Возникновение земледелия и скотоводства. Разработка урока
план-конспект урока по истории на тему

Степанова Мария Александровна

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №  1 г. Горбатов

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет     ИСТОРИЯ

Класс         5

Тема           Первобытные земледельцы и скотоводы. Урок №1. «Возникновение земледелия и скотоводства»

Программа ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5-11 КЛ. МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007 г.

Учебник     ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 КЛАСС: УЧЕБНИК ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ/ А.А. ВИГАСИН, Г.И. ГОДЕР, И.С. СВЕНИЦКАЯ.- 16 ИЗД. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 . – 287с.

Учитель: истории

Степанова Мария Александровна

                                                                                                         

Схема конспекта урока 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей» Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.

Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.

Тема нашего урока "Первобытные земледельцы и скотоводы". Мы познакомимся с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, то есть с возникновением земледелия и скотоводства. Сегодня мы продолжим совершенствовать наши навыки работы с учебником, иллюстрациями, делать выводы…

Закрепим, проконтролируем  полученные знания о жизни первобытных людей.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Перейдём к проверке домашнего задания. Мы с вами должны знать кто такие древнейшие люди, как они овладели огнём, их главное занятие и религиозные верования древних людей.

Работать будем следующим образом: несколько человек работают с тестами, остальные работают вместе с классом и отвечают, дополняют вопросы по закреплению знаний о жизни первобытных людей.

Давайте подведём итоги: ребята, которые работали с тестами меняются  работами и сравнивают ответы ребят, которые записаны у меня на доске. Критерии по которым вы будете выставлять оценки: 1 ошибка – «5», 2 – 3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок – «2». Ребята, которые работали, отвечали на вопросы с классом за полный ответ получают оценку «5», неполный ответ, были дополнения других ребят «4» ну и так далее.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

А теперь перейдём к изучению нового материала.

Слайд № 1.

-По названию слайда и параграфу № 4 давайте предположим о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами говорить?

-Расскажите, что вам известно  о земледелии и скотоводстве?

(Деятельность детей:

Рассматривают слайд №1

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.)

-А как вы считаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

(Деятельность детей:

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

Итак, сегодня мы узнаем как же возникло земледелие и скотоводство. Поймём, что именно земледелие и скотоводство – это надёжные источники питания людей.

-Чтобы ответить на вопрос: а ПОЧЕМУ возникло земледелие и скотоводство? Легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?

(Деятельность детей:

Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда)

 Давайте поработаем следующим образом, обратимся к учебнику стр. 20.

Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте находят  слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте находят слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Слайд № 2,3,4

(Дети работают индивидуально и самостоятельно, дают ответы:

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.      

   Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать  колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.).

Давайте запишем на доске выводы мальчиков: от охоты к скотоводству.

Выводы девочек: от собирательства к земледелию.

-Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

Слайд № 5

(Ответы детей:

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.)

-Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайд № 6

Переход к оседлому образу жизни.

 (Ответы детей:

-Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

-Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз  - племя.)

Слайд № 7

-Рассмотрите схему на слайде. Объясните, кто стоял во главе племени?

(Ответы детей:

-Вождь)

-Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

(Ответы детей:

-Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.)

 

Этап мотивации  к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап  актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

 Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

-Ребята давайте прочитаем третий абзац пункта 4 и выделим причины расселения земледельческих племён. Какой вывод мы можем сделать?

(Ответы детей:

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.)

-По карте на странице 7 определите, где зародилось земледелие. Давайте выполним задание в рабочей тетради на стр. 13.

(Работа детей: выполняют задания применяют знания в новой ситуации.)

-Ребята давайте применим наши полученные знания. Сравните управление в родовой общине и племени.

Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

(Деятельность детей:  выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.)

- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН по изученной теме.

Подведём итоги вашей работы на уроке

- подведем итоги:

Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(«5»)

Кто  допускал ошибки, но сам их исправлял («4»)

Есть  в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

-Итак ребята, работая на уроке мы узнали как же возникло земледелие и скотоводство. Поняли, что именно земледелие и скотоводство – это надёжные источники питания людей. Выделили  причины расселения земледельческих племён.

   

  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.    

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

 Микроцель:   выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель:  включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание.

Ребята вы должны самостоятельно изучить пункт 5 параграфа 4 «Духи, идолы и жертвы» и составить синквейн по этому вопросу. В ходе выполнения д/з вы должны усвоить, то во что верили первобытные люди. А также повторить и закрепить знания полученные на уроке о возникновении земледелия и скотоводства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: « Начало земледелия и скотоводства. Одомашнивание животных».

На уроке ребята узнают, как произошло одомашнивание диких зверей. Кому приписывают открытие земледелия. Работают в группах, с картой....

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме "Возникновение земледелия и скотоводства".

урок разработан в соответствии требований ФГОС. Использование группового метода работы учащихся....

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."

В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"

Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира"....