Историческое краеведение
рабочая программа по истории (2 класс) по теме

Киселева Ольга Львовна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №464Пушкинского района Санкт-Петербурга

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ  №464

                ---------------------Киселёва Л. А.

Образовательная программа

 «История родного края » .

Направленность:  туристск о- краеведческая

Возраст учащихся: 8-10 лет.

Продолжительность освоения программы: 3 года

  Автор:

Киселёва Ольга Львовна,

Санкт-Петербург

2013

  1. Пояснительная записка

Направленность программы: туристско – краеведческая.

Наша малая родина носит несколько названий: Ленинградская область, Санкт-Петербург, Павловск, Коммунар… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Актуальность  программы  заключается в том, что данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ленинградской  области, познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа  рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы,144   часа в год. Продолжительность проведения занятий  45  минут. Занятия  осуществляются  во второй половине дня.

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона; 
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории  Владимирской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям
  • приобщить учеников к богатой культуре  Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Форма организации занятии –групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании  дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев:
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Ожидаемые результаты:

-после 1-го года занятий

формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: ознакомление детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Формирование практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях городов Павловска и Санкт-Петербурга, о богатстве растительного и животного мира Ленинградской области.

- после 2-го года занятий

- расширение знаний ребенка о Ленинградской области и ее столице.  Ознакомление  с символикой области, города, с этапами становления города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, формирование знаний о  животном и растительном мире  Ленинградской  области. Формирование знаний о   рельефе, полезных  ископаемых, водныех ресурсах   нашей области.

- после  3-го года занятий

- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, ознакомление  с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников, расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории  нашего края, его людях, изучение рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.

Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Санкт-Петербурга чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Ленинградской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Ленинградской  области
  • описывать достопримечательности города Павловска и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Ленинградской  области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «История родного края»  во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Ленинградской области , контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Ленинградской области

.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

                     

                  2.Содержание программы «История родного края»

и примерное тематическое планирование

1 –й год обучения

«Я – павловчанин.»

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».  

     

№ раздела

Название раздела

Теория

Практика

Всего часов

  1.

Природа нашего края

32

20

52 ч

  2.

Заселение и освоение края

24

24 ч.

  3.

Рождение и становление г. Павловска

30

10

40ч.

  4.

Люди нашего города.

9

7

16 ч.

5

Итоговое занятие

2

           

                              Итого

95

49

144часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

№ занятия в учебном  году

№ урока в теме

Тема занятия                                              

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Природа ленинградского края  (52 ч)

1.

1.

Вводное занятие.

  \Моя малая Родина-город Павловск..

4-8

2.

Россия. Ленинградская область

Россия. Россия, как страна, в которой живем. Столица - Москва. Ленинградская область - край лесов и болот. Санкт-Петербург-вторая столица.

9-12.

3.

Г. Павловск

Павловск. История основания города. Основные вехи развития города. Экскурсия в музей г. Павловска.

13-16

4.

Рельеф. Полезные ископаемые

Рельеф. Полезные ископаемые. Влияние ледника на рельеф местности. Песчаные карьеры. Разработки торфяных месторождений. Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют. Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

17-23

5.

Реки, озера, болота. Городское озеро

Городское озеро. Реки Славянка, Тызва- основные реки Павловска. Происхождение названия рек. Озера Павловска. Беседа: значение  и  охрана  водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой

24-31.

6

Растительный мир.

Особенности растительности Ленинградской области.  Сосновые леса. Влияние человека на образование лугов. Виды растительного мира , нуждающиеся в охране Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории района

32-38

7

Животный мир.

Виды животных, обитающих на территории нашего края. Экскурсия в музей леса.

39-46

8

Охрана природы.

Особо охраняемые природные территории Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

47-52

9

Павловский парк.

  1. Экскурсия. Задачи и проблемы парка..

Заселение и освоение края 24 ч.

51-54

Жизнь первобытных людей на территории края

Археологические раскопки древнекаменного века.

53-58-

Древние стоянки

  1. Поселения человека среднекаменного века .

59-62

Первобытные племена и их занятия.

Основа хозяйства древних племен. Бортничество. Появление культа у древнейших людей

63-67

Лесное племя чудь.

Территория заселения племени. Занятия людей племени Соседи племени.

68-71

Костюмы местных жителей.

  1. Одежда, обувь и головной убор женщин племени. Беседа: значение    в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об одежде  в рисунках, поделках, устных рассказах

72-75.

Традиционные блюда нашей местности

  1. Особенности национальной чухонской кухни.

 

Рождение и становление г. Павловска 40 ч.

76-78.

1

Первые владельцы Павловска

Экскурсия в Павловский музей. Семья Павла  I.

79-82.

2

Садик Марии Федоровны

Занятия членов царской семьи. Экскурсия

83-88

3

Промыслы края.

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными  промыслами  края.

89-94.

4

Крупные заводы и фабрики города Санкт-Петербурга.

Экскурсия в музей Петропавловской крепости «Лента времени».

95-100.

5

Моя семья

Разработка краткосрочного проекта «Профессии моей семьи».

101-104.

6

. Архитектура города Павловска.

Посещение фотовыставки «Старый Павловск».

105-110.

7

Улицы родного города.

. История названий улиц города. История страны в названиях улиц, мини-проект.

Люди нашего города 16 ч.

11-116.

1.

Моя семья в годы войны.

Творческая работа.

Встреча с ветеранами.

117-124.

2.

Павловчане - Герои Советского Союза.

Сообщения о подвигах героев павловчан.

Экскурсия по местам боевой славы.

Памятники Павловска,» Поклонимся великим тем боям…»

125-128.

3

Заключительное занятие «Я-павловчанин».

  1. Викторина.

130-144

4

Мы хотим Вам рассказать

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление

2-й год обучения

Программа второго класса содержит три  раздела: «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».

Название раздела

Теория

Практика

 Всего часов

 1.

Наш город

23

9

32 часов

 2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

55

17

72 часов

3.

Люди нашего края

16

4

20 часов

4.

Итоговые занятия

20

20 часов

                                                                             Итого

94

50

144часа

№ занятия в учебном  году

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш  город (32ч)

1-4.

1.

Северная столица - Санкт-Петербург..

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории  города,  в котором  живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»

5-8.

2.

Из истории образования города

Просмотр  и обсуждение фрагмента фильма  о возникновении города. Работа в парах: вопросы по содержанию.

9-12.

3.

Главные исторические и культурные памятники

 Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

13-16.

4.

Достопримечательности нашего города

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

17-20.

5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

21-24

6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Социальный  паспорт  районов. Практическая работа: показать  индивидуальность  каждого  района  города.

25-28

7.

Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

Знакомство  с  крупными   предприятиями  области, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

29-32

8.

Игра – викторина

Практическая работа: Викторина «Почемучек»

Наша область (72 ч)

33-36

1.

Географическое положение  Ленинградской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  области. Сформировать  представление   о  территории  области, географических  объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Ленинградская  область на  карте  России, наших  соседей.

37-40

2.

Ленинградская земля в древности

Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить  Ленинградскую  землю в древности и до наших дней.

41-44

3.

История создания и исследования Земли  чухонской (проектная деятельность)

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города)

45-48

4.

Народы Ленинградской области.  Национальный состав

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

49-52

5.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

53-56

6.

Экскурсия в этнографический музей

Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном  составе,  коренных  жителях  края,  особенностях их быта, народного творчества.

Практическая работа: обобщение и оформление материала.

57-60

7.

Города области. История возникновения городов

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая  деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

61-64

8.

Водные ресурсы. Реки Ленинградской области области на карте России .

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

65-68

9.

Водные ресурсы. Реки Ленинградской  области. Наводнения.  Откуда берут начало и где заканчиваются

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

69-72

10.

Водные ресурсы. Озера Ленинградской   области. Флора и фауна

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением  по охране водных объектов

73-77

11.

Рельеф. Уникальность  рельефа Ленинградской области

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий.

78-80

12.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое смешанные леса. Растения леса.

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира леса.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

81-84

13.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу»

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Ленинградской области.

85-88

14.

Животный мир. Животный мир Ленинградской  области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Ленинградской  области.

89-92

15.

Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

93-96

16.

Экскурсия в зоологический музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

97-100

17.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте  Ленинградской  области месторождения  полезных  ископаемых места  и  способы  добычи. Выделить  основные  свойства  полезных  ископаемых. Значение   полезных   ископаемых для  области  и  страны

101-104

18.

Игра «Цветик - семицветик»

Игра «Цветик - семицветик»

Люди нашего края (20 ч)

105-108

1.

Встречи с интересными людьми.(Героями социалистического труда, ветеранами труда…)

Беседа по содержанию. Работа в парах: вопросы по содержанию.

109-112

2.

Герои в годы Великой Отечественной войны

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

113-117

3.

Предприятия нашей области.

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о труде жителей области.

118-120

4.

Поэты, писатели (участие обучающихся в классной конференции)

Познакомить  со  знаменитыми  людьми города . (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа:  конкурс стихов, образ города в стихотворениях русских классиков и современников).

122-124

5.

Художники нашего края

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках .

Резервные занятия (20 ч)

125-129

1.

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

130-132

2.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

133-144

3.

Выставки и защита проекта  «Город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

3 -й  год обучения

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».

Название раздела

Теория

Практика

 Всего часов

  1.

Наш город

12

16

28часов

  2.

 Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

35

9

44 часа

  3.

Путешествие вглубь веков.

38

6

44 часа

  4.

Люди нашего края

19

5

24 часа

  5.

Итоговые занятия

14

14  часов

                                                                              Итого

104

40

144  часов

№  занятия в учебном  году                Тема занятия        Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

                Наш город (28 ч)        

1-4                Появление города Павловска и близлежащих населённых пунктов (Динамо, ВИР и т.д.)        Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников .

5-8                Истории названий улиц и площадей города         Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)

9-13                Храмы и церкви нашего города Павловска        Церковь равноап. Марии Магдалины,св. Николая…(Экскурсия)

14-17         Экскурсия. Храмы и церкви нашего города Санкт-Петербурга.        Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

18-21                Просмотр и обсуждение  документального фильма «Храмы Санкт-Петербурга»        Санкт- Петербург-город разных конфессий.. Работа в парах: вопросы по содержанию.

22-25                Брейн - ринг «Мой город»        Практическая работа:  Брейн - ринг «Мой город»

26-28                Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»        Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

                Наша область (44 ч)        

29-32                Ленинградская Земля в древности        Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Ленинградской  Земле в прошлом.

33-36                История создания и исследования Земли Северной        Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

37-40                Рельеф. Знакомство с рельефом  Ленинградской области

        Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

41-44                Рельеф. Особенности рельефа        Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

45-48                Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми области.         Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

49-52                Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Химическая, металлургическая пищевая промышленность        Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте  Ленинградской  области месторождения полезных ископаемых.

53-56                Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные предприятия  нашей области. Значения для области и страны        Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

57-60                Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области        Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

61-62                Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов        Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.

63-64                Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений лесов        Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион»

65-66                Растительность. Мир растений лесов        Формирование  представлений об особенностях природных комплексов области. Лес.

67-68                Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области        Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

69-70                Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны        Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.

71-72                Самое интересное о природе Ленинградской области        Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Ленинградской области» Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах

                Путешествие вглубь веков (44 ч)        

73-77                Палеонтологические находки на территории  Ленинградской области        Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: « Палеонтологические находки на территории  Ленинградской области»

78-82                Каменная летопись.        Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста.

83-87                Экскурсия в Эрмитаж.        Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о  достопримечательностях музее

88-93                Коренные жители         Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.

94-99                Жилища народов, проживающих на территории края         Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

100-104                Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Ленинградского  края        Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

                Люди нашего края (24 ч)        

105-108                Петр I.Противоречия правления.        Диспут. Просмотр презентаций.

109-112                Наш край в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)        Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

113-116                Экскурсия в музей  Блокады Ленинграда.        Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь»  Дискуссия.

119-122                Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)        Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

123-126                Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)        Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

127-129                Почетные граждане нашего края.         Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»

                Резервное занятие (14ч)        

130-132                Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Ленинградской»        Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край». Игра.

        

Перечень методик

Методика опроса- беседа, анкетирование.

Методика наблюдения.

Методика исследования.

Дидактический материал

Диски, посвящённые историческим местам Санкт – Петербурга и Павловска.

Дидактическая игра- «Мой город-Санкт-Петербург».

Оборудование

Мультимедийный проектор, презентации, мимио-игры.

           

Литература:

  1. Е. В. Дмитриева Санкт-Петербург (Пособие по истории города с вопросами и заданиями). -Санкт-Петербург КОРОНА принт, 2005
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Издательский дом Федорова, 2011
  3. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Самара, 2006.
  4. Сказки Ленинградской области.Сборник. Санкт-Петербург, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение Кемеровской области» в начальной школе.

Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов.Прог...

Программа внеурочной деятельности«Историческое краеведение Мирнинского района»

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из о...

программа внеурочной деятельности"Историческое краеведение Владимирской области"

Реализация ФГОС, программа дополнительного образования "Историческое краеведение Владимирской области"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение Владимирской области"

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопр...

Урок исторического краеведения

История национальных костюмов народов Поволжья....

занятия к кружку "Историческое краеведение"

В этом разделе учитель найдёт для себя в помощь материал по кружку "Историческое краеведение"...