Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Халиуллина Миляуша Фаритовна

Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

ТЕМА «ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ ВЕРОВАНИЯ»

                                                                        Халиуллина М. Ф.,

                                                                        учитель начальных классов,

                                                                        МБОУ «Школа №143»

Класс: 4

Цель урока: формирование представления о причинах возникновения религий

Задачи урока:

Обучающие: дать представление об основных причинах возникновения религий на Земле;

Развивающие: развивать интерес к изучению истории и традиций мировых религий; обогащать и активизировать словарь учащихся;

Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к истокам и традициям религиозных культур народов мира.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты:

предметные: определять причины явлений и событий, осуществлять поиск, обработку и использование информации, сравнивать и группировать факты, явления; делать выводы на основе обобщения знаний

метапредметные :

-познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

-регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-коммуникативные: определять собственное отношение и формулировать свою точку зрения; с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе

личностные: принятие и усвоение социальной роли обучающегося; обретение мотивации к изучению нового материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

Основные понятия: многобожие, обереги,  монотеизм, ритуал, жрец

Оборудование: проектор, доска, экран.

Материально-дидактическое оснащение урока: учебник А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров «Основы религиозных культур народов России». 4 класс. М., «Русское слово», 2011г.; С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». М., 2003г.

Демонстрационный материал и программы: мультимедийная презентация, аудиозапись «Звуки барабана шамана»

Раздаточный материал: карточка с заданиями у каждого учащегося, альбомные листы, маркеры

Организация пространства: работа в группах

План и этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемного вопроса.
  4. Постановка цели, формулирование темы урока.
  5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения.
  6. Физминутка.
  7. Первичное закрепление.
  8. Включение в систему знаний и умений. Групповая работа.
  9. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  10. Итог урока. Рефлексия деятельности.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

Содержание урока

Время

  1. Организационный момент

Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников. Учитель обращает внимание, что у них на столах лежат карточки с заданиями, в которых они будут работать на уроке, листы для коллективной работы, маркеры.

(Дети работают в группах, по 6 человек)

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (тема предыдущего урока «Культура и религия»)

(Ответы учащихся)

-Какую роль религия играет в культурной жизни людей?

(Ответы учащихся)

-Мы познакомились с памятниками архитектуры. Назовите наиболее запомнившиеся вам сооружения.

(Ответы учащихся)

-Какие вопросы вы приготовили дома для своих одноклассников?

(Учащиеся задают вопросы друг другу по группам по изученному материалу (вопросы записаны на листочках, дети подготовили их дома):

Что такое религия?

Как вы понимаете словосочетание «национальные религии»?

 Объясните значение слов индуизм и иудаизм и т.п.)

(Эти вопросы прикрепляются к магнитной доске. Учащиеся отвечают  на вопросы одноклассников.)

-Я тоже сегодня приготовила для вас вопросы.(вывешиваются на доске)

Многобожие – что это?

Каково значение слова «монотеизм»?

-Скажите, на все ли вопросы вам удалось дать ответ?

-Нет.

-А почему?

         -Нам не хватает  знаний.        

  1. Постановка проблемного вопроса

-Послушайте притчу.

Притча «Кто такой бог».

 «Где - то в горах была расположена одна деревня, все жители которой были трудолюбивыми людьми и верили в Бога.

Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю.

И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог

Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба.

Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе.

Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу.

Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения.

И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся.

Все жители деревни всполошились и возник спор: кто же прав, действительно ли ошибся первый путешественник? Тогда решили отправить третьего смельчака, чтобы все сомнения развеялись. И такой нашелся.

Спустя какое - то время, пока третий смельчак был в своем нелегком путешествии к морю, жители деревни разделились на два лагеря: одни верили в Бога-рыбу, а другие всей душой приняли Бога-осьминога.

Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж.

- Как вы думаете, какова главная мысль-мораль этой притчи? («Каждый считал, что бог может выглядеть по – разному» и другие ответы учащихся)

-А почему путешественники приняли за Бога разные существа?

(Ответы учащихся)

-Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы)

  1. Постановка цели, формулирование темы урока

-Попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в группах. Ответы запишите на листочках.

(Учащиеся формулируют тему урока (в группах), записывают на листочках, высказывают собственное мнение).

«Люди верят в разных богов»

«Люди считают, что боги разные»

«Как возникли разные верования в религии»

«Во что верили древние люди» и т.п.

(Составление схемы на доске)

(Учитель открывает тему урока, записанную в центре схемы, учащиеся сверяют свои предположения с написанным)

-Тема нашего урока «Возникновение религий. Древнейшие верования». (слайд)

-Обратимся к схеме. В ходе урока каждый самостоятельно сможет дать на эти вопросы ответ (на доске вывешивается лист с вопросами). (слайд)

-Что я не знаю?

-Что я хотел бы узнать на уроке?

         -О чем я узнал?

-Подумайте и ответьте на второй вопрос. Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(ответы учащихся)

-Сегодня мы также узнаем значения слов «многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец».

-Как вы думаете, сколько лет назад возникла религия?

(учащиеся совещаются в группах и высказывают свою точку зрения) 

  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

(слайд) 

-Религия возникла на заре человеческих цивилизаций. Так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных цивилизациях наблюдаются признаки религиозности.

-А в чем они могли проявляться?

 (мнения учащихся)

-В самых древних захоронениях почти 40 тыс. лет тому назад обнаруживаются зачатки религии в виде погребального культа. Археологи во время раскопок находят много различных артефактов (статуэток в виде кукол, образов людей с головами животных, различных кулонов и медальонов с нанесенными на них молитвами). Но все они разные.

-Почему?        

(ответы учащихся)

-Религия отличается не только своим возрастом, но и многоликостью. У древних славян, населявших территорию нашей страны в древности, у эскимосов на севере, у жителей Африканского континента, а также жителей засушливых пустынь – у любого народа на земле были и есть свои боги. И у каждого свои обычаи и правила поклонения им.(слайд)

-В начале своего существования человеческая цивилизация пыталась оказывать влияние на природные стихии–наводнения, ураганы, засуху, уносившие часто жизни целых племен и поселений людей.

-Как люди могли это делать?

(ответы учащихся)

-Люди считали, что если полить водой землю и прочитать заклинания под звук барабана шаманов, то можно вызвать дождь, а если совершить несколько религиозных ритуалов перед охотой, то можно принести крупную добычу. Послушайте, как шаманы привлекали хорошую погоду. (слайд)

(включается аудиозапись звуков религиозного ритуала шамана)

-Так и появились первые ритуалы, а вместе с ними и божества, которые помогали каждый в своем деле. Получили свое распространение и различные магические предметы. Когда они не действовали, человек пытался договориться с высшими силами и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы переросли в молитвы и жертвоприношения.

-Вернемся к началу урока. Подумайте и скажите, как можно объяснить термин «многобожие»? (слайд)

МНОГОБОЖИЕ

(Вера в разных богов)

-Но не все духи и боги были добрыми и благоволили людям. А как люди могли защитить себя от злых духов?

(Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.)

-Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом?

(слайд)

ОБЕРЕГИ

6. Физминутка (выполняются упражнения на расслабление мышц спины)

7. Первичное закрепление

-Обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 5.

(слайд)

- Какой древний ритуал изображен на этом рисунке?

(Загробный суд)

-У древних египтян было много различных богов. Бог Солнца – Ра был главным богом Египетского государства, царем богов. Он дарил земле и людям свет, тепло и жизнь. Египтяне поклонялись богине неба Нут, богу плодородия – Осирису, богу земли Гебу.

РИТУАЛ

-Религиозный ритуал помогал усопшему фараону совершить переход из царства живых в царство Осириса, где он превратится в звездное божество. Для этого нужно было совершить множество церемоний.

(слайд)

-У наших далеких предков-древних славян также было немало богов и духов, которые отождествлялись с силами природы. Самым ярким из них был Род-бог творец. Внешне боги были похожи на людей, но многие из них могли превращаться в животных, в образе которых они и представали перед людьми. Среди них Белбог, Велес, Даждьбог, Перун, Лель, Сварог и другие.

-Служителями культа в этих цивилизациях были жрецы. Их задача заключалась в служении богам и совершении обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. После жертвоприношения жрец обычно произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии.

ЖРЕЦ

 (По ходу урока все новые слова вывешиваются на доске)

8. Включение в систему знаний и умений. Групповая работа

- А сейчас поработаем в группах. Ваша задача прочитать текст на с.5-7 и сформулировать ответы на вопросы:

«Как называли людей, верующих в разных богов?»

«Как я понимаю, что такое монотеистическая религия?», записанные под №1 и 2 в ваших карточках.

(Дети работают в группах самостоятельно и коллективно формулируют ответ на вопрос. Затем высказывают свое мнение.)

ЯЗЫЧНИК

МОНОТЕИЗМ

 9. Самостоятельная работа и проверка по эталону

-Итак, сегодня мы много говорили о причинах возникновения разных религий, их многообразии. У вас на столах лежат толковые словари. С их помощью выполните задание №3 в ваших карточках.

(Учащиеся работают с толковыми словарями. Дети записывают из словаря значения слов.)

РИТУАЛ-порядок обрядовых действий

ЖРЕЦ-служитель божества, совершающий обряды жертвоприношения и другие.

(Группы называют ответы)

-Наш урок подходит к концу. Подведем итог всему, о чем говорили на уроке. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу – задание №4. В каждом вопросе 3 варианта ответа.

(Учащиеся берут индивидуальные карточки с тестами и заполняют их)

  1. Когда возникли у человека религиозные чувства?

а) в современное время

б) на самом раннем этапе истории развития человечества

в) когда человек научился читать и писать

  1. Во что изначально верили люди:

а) в духов

б) в богов и духов

в) в единого Бога

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов?

а) многобожие

б) пантеон

в) верование

(слайд)

 (Проверка осуществляется по слайду)

10. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Молодцы. Вы успешно справились с работой.

-А теперь оцените вашу работу на уроке самостоятельно. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал ......

Мне было особенно интересно .....

(учащиеся записывают на своих карточках ответы, отвечают устно)

11. Домашнее задание

-Домашнее задание: подготовить кроссворд по темам «Верования древних славян», «Верования Древнего Египта» на выбор.

1 мин

4 мин

3,5 мин

4,5 мин

7 мин

2,5 мин

5 мин

8 мин

7 мин

2 мин

0,5 мин

Литература

  1. В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книга для учителя. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.
  2. http://nlo-mir.ru/mistika/37037-slavjanskie-bogi.html
  3. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока "Культура и религия"

Модуль курса ОРКиСЭ«Основы мировых религиозных культур»...

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

Методическая разработка урока "Культура и религия".

Культура - материальные и духовные ценности, созданные человеком на протяжении своей истории. К духовным ценностям относится и религия - корень любой культуры.Скульпторы создают статуи богов и ст...

Методическая разработка урока на тему: "Мифы Древней Греции. Деревянный конь".

Учебный материал урока носит объяснительный характер, имеет высокую наглядность за счет использования презентации, иллюстраций, карты, которые учитель демонстрирует параллельно своему рассказу. Активи...