андрей. Но костюм получился не полный. Чего не хватает? Правильно головного убора. Мордва издревле проживала рядом с лесом и конечно главным занятием было собирательство и охота. В пищу они в основном употребляли грибы. Посмотрите на слайд. Вам этот головной убор ни чего не напоминает? Правильно гриб. А в переводе с мордовского панго и есть гриб.
Ребята не только в одежде, но и в песнях и танцах, заключается национальная культура. И сейчас вашему вниманию мордовский танец, который мы изучили на наших занятиях.
Виктория о национальном блюде «Каймак».
Г) Татарский костюм. Большой интерес представляет и татарская одежда, отличительной особенностью которой от костюмов среднего Поволжья являлось использование для ее изготовления не белого холста, а более ярких цветов.
Сейчас Айгуль нас познакомит с историей татарского костюма.
Показ иллюстраций татарского костюма и доклад учащегося:
Татарская мужская рубаха широкая и длинная, шилась из светлых гладких тканей. Поверх рубахи надевался камзол без рукавов и цветной нанки в талию (широкий длинный пояс). Верхней одеждой, в которой выходили из дома - был казакин, напоминающий камзол, но длинный, с длинными рукавами, глубокие запахивающиеся и застегивающиеся на пуговицы. Мужчины брили головы и одевали тюбетейки. Среди богатых татар были распространены кожаные сапоги (читек), а в основном носили лапти.
Женская одежда похоже на мужскую. Рубаха (кулмек) была одновременно и нижней и верхней. Нагрудник из ткани носили только женщины. Поверх кулмека надевалась камзол, более короткий - молодые, до колен - пожилые. Женские головные уборы были трех видов: покрывала-платки; шаль, которая надевалась поверх яулыка; головное полотенце (тастар), похожее на сурпан чувашей; колпаки, которые связаны из тонких различных цветов. Тюбетейки надевали только пожилые женщины.
Учитель: Уже с начала ХХ века многие татары стали носить городское платье. В настоящее время мужчины одеваются большей частью в городской костюм, дополняя национальным головным убором, а девушки-мусульманки женщины, особенно, в повседневной одежде используют в качестве головного убора - платок.
Давайте ребята посмотрим татарский национальный танец.
Айгуль о национальном блюде «Чак-чак».
Д) Русский костюм. Выражением сложных культурно-этнических процессов, происходивших в Поволжье в начале ХIХ-ХХ веков, являлись присутствие в Самарском крае всевозможных костюмов у русского населения.
Расскажет об истории русского костюма нам Дима.
Показ иллюстраций русского костюма и доклад учащегося:
Традиционная русская одежда включала в себе рубаху, сарафан, душегрейку. Рубаху характеризовали прямые полики - плечевые вставки, собранные у ворот сборки, что придавало рубахе пышность. Особенно русских рубах, как и в женской одежды в целом, были их украшения.
Вторая обязательная часть костюма русских явился сарафан - безрукавная одежда, надевался поверх рубахи. С шелковым сарафаном в летнее время надевалась душегрея на лямках. Такую одежду недорогих тканей девушки и женщины носили в будни.
Мужская одежда у русских по сравнению с женской, отличалась простатой и ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Будничная одежда выполнялась их льняного или конопляного холста. Рубаху носили на выпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен, ее перехватывали узким или широким поясом ручного изготовления. Мужская свадебная рубаха была с поликами (вставками на плечах) присборенная вокруг шеи на небольшую стойку с разрезом на груди. По подолу, манжетами и верхней части рукавов она имела декоративную отделку, выполненную черной шерстью. Яркий шерстяной пояс вносил цветной акцент в скромный костюм жениха.
Учитель: Спасибо за рассказ, но ребята, что-то не законченный костюм получился. О каком элементе русской национальной одежды нам не сказали? Слайд Конечно это головной убор, которому уделяли особое внимание. Женщины в основном носили платки, но на праздники одевали «Кокошник». Происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня.
Рассказ по слайду.
Издревле на Руси было традицией на праздники наряжаться и водить хороводы. Сейчас хороводы водят, только на каком празднике? Правильно Новый год. Приближается Новый год, давайте ребята встанем в хоровод и споем всем известную песню «В лесу родилась елочка».
Национальное блюдо Дима «Блины с мёдом».
4. Закрепление изученного материала.
Слайд. Сейчас мы проверим, какой вид старинной одежды вы запомнили. Нужно отгадать кроссворд. Ключевым словом или, словом подсказкой будет одежда
- Головной убор.
- Накладная одежда.
- Головной убор.
- Промежуточный вид одежды.
- Короткая распашная одежда.
- Верхняя одежда мужчин.
5. Практическая работа
Посмотрите ребята у каждого на столе кукла в национальном костюме, но для завершения его не хватает одной детали. Какой? (Головного убора). Отдельно лежат несколько видов головных уборов, вам надо подобрать их к костюмам. Кто справился с работой на доске возле эмблемы «Народы Поволжья» прикрепляет свою куклу.
Слайд. На экране показаны правильно одетые национальные головные уборы.
Вот посмотрите, какая славная многонациональная семья у нас получилась! И все мы живём дружно, так как делить нам не чего, а перенимать друг у друга лучшее это нам присуще.
А сейчас вопрос урока, кто вспомнит, как он звучал? «Какие элементы народов Поволжья сходны?»
Учащиеся называют, а на экране показываются эти элементы костюмов.
6. Итог урока.
Я благодарю вас за активную работу. Наше занятие окончено, но я попрошу вас не расходиться, а попробовать национальные блюда, приготовленные нашими учащимися специально для этого занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области» в начальной школе.
Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.Прог...
Программа внеурочной деятельности«Историческое краеведение Мирнинского района»
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из о...
программа внеурочной деятельности"Историческое краеведение Владимирской области"
Реализация ФГОС, программа дополнительного образования "Историческое краеведение Владимирской области"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопр...
Программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение. ( Санкт-Петербург. Павловск.)
Программа разработана для 1-4 классов ( 2 часа в неделю)...
Историческое краеведение
Программа внеурочной деятельности...
занятия к кружку "Историческое краеведение"
В этом разделе учитель найдёт для себя в помощь материал по кружку "Историческое краеведение"...
- Мне нравится (1)