Проект " Моя семья"
проект по истории (3 класс) на тему

Зайцева Татьяна Владимировна

Проект " Моя семья" выполнила ученица 3 класса Рассолова Жанна. Проект был представлен на  районный этап НОУ.  Приложение к работе- презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

« Чойская средняя  общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«История  моей семьи»

                                                                                                   

                                                                               

                                                                                  Выполнила:

                                                           Рассолова Жанна,

                                                                                  обучающаяся  3 «Б» класса,

                                                                                   МОУ «Чойская СОШ»

                                                          Чойского района

                                                                     Руководитель: Зайцева

                                                                     Татьяна Владимировна

Село Чоя, ул. Советская, 14

                                                    Содержание.

 I. Введение.                                                                                      

II. Истоки возникновения  моей семьи.                                  

           1.Мои  русские корни.                                                                

           2.Корни алтайской  национальности.                                        

           3.Моя семья.                                                                                

   III. Вывод.                                                                                          

   IV. Список  литературы .                                                                  

   V. Интернет-ресурсы.                                                                               

                                                                                  Введение

    (Слайд 2)    В Словаре Ожегова дано определение семьи: «Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами»  

 Семья - самое драгоценное, что есть у человека. Все остальное, чем приходится заниматься, делается для того, чтобы сделать жизнь близких людей уютнее, комфортнее, радостнее. И так происходит из поколения в поколение: родители воспитывают своих детей, дети вырастают - родители стареют. Но при этом каждая семья по-своему уникальна. Это только с одной стороны все одинаковые. У любой семьи есть история, которая уходит в глубину веков, и часто там  теряется.  

( Слайд 3) Актуальность.

     Не многие могут похвастаться знанием родословной семьи, ограничиваясь ближайшими родственниками. Ведь по истории своих предков можно строить своё будущее! Не зря ведь говорят: все новое, это хорошо забытое старое!

Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род  и перечислить имена предков больше, чем до третьего поколения. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?  Чтобы всё это познать, я решила узнать,  кто были мои бабушка, дедушка, прабабушка и прадедушка. Откуда они приехали, чем занимались, как жили?    

  Исходя из этого, я поставила перед собой  

цель: изучение истории моей семьи.

Объект исследования: история образования моей семьи

Предмет исследования: моя семья

( Слайд 4)  Задачи:

  1. Прочитать источники по истории алтайского, тубаларского  и русского народов.
  2. Провести опрос.
  3. Изучить историю моей семьи.
  4. Сделать выводы.

Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов.

 ( Слайд 5) Ожидаемая результативность:

1. В процессе исследования я узнала историю своей семьи, в результате смешанного брака родилась я и мои сёстры.

2. Исследование было представлено на классном часе, где  обучающиеся заинтересовались и решили исследовать историю своих семей, для того, чтобы на уроках истории предоставить генеалогическое древо своих семей.

Сроки исследования: декабрь2010 г.- январь 2 012г.

    (Слайд 6)    Наша семья - многонациональная. Мама - алтайка, папа- русский. Я заинтересовалась историей  возникновения нашей семьи. Изучила литературу об алтайском народе, тубаларах. В зимние  вечера слушала рассказы  родителей об их семьях.  Теперь хочу рассказать историю своей большой и дружной семьи.

                                                                   Истоки возникновения  моей семьи.

Мои  русские корни.  

       Родилась  я  в  селе  Чоя в 2003 году, но мои корни уходят далеко за пределы   республики Алтай.

      (Слайд 7)  Папа - выходец из русской семьи, которая    проживает  в Чойском районе.  ( Слайд 8) Бабушка Рассолова Анфиза Кузьмовна, сейчас ветеран труда,   приехала в с. Советское из Красносельска. Во время Великой Отечественной Войны она трудилась, как и все подростки  в  деревне. После войны бабушка работала заведующей склада при совхозе.  Предки дедушки Рассолова Матвея Александровича родом из Рязанской области. Дедушка был трактористом. У бабушки и дедушки трое детей, в том числе и мой папа,  Рассолов Михаил Матвеевич.

Корни алтайской  национальности

     (Слайд 9)  В горной части Алтая расселены южные алтайцы – телеуты, телёсы,теленгиты и др. племена, а в предгорной  части северные алтайцы  – тубалары, челканцы, кумандинцы.

( Слайд  10 ) Мамин  род происходит из тубаларов, малочисленного народа, которые в  Республике Алтай живут в основном в Турочакском и Чойском районах.  Тубалары (туба) — тюркоязычный народ. По переписи населения 2002 года численность тубаларов в РФ составила 1565 чел., в том числе в Республике Алтай — 1 533 чел. — в основном в Чойском районе.      Основное занятие тубаларов:

 -   охота на соболя, белку, зайца, лису, медведя, лося;

 -  рыболовство

-собирание съедобных диких растений – колбы (черемши), калины, смородины, кандыка,  кедрового ореха, заготовка их впрок на зиму и для продажи.

(Слайд 11)    Жилище  тубаларов  — айлу (чайлу) — представляло собой квадратное  сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. К сожалению,  старинных фотографий не сохранилось, есть современные.

        Наиболее распространёнными видами молочной пищи  моих прабабушек  и  прадедушек  по маминой линии были сыры: кислый — курут и пресный — пыштак и сквашенное молоко — чеген (айран). Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан).  Из кобыльего молока готовили  кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы — кёчо из разных круп, в основном из перловой.  Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде — джёргом, казы, карта.

     (Слайд 12)  Мамина бабушка, ее звали Кöрÿчакова Кöкчиль Атпуевна (сööк кÿзен), родом из Чойского района  из села Малая Иша.  Мамин дедушка, Алтайчинов Степан Яковлевич, был также тубаларом (сööк jÿс). У них с бабушкой было 7 детей, в том числе Алтайчинова Елизавета Степановна, мамина мама.  К сожалению, дедушка  погиб во  второй Мировой войне.   В то время мужчины носили  длинные  рубахи с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны. Сверху надевалась свободная овчинная шуба. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.

Женщины носили халат из тонкой шерсти прямого покроя с узким втачным рукавом,  расшитым тесьмой.  

(Слайд 13)  А это современная одежда  алтайского  народа.  Свадебный обряд.

       Жизнь  алтайских народов, в том числе и тубаларов,  начала меняться после поселения русских крестьян и возникновения Алтайской духовной миссии. Многие тубалары заимствовали у русских крестьян элементы хозяйствования и быта. Стали вести комплексное сельское хозяйство, оседлое скотоводство со стойловым содержанием скота. Позднее к этому хозяйству добавилось  пчеловодство и огородничество. Для жилья  стали рубить русские избы.

       С приходом  русских многие тубалары приняли христианство, поэтому у моей прабабушки было ещё и русское имя - Евдокия, Дуся. (Слайд 14)    И мою бабушку назвали русским именем - Лиза. (Слайд 15) Елизавета Степановна закончила Национальную школу г. Горно-Алтайска, которая сейчас называется «Республиканская гимназия им. В.К. Плакаса», (Слайд16) потом училась в городе Барнауле ,  в техникуме на библиотечном отделении. В 60-е годы  она работала в  селе Улаган заведующей библиотекой.  Позднее поступила в Горно-Алтайский педагогический  институт,  на   физико-математический факультет. Там Елизавета Степановна  встретила моего дедушку Бланкина  Ивана Васильевича, проучилась  она всего 1 год, так как была нехватка учителей в селах, и ее отправили в село  Усть-Мута Усть-Канского района. Вместе с ней приехала в Усть-Муту и  Кöрÿчакова Кöкчиль Атпуевна, её мама. (Слайд 17) К тому времени  моя бабушка уже имела дочь, Ирину, мою тетю. (Слайд 18)  Вскоре бабушка с дедушкой поженились и в  (Слайд 19)  1966 г. в селе Усть- Мута родилась моя мама – Валентина Ивановна.

                                                                                         Моя семья.

В 1986 году мама приехала в Чойский район с. Советское по распределению работать бухгалтером в совхозе. Она закончила Горно-Алтайский сельскохозяйственный техникум. Папа работал там трактористом. В 1987 году мама и папа поженились. (Слайд20). Вскоре родилась моя старшая сестра- Настя.  (Слайд 21) Так и остались они жить в селе Советское на улице  Афганская 3.  Наша семья состоит из пяти человек: у меня есть две сестры - Настя и Диана.  Мама -  Депутат сельского поселения, предприниматель, «Крестьянского хозяйства». (Слайд 22-23) В нашем  хозяйстве  живут  коровы,  кони,  телята, гуси, свиньи, куры.  Со  всем этим большим хозяйством справляется наша  дружная семья. (Слайд 24)  Папа  работает  лесу. (Слайд 25) Настя, старшая сестра, также как и наша бабушка, училась в городе в Республиканской гимназии им. В.К. Плакаса, потом закончила Горно-Алтайский Государственный Университет, теперь работает в г. Горно-Алтайске в Министерстве  Образования в Республиканском центре оценки качества образования.  Диана учится в 5 классе.

Я - младшая дочь,   зовут  меня  Жанна, мне 8 лет. ( Слайд26)  Учусь  я в  Чойской школе, в третьем  «Б» классе. У меня здесь много друзей. Учусь  хорошо,  что очень радует  меня и моих родителей. Люблю помогать маме: (Слайд27) заправляю кровати, мою посуду и убираю по дому, вышиваю,  (Слайд 28)  рисую и вяжу. Участвую в школьных конкурсах. Мы с Дианой мечтаем получить хорошее образование и приносить людям пользу.

      Наша семья дружная и крепкая. Мы часто встречаемся все вместе,  помогаем друг другу и очень счастливы  этим. У нас есть свои устоявшиеся традиции.

      Дни рождения мы встречаем с конкурсами, играми, призами. Подарки готовим с вечера, чтобы именинник, открыв глаза, сразу увидел желаемое. А в новогоднюю ночь, как только часы пробьют 12, на пороге обнаруживается

огромный мешок с подарками для всех. (Слайд 29) Новый год мы отмечаем вместе с бабушками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков. ( Слайд 30-31)        Еще одна традиция - поездки  на природу. 

         

Вывод.

      При подготовке этого проекта я узнала, что моя семья многонациональная. У нас в роду есть и русские, и алтайцы. Я считаю, что это очень хорошо, знать свои корни и их традиции.
Это воспитывает в людях терпимость к другим народам. Мы все живем на одной земле, и это нас всех объединяет. Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. В результате моей работы я получила вот такое генеалогическое древо.  Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что, что историю нашей семьи и ее традиции  я передам своим  детям  и внукам.  Пусть они продолжают генеалогическое древо нашего рода.

Список использованной литературы:

  1. Алтайский национальный костюм» Алтайское книжное издательство, 1990 г.
  2. Ефремова Т.Ф. «Алтайцы»
  3.  Газета « Звезда Алтая» № 5/2009г.
  4. История Горного Алтая
  5. Потапов Л.П. «Тубалары Горного Алтая»,1972 г. Москва
  6. Фотоальбом «Республика Алтай» г. Горно-Алтайск, 1996 г.

Интернетресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тубалары

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Урок окружающего мира на тему :"Как живет семья". Проект "Моя семья"

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга...

"Где живет семья? Проект "Моя семья"

Урок окружающего мира. Который поможет учителю...

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

Урок окружающего мира 1 класс Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья»

Урок  окружающего  мира  по  теме  "Как  живёт  семья.  Проект "Моя  семья"   проведён  был  в  1  классе.  Проведению...

Проект "Моя семья" Беседа: "Семья - 7Я".

Проект "Моя семья"Беседа: "Семья - 7Я"....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....