1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей» Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен. Тема нашего урока "Первобытные земледельцы и скотоводы". Мы познакомимся с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, то есть с возникновением земледелия и скотоводства. Сегодня мы продолжим совершенствовать наши навыки работы с учебником, иллюстрациями, делать выводы… Закрепим, проконтролируем полученные знания о жизни первобытных людей. |
|
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Перейдём к проверке домашнего задания. Мы с вами должны знать кто такие древнейшие люди, как они овладели огнём, их главное занятие и религиозные верования древних людей. Работать будем следующим образом: несколько человек работают с тестами, остальные работают вместе с классом и отвечают, дополняют вопросы по закреплению знаний о жизни первобытных людей. Давайте подведём итоги: ребята, которые работали с тестами меняются работами и сравнивают ответы ребят, которые записаны у меня на доске. Критерии по которым вы будете выставлять оценки: 1 ошибка – «5», 2 – 3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок – «2». Ребята, которые работали, отвечали на вопросы с классом за полный ответ получают оценку «5», неполный ответ, были дополнения других ребят «4» ну и так далее. |
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | А теперь перейдём к изучению нового материала. Слайд № 1. -По названию слайда и параграфу № 4 давайте предположим о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами говорить? -Расскажите, что вам известно о земледелии и скотоводстве? (Деятельность детей: Рассматривают слайд №1 – О скотоводстве и земледелии. Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.) -А как вы считаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство? (Деятельность детей: Выдвигают версии: - Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» - А почему на смену этим занятиям пришли другие? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»? Итак, сегодня мы узнаем как же возникло земледелие и скотоводство. Поймём, что именно земледелие и скотоводство – это надёжные источники питания людей. -Чтобы ответить на вопрос: а ПОЧЕМУ возникло земледелие и скотоводство? Легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? (Деятельность детей: Выдвигают версии: - Легко – они быстро всему учились - Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда)
Давайте поработаем следующим образом, обратимся к учебнику стр. 20. Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте находят слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству. А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте находят слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию. Слайд № 2,3,4 (Дети работают индивидуально и самостоятельно, дают ответы: Причина. – Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили. Последствие. – Так зародилось скотоводство. Причина. – Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом. Последствие. – Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие.). Давайте запишем на доске выводы мальчиков: от охоты к скотоводству. Выводы девочек: от собирательства к земледелию. -Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство. Слайд № 5
(Ответы детей: – В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.) -Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей. Слайд № 6 Переход к оседлому образу жизни. (Ответы детей: -Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно. -Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз - племя.) Слайд № 7 -Рассмотрите схему на слайде. Объясните, кто стоял во главе племени? (Ответы детей: -Вождь) -Кто его избирал и с кем он должен был советоваться? (Ответы детей: -Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.)
| Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | -Ребята давайте прочитаем третий абзац пункта 4 и выделим причины расселения земледельческих племён. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей: – Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель. – Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.) |
|
-По карте на странице 7 определите, где зародилось земледелие. Давайте выполним задание в рабочей тетради на стр. 13. (Работа детей: выполняют задания применяют знания в новой ситуации.) -Ребята давайте применим наши полученные знания. Сравните управление в родовой общине и племени. Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство? (Деятельность детей: выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия. Высказывают своё мнение с точки зрения нравственных ценностей.)
- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН по изученной теме. Подведём итоги вашей работы на уроке
- подведем итоги: Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(«5») Кто допускал ошибки, но сам их исправлял («4») Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания? -Итак ребята, работая на уроке мы узнали как же возникло земледелие и скотоводство. Поняли, что именно земледелие и скотоводство – это надёжные источники питания людей. Выделили причины расселения земледельческих племён.
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха
Этап включения в систему знаний и повторения Микроцель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки. - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Домашнее задание. Ребята вы должны самостоятельно изучить пункт 5 параграфа 4 «Духи, идолы и жертвы» и составить синквейн по этому вопросу. В ходе выполнения д/з вы должны усвоить, то во что верили первобытные люди. А также повторить и закрепить знания полученные на уроке о возникновении земледелия и скотоводства. |
|