- Организационный момент
Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников. Учитель обращает внимание, что у них на столах лежат карточки с заданиями, в которых они будут работать на уроке, листы для коллективной работы, маркеры. (Дети работают в группах, по 6 человек) - Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (тема предыдущего урока «Культура и религия») (Ответы учащихся) -Какую роль религия играет в культурной жизни людей? (Ответы учащихся) -Мы познакомились с памятниками архитектуры. Назовите наиболее запомнившиеся вам сооружения. (Ответы учащихся) -Какие вопросы вы приготовили дома для своих одноклассников? (Учащиеся задают вопросы друг другу по группам по изученному материалу (вопросы записаны на листочках, дети подготовили их дома): Что такое религия? Как вы понимаете словосочетание «национальные религии»? Объясните значение слов индуизм и иудаизм и т.п.) (Эти вопросы прикрепляются к магнитной доске. Учащиеся отвечают на вопросы одноклассников.) -Я тоже сегодня приготовила для вас вопросы.(вывешиваются на доске)
Каково значение слова «монотеизм»? |
-Скажите, на все ли вопросы вам удалось дать ответ? -Нет. -А почему? -Нам не хватает знаний. - Постановка проблемного вопроса
-Послушайте притчу. Притча «Кто такой бог». «Где - то в горах была расположена одна деревня, все жители которой были трудолюбивыми людьми и верили в Бога. Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю. И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог. Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба. Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе. Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу. Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения. И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся. Все жители деревни всполошились и возник спор: кто же прав, действительно ли ошибся первый путешественник? Тогда решили отправить третьего смельчака, чтобы все сомнения развеялись. И такой нашелся. Спустя какое - то время, пока третий смельчак был в своем нелегком путешествии к морю, жители деревни разделились на два лагеря: одни верили в Бога-рыбу, а другие всей душой приняли Бога-осьминога. Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж. - Как вы думаете, какова главная мысль-мораль этой притчи? («Каждый считал, что бог может выглядеть по – разному» и другие ответы учащихся) -А почему путешественники приняли за Бога разные существа? (Ответы учащихся) -Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы) - Постановка цели, формулирование темы урока
-Попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в группах. Ответы запишите на листочках. (Учащиеся формулируют тему урока (в группах), записывают на листочках, высказывают собственное мнение). «Люди верят в разных богов» «Люди считают, что боги разные» «Как возникли разные верования в религии» «Во что верили древние люди» и т.п. (Составление схемы на доске)
(Учитель открывает тему урока, записанную в центре схемы, учащиеся сверяют свои предположения с написанным) -Тема нашего урока «Возникновение религий. Древнейшие верования». (слайд) -Обратимся к схеме. В ходе урока каждый самостоятельно сможет дать на эти вопросы ответ (на доске вывешивается лист с вопросами). (слайд) -Что я не знаю? -Что я хотел бы узнать на уроке? -О чем я узнал? |
-Подумайте и ответьте на второй вопрос. Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся) -Сегодня мы также узнаем значения слов «многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец». -Как вы думаете, сколько лет назад возникла религия? (учащиеся совещаются в группах и высказывают свою точку зрения) - Построение и реализация проекта выхода из затруднения
(слайд) -Религия возникла на заре человеческих цивилизаций. Так считают археологи и антропологи. Даже в самых примитивных цивилизациях наблюдаются признаки религиозности. -А в чем они могли проявляться? (мнения учащихся) -В самых древних захоронениях почти 40 тыс. лет тому назад обнаруживаются зачатки религии в виде погребального культа. Археологи во время раскопок находят много различных артефактов (статуэток в виде кукол, образов людей с головами животных, различных кулонов и медальонов с нанесенными на них молитвами). Но все они разные. -Почему? (ответы учащихся) -Религия отличается не только своим возрастом, но и многоликостью. У древних славян, населявших территорию нашей страны в древности, у эскимосов на севере, у жителей Африканского континента, а также жителей засушливых пустынь – у любого народа на земле были и есть свои боги. И у каждого свои обычаи и правила поклонения им.(слайд) -В начале своего существования человеческая цивилизация пыталась оказывать влияние на природные стихии–наводнения, ураганы, засуху, уносившие часто жизни целых племен и поселений людей. -Как люди могли это делать? (ответы учащихся) -Люди считали, что если полить водой землю и прочитать заклинания под звук барабана шаманов, то можно вызвать дождь, а если совершить несколько религиозных ритуалов перед охотой, то можно принести крупную добычу. Послушайте, как шаманы привлекали хорошую погоду. (слайд) (включается аудиозапись звуков религиозного ритуала шамана) -Так и появились первые ритуалы, а вместе с ними и божества, которые помогали каждый в своем деле. Получили свое распространение и различные магические предметы. Когда они не действовали, человек пытался договориться с высшими силами и всячески их задабривал. Заклинания и ритуалы переросли в молитвы и жертвоприношения. -Вернемся к началу урока. Подумайте и скажите, как можно объяснить термин «многобожие»? (слайд) (Вера в разных богов) -Но не все духи и боги были добрыми и благоволили людям. А как люди могли защитить себя от злых духов? (Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.) -Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом? (слайд) 6. Физминутка (выполняются упражнения на расслабление мышц спины) 7. Первичное закрепление -Обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 5. (слайд) - Какой древний ритуал изображен на этом рисунке? (Загробный суд) -У древних египтян было много различных богов. Бог Солнца – Ра был главным богом Египетского государства, царем богов. Он дарил земле и людям свет, тепло и жизнь. Египтяне поклонялись богине неба Нут, богу плодородия – Осирису, богу земли Гебу. -Религиозный ритуал помогал усопшему фараону совершить переход из царства живых в царство Осириса, где он превратится в звездное божество. Для этого нужно было совершить множество церемоний.
(слайд) -У наших далеких предков-древних славян также было немало богов и духов, которые отождествлялись с силами природы. Самым ярким из них был Род-бог творец. Внешне боги были похожи на людей, но многие из них могли превращаться в животных, в образе которых они и представали перед людьми. Среди них Белбог, Велес, Даждьбог, Перун, Лель, Сварог и другие. -Служителями культа в этих цивилизациях были жрецы. Их задача заключалась в служении богам и совершении обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. После жертвоприношения жрец обычно произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. (По ходу урока все новые слова вывешиваются на доске) 8. Включение в систему знаний и умений. Групповая работа - А сейчас поработаем в группах. Ваша задача прочитать текст на с.5-7 и сформулировать ответы на вопросы: «Как называли людей, верующих в разных богов?» «Как я понимаю, что такое монотеистическая религия?», записанные под №1 и 2 в ваших карточках. (Дети работают в группах самостоятельно и коллективно формулируют ответ на вопрос. Затем высказывают свое мнение.)
9. Самостоятельная работа и проверка по эталону -Итак, сегодня мы много говорили о причинах возникновения разных религий, их многообразии. У вас на столах лежат толковые словари. С их помощью выполните задание №3 в ваших карточках. (Учащиеся работают с толковыми словарями. Дети записывают из словаря значения слов.) РИТУАЛ-порядок обрядовых действий ЖРЕЦ-служитель божества, совершающий обряды жертвоприношения и другие. (Группы называют ответы) -Наш урок подходит к концу. Подведем итог всему, о чем говорили на уроке. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу – задание №4. В каждом вопросе 3 варианта ответа. (Учащиеся берут индивидуальные карточки с тестами и заполняют их) - Когда возникли у человека религиозные чувства?
а) в современное время б) на самом раннем этапе истории развития человечества в) когда человек научился читать и писать - Во что изначально верили люди:
а) в духов б) в богов и духов в) в единого Бога - Как называется религия, в которой почитается много богов?
а) многобожие б) пантеон в) верование (слайд) (Проверка осуществляется по слайду) 10. Итог урока. Рефлексия деятельности - Молодцы. Вы успешно справились с работой. -А теперь оцените вашу работу на уроке самостоятельно. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы: Сегодня на уроке я узнал ...... Мне было особенно интересно ..... (учащиеся записывают на своих карточках ответы, отвечают устно) 11. Домашнее задание -Домашнее задание: подготовить кроссворд по темам «Верования древних славян», «Верования Древнего Египта» на выбор. |