История. 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Забелина Екатерина Дмитриевна

Технологическая карта урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_rus.doc88.5 КБ
Файл 7777.docx22.92 КБ
Файл 6bc2f3e25006b486f7a5252f978937fd.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 104                                                                                                                      Студентка: Трофимова Екатерина

Класс: 4-б                                                                                                                               Методист: Сачкова Т.А. _______

Дата: 6.10.15                                                                                                                         Учитель:  Нестерова Л. А _______

Кабинет: № 210

Тема урока: «Истоки Древней Руси»

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания; развивать устную речь учащихся, воображение, фантазию, умение работать с картой; воспитывать любовь к истории.

     Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. 
  • Предметные: научатся описывать внешний вид археологических находок; рассказывать сюжеты из древней истории человечества; соотносить археологические находки с историческим временем.

.

Понятия: Летопись; древнерусская народность; бортничество; русский, украинский, белорусский народы.

Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс; раздаточный материал; презентация, кроссворд.  

                                                         

                                                                                              Фотография доски

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Дмитриевна, сегодня я проведу у вас историю. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик. Сегодня , за каждый правильный ответ, я буду давать вам жетончики, которые вы сможете обменять на оценки! Так что стараемся, слушаем внимательно, отвечаем на вопросы. Если вы будите внимательны, вам легко будет заработать хорошую отметку.

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Мотивационный

3

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

Как вы объясните эти слова?

Словесный:

Читает стихотворение

Задает вопросы

Слушает ответы детей

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы отвечают на вопросы.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

3.Постановка Учебной задачи

1

Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили натерритории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва).

Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

(Слайд 2)Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья.( Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание городской, рода-племенной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси.)(Слайд 3)

(Слайд 4) Между славянскими племе-нами не было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

(Слайд 5) Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города.(Слайд 6)Рю́рик  — летописный основатель Новгородского княжества на Руси,  первый Великий князь новгородский с 862 года

 Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. (Слайд 7)(Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.)

Сегодня мы с вами отправимся к истокам Древней Руси

Словесный:

ответы на вопросы.

Наглядный

Демонстрация слайдов.

Работа с понятием

Работа с понятием

Вспоминают тему прошлого урока.

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ учителя

 Рассматривают иллюстрации к рассказу

Знакомятся с новым понятием

Вспоминают изученное понятие

К: формулировать собственную позицию и мнение;

Р: принимать и сохранять учебную задачу

4.Усвоение новых знаний и способов действий

15

(Слайд 8-10)Ребята, как вы думаете, что изображено на слайде? (берестянные грамоты) Правильно! (Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира)

1.Работа с учебником. Рассказ учителя. (Учебник стр.19) (Слайд 11-12).

В летописи записано: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»

(Слайд 13)

2.Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Просмотр Видеоырагмента.

3.Работа с картой.(слайд14-15)

Рассмотрите карту на стр. 17 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)

А как вы думаете, почему территория увеличилась?( Князь завоевывал земли.)

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя  по реке Днепр?

Ребята, вы уже слышали про «путь из Воряг в Греки»? (Слайд 16)

(Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путьдр.-сканд. Austrvegr)[1] — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

(Путь «из варя́г в гре́ки»,)        название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь сЮжной, Прибалтику и Скандинавию со столицей Византиии Константинополем (Царьградом). Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве вЛадожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр.Впервые термин встречается в «Повести временных лет» Путь возник в конце9 — начале 10 вв.)

Словесный:

Наглядный

Рассказывает материал.

Показ видео

 Слушать ответы детей.

Рассказывает материал

Объяснение задания.

 Практический:

 Работа по карте.

Наглядный:работа с картой

Словесный6 рассказ учителя

Слушать учителя.

 

Отвечать на вопросы.

Сравнивать

Работа по карте.

К: контролировать действия партнера

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осмысленно читают

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики.

Практический: выполнение движений.

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

15

-Продолжаем работу

Работа в рабочих тетрадях.      

Стр. 10 №1

Как назывался торговый путь? Какие города были расположены вдоль этого пути? Нанесите на карту путь «из варяг в греки»
        Стр. 10 №2

     Пользуясь текстом учебника, заполните пропуски.
Ребята, кто сделает вывод устно?

(Взаимопроверка тетрадей)

Работа с учебником

Прочитайте  рассказ на «Страничках Умного Совёнка» о трёх братьях-основателях Киева. (Слайд18)
Почему Нестору-летописцу так дорога мысль о братстве?

Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?

Если останется время , Кроссворд на закрепление темы. (Слайд 19)

Сейчас вы будите работать в парах, Чья пара быстрее всех выполнит задание, получит 5.Потому что лучше всех усвоили тему.

1) Первый Великий князь новгородский с 862 года (Рюрик)

2)Древнерусское название жителей Скандинавии (Варяги)

3)Столица Византии- Константинополь.(Царьград)

4) В летописи записано: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это ….  городам русским» (Мать)

5)Основной письменный источник по истории Росии допетровского времени? (Летопись)

6)Верхний слой (наружная часть) коры берёзы,  как материал для письма.(Береста)

7)Собирание меда (Бортничество)

8) …… путь — это оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами (Торговый)

9) Обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.(Земледелие)

10)Столица единого государства Киевская Русь.  (Киев)

Работает в рабочей тетради

Словес

ный: ответы на вопросы.

Чтение текста

Слушать ответы детей

Дает установку на разгадывание кроссворда

Самостоятельно работают в рабочей тетради, опираясь на полученные знания.

Отвечать на вопросы.

Чтение вслух

Отвечают на вопросы учителя

Разгадывают слово и отвечают на вопросы.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

8.Подведение итогов занятия

9.Д/З

10.Рефлексия

2

(Слайд 20) Ребята Какую роль сыграла торговля в образовании Древнерусского государства?

В чем значение древнерусских городов для развития общей древнерусской культуры?

Почему Великий Новгород считают родиной Русского государства?

Какой город стал столицей древнерусского государства?

Учебник с.18-19, рабочая тетрадь с.11 задание 3 и 4.

Давайте посчитаем наши жетончики.

- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

Производят рефлексию.

К: формулировать собственную позицию и мнение

Р:осуществляется итоговый контроль; самооценка



Предварительный просмотр:

 7

 

 5

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 4

 

 

 

 

 1

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Первый Великий князь новгородский с 862 года 

2)Древнерусское название жителей Скандинавии

3)Столица Византии- Константинополь.

4) В летописи записано: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это ….  городам русским»

5)Основной письменный источник по истории Росии допетровского времени?

6)Верхний слой (наружная часть) коры берёзы,  как материал для письма.)

7)Собирание меда

8) …… путь — это оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами

9) Обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.)

10)Столица единого государства Киевская Русь

5

Б

О

Л

Р

6

Б

Е

Р

Е

С

Т

А

10

Т

Н

О

И

К

3

П

Ч

И

И

9

З

Е

М

Л

Е

Д

Е

Л

И

Е

Ц

С

С

В

4

М

А

Т

Ь

Т

1

Р

Р

В

Ю

Ь

8

Т

О

Р

Г

О

В

Ы

Й

В

А

Р

Я

Г

И

И

Р

К

А

Д

                                                                                                                          7

                                        2

1) Первый Великий князь новгородский с 862 года (Рюрик)

2)Древнерусское название жителей Скандинавии (Варяги)

3)Столица Византии- Константинополь.(Царьград)

4) В летописи записано: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это ….  городам русским» (Мать)

5)Основной письменный источник по истории Росии допетровского времени? (Летопись)

6)Верхний слой (наружная часть) коры берёзы,  как материал для письма.(Береста)

7)Собирание меда (Бортничество)

8) …… путь — это оптимально сложившийся в данных политико-географических условиях маршрут, служащий для торгово-экономических связей между разными регионами (Торговый)

9) Обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.(Земледелие)

10)Столица единого государства Киевская Русь.  (Киев)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .

Слайд 3

Вече Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание городской, рода-племенной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси .

Слайд 4

Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки . Некоторые племена, рас-судив , что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско - му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .

Слайд 5

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 6

Рюрик Рю́рик — летописный основатель Новгородского княжества на Руси , первый Великий князь новгородский с 862 года

Слайд 7

Государство Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Слайд 9

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы , памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков . Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира

Слайд 11

Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

Слайд 12

Русский князь Олег В летописи записано: «и сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»

Слайд 13

Работа парах Рассмотрите карту на с. 19 учебника. Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните эти территории. Что с территорией Древней Руси произошло? - Как вы думаете, почему?

Слайд 14

Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась . Князья завоёвы-вали новые земли. Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли. На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Слайд 15

Путь «из варяг в греки» Путь «из варя́г в гре́ки » (также Варя́жский путь или Восто́чный путь , др.-сканд. Austrvegr ) [1] — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию . (Путь «из варя́г в гре́ки »,) название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь сЮжной , Прибалтику и Скандинавию со столицей Византиии Константинополем (Царьградом). Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве вЛадожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать , откуда волоком в Днепр.Впервые термин встречается в «Повести временных лет» Путь возник в конце9 — начале 10 вв.

Слайд 16

варяги Варяги -древнерусское название жителей Скандинавии

Слайд 17

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Слайд 18

7 5 6 10 3 9 4 1 2 8

Слайд 19

7 Б 5 О Л Р 6 Б Е Р Е С Т А Т Н 10 О И К П Ч И 3 И 9 З Е М Л Е Д Е Л И Е Ц С С В 4 М А Т Ь Т 1 Р Р В 2 Ю Ь 8 Т О Р Г О В Ы Й В А Р Я Г И И Р К А Д

Слайд 20

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Назовите столицу Древней Руси. Как было организовано управление Древней Руси? В каком году началось Русское государство? 4. Что такое «Путь из Воряг в Греки»

Слайд 21

Домашнее Задание Учебник: Стр 16-19. Рабочаяя тетрадь Стр 11 № 3-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Внеклассное занятие по истории математики Тема: «История чисел» (3-4 класс ).

Цели: познакомить  учащихся с историей записи чисел в разных странах в разные эпохи;              развивать мыслительные операции ...

История России Внеурочные занятия по истории с учащимися 4 класса

  Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования в настоящее время является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня, когда наша страна переживает, ...

Тестирование по истории на конец года в коррекционной школе 8 вида. История: 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Тестирование по истории на конец года в коррекционной школе 8 вида. История: 7 класс, 8 класс, 9 класс....