Урок истории. Древние цивилизации. 4 класс. 2100.
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Большухина Наталья Валентиновна

 Древние цивилизации. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_drevniy_mir_4_kl.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
        Древний мир-

ФИО (полностью)

Большухина  Наталья Валентиновна

Место работы

МОУ СОШ  Новоорловская средняя общеобразовательная школа

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

4 класс

Тема и номер урока в теме

Древний мир– рождение первых цивилизаций».

Базовый учебник

Окружающий мир  4 класс  1 часть

А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов

 

 Цель урока: Создать у учеников первичные представления об эпохе Древнего мира (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, в устройстве общества);

Задачи

  обучающие:- познакомить учащихся  с новым многозначным понятием – «цивилизация»; учить работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение.

    развивающие: -развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление),   устную и письменную речь, обогащать словарный запас, «читать» легенду карты.

       -воспитательные:  продолжить воспитание интереса к историческим источникам .

формировать общеучебные умения и навыки:

           1.регулятивные (организация рабочего места, осуществление контроля и

               самоконтроля);

2.познавательные (умение работать с книгой, обобщать, выделять главное,   сравнивать);

3.коммуникативные (умение слушать, работать в парах).

Тип урока   урок введения новой темы

Формы работы учащихся индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, экран ,презентация,  учебник, карточки, контурные карты

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия.

1

Организационный момент

Ресурс 1

Слайд(  1)

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой

(предлагает стихотворение-настрой на работу:

Настраивает учащихся на восприятие учебного материала.

Нас сегодня ждет дорога.

И нам многое надо узнать.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять

Воспринимают информацию представленную на экране и  сообщаемую учителем. Вместе с учителем вслух проговаривают стихотворение, настраивающее их на работу.

Настраиваются на рабочее настроение.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

2

Актуализация опорных знаний

(тест)

Ресурс 1

 (слайд2) лента времяни

Ресурс 2.

На предыдущем уроке истории началось наше путешествие по Всемирной истории человечества. Напомните, на какие части ученые делят историю человечества?

С какой эпохи берет свое начало всемирная история? Укажите ее временные границы.

 Вспомните, где мы совершили последнюю остановку?

Учитель обращает внимание учеников на панно «Поселок людей современного вида

-Перечислите все культурные достижения людей в эпоху Первобытного мира.

Всемирную историю ученые делят на исторические эпохи. (Учащиеся раскрывают понятие «историческая эпоха».)

перечисляют все этохи по ленте времени.

Всемирная история началась с эпохи Первобытного мира, более 2 миллионов лет назад, и закончилась около 5 тысяч лет назад.

Возникновение земледелия и скотоводства – одно из главных достижений первобытного человека. До этого человек ничего не производил и питался лишь тем, что давала ему природа. Теперь, выращивая растения и животных, сам он реже голодал и меньше зависел от ее капризов. Жизнь его стала более сытой и безопасной

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признаёт важность учёбы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

3

Постановка учебной задачи и её решение

(диалог)

Ресурс 1

Карточка древний мир

Слайд3    

Сравни людей разных эпох

-  Давайте  продолжим путешествие по эпохам Всемирной истории.

Какая следующая историческая эпоха нас ждёт?

--Идёт время ,человечество развивается.

Рассмотри  на слайде людей этой эпохи.

Сравни с людьми первобытного мира с людьми древнего мира.-

Изменилась ли жизнь людей ?

Во внешнем облике.

- за счёт чего он стал луче жить ?

Цивилизованным стал человек.

Эпоха древнего мира

Луше одеваться, читать книги, посуду изготовлять ,изобретать стал человек. Стал более образованным, культурным

Участвуют в мини-обсуждении

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Поиск  решения учебной задачи

(работа со словарями))

Карточка- цивилизация

Слайд 4

. Постановка проблемы

Что такое цивилизация?

Учитель. Как вы думаете, почему именно это слово дало название второй ступени развития человеческого общества?

 Учитель предлагает проверить их и уточнить, прочитав текст параграфа.

Учитель. Оправдались ли ваши предположения?

 Так что же такое цивилизация?

 Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государство, письменность.

Воспринимают поставленные учителем задачи.

Дети читают определения в различных словарях

Ученик дает этимологическую справку (см. творческое домашнее задание):

«Слово «цивилизация» пришло из латинского языка и связано со словами, которые означают «государственный» или «гражданский»».

Ученики высказывают свои предположения по данному вопросу.

Учащиеся читают первый абзац на с. 53 учебника, включая основную мысль урока.

Новая, более высокая ступень развития человечества.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

5

Первичное усвоение новых знаний

(сообщения)

Ресурс 1

Слайд

Рассмотрите карту на с. 54 – 55.

1)― Что обозначено на карте широкой розовой линией?

2)― Что находится за пределами этой границы?

3)― Какой мир был обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

4)― Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии?

5)― В каких частях света?

 Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации?

 Какой вывод мы можем сделать? Два мира одновременно существовали на планете.

 Итак: два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.

 У слова «цивилизация» есть еще одно значение – так называют страну со своей особой культурой.

 Рассмотрите карту на с. 54 – 55.

 Что отмечено разными цветами на карте?.

 Какие цивилизации расположились в Европе? Древний Рим, Древняя Греция (Эллада)

 Назовите цивилизации Древнего Востока.

― Где именно размещалась древняя цивилизация?

)

Граница цивилизованного мира.

То, что осталось,  – мир первобытных племен.

Мир первобытных племен обширнее.

В восточном.

Теплый, жаркий

Африка, Европа, Азия.

.

Разные древние цивилизации

Древний Египет, Междуречье (Западная и Средняя Азия), Древняя Индия, Древний Китай.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признаёт важность учёбы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия

6.

Физминутка

Слайд(  )

Организует проведение Друг другу делаем массаж спины со словами «Светит солнышко. (Пальчиком рисуем круг и лучики.) Пришла туча (ладошкой поглаживаем). Начался маленький дождик (постукиваем одним пальцем), пошел дождь посильнее (двумя пальцами), сильный дождь (всеми пальцами). Стихает дождь (двумя пальцами), еще тише (одним пальцем), туча ушла (ладошкой поглаживаем). Выглянуло солнышко (пальчиком рисуем круг и лучики)».

 физкультминутки.

Дети выполняют упражнения для физкультминутки

7

Первичная проверка понимания

Работа  коллективная и индивидуальная

Слайд(  )

Древние цивилизации

1)междуречье

2)Египет

3)Китай

4)Индия

5)Греция

6)Рим

Дети работают с картами обводят границы древних раскрашивают .цивилизации , слушают сообщения.

Сообщение ребёнком 1)Винс Снежана

2.Климова Л,Ормов д

3.Горбунов Б

4)Моисеев Д

5) Варфоломеева Н.

Андросова В

6)Бузыкина В

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признаёт важность учёбы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

8

Рефлексия

(тест)

Ресурс1слайд)

Ресурс2(слайд  )

Вырежете из предложенных изобретений древнего мира предметов и сопоставьте с картой – приклейте эти изобретения на карту в нужную цивилизацию.

Распределяют  

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признаёт важность учёбы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

9

итоги

Урок подходит к концу, но наше знакомство с эпохой Древнего мира на этом не заканчивается. Мы продолжим путешествие по второй эпохе Всемирной истории на следующем уроке.

Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока, - что нового для себя вы узнали?

 Оценивает работу учащихся по данной теме.

Жёлт. Смайл-я успешно работаю, помогу другому

Розов. Смайл- я спешно работаю.

Зел. Смайл- мне пока ещё не всё удаётся , но я стараюсь быть успешным.

Учащиеся задают вопросы учителю, анализируют свою работу и сами (выбирают смайлик оценивают  себя свою работу)

Дети оценивают работу.

Дети оценивают  свою работу

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

10

Домашнее задание

1)тетрадь стр. 36,37,38 №1,2 или подг. небольшие сообщения об архитектурных памятниках древ.цив

Конспект урока по окружающему  миру в 4 классе (ОС «Школа 2100»).

Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций».

Цели урока:  Линия 1. Овладение картиной мира:

 научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира;

 учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времен Древнего мира.

Линия2. Чувственно – эмоциональное отношение к миру:

 учить объяснять, почему нельзя согласиться с представлением о добре и зле, которые господствовали во времена Древнего мира.

Оборудование:

 песочные часы;  календарь с названием месяцев; буквы алфавита;цифры; учебник с.53 – 59; рабочая тетрадь с.36 – 40.  

План урока.

I.  Организационный момент.

II. Постановка проблемы: какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

III. Версии детей, актуализация знаний.

IV. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).

1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.

2. Мораль Древнего мира.

V. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Конспект урока.

I. Организационный момент.

 Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

 Скажите, а где мы побывали на прошлых уроках? В первобытном мире.

 Что интересного узнали об этой эпохе?

 Откройте учебники на с. 46, посмотрите на «Реку времени». В какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? В эпоху Древнего мира. 

 Кто может определить временной промежуток эпохи Древнего мира? 3 тысячелетие до новой эры – V век новой эры. (Появляется на доске)

 Тема нашего урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

 Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

 А вам интересно узнать, что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

II. Постановка проблемы.

Ученикам  предлагается набор предметов:

песочные часы, календарь (хорошо видны 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

 Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами? Да, постоянно. где

 Выходит эти изобретения пришли к нам из древнего мира.

 Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? Чтобы рассчитывать свое время в течение дня, года; чтобы читать, писать и считать.

 Каких знаний нам не хватает? Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

 Да, мы не знаем чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи

IV. Поиск решения проблемы (Открытие нового знания).

1. Мир цивилизаций и мир первобытных племен.

 Ответим на первый вопрос: чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира?

 Вы сможете дать определение слову «цивилизация»?

 Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

 Откройте учебники. Посмотрите на рисунок на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация? Более высокая ступень развития общества. Люди живут в городах, возникают государства, появляется письменность.

Если ученики не ответят, использовать подводящий диалог. 

 Где жили люди первобытного общества и цивилизации? В первобытном обществе люди жили в поселках, а в цивилизации – в городах.

 Кто управлял людьми? В первобытном мире – рода и племена, а в цивилизации – государство.

 Как передавались сообщения, знания? В первобытном мире сказаниями, а в цивилизации – при помощи письменности.

 Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества. Появляются города, государство, письменность.

 В форме чего изображена розовая линия? В форме ступеньки.

 Попробуйте дать определение, закончив фразу. Цивилизация – это более высокая ступень развития человечества.

 Как проверить ваше предположение? Прочитать текст учебника.

 Прочитаем вслух на с. 53 второй абзац.

Чтение фрагмента «Новая ступень в развитии общества» до слов «… люди изобрели письменность». 

 Так что же такое цивилизация? Новая, более высокая ступень развития человечества.

 Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? В эту эпоху появились первые цивилизации: города, государство, письменность.

В колонку «Не знаем» под вопросом «Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира? вывешивается «Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества».

Знаем

Не знаем

Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры.

Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира?

 «Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества».

Древний мир – вторая эпоха всемирной истории.

Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

 Рассмотрите карту на с. 54 – 55.

 Что обозначено на карте широкой розовой линией? Граница цивилизованного мира. 

 Что находится за пределами этой границы? То, что осталось,  – мир первобытных племен.

 Какой мир был обширнее – мир первобытных племен или мир древних цивилизаций? Мир первобытных племен обширнее.

 Где возникают древние цивилизации, в каком полушарии? В восточном.

 В каких частях света? Африка, Европа, Азия.

 Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации? Теплый, жаркий.

 Какой вывод мы можем сделать? Два мира одновременно существовали на планете.

 Итак: два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.

 У слова «цивилизация» есть еще одно значение – так называют страну со своей особой культурой.

 Рассмотрите карту на с. 54 – 55.

 Что отмечено разными цветами на карте? Разные древние цивилизации.

 Какие цивилизации расположились в Европе? Древний Рим, Древняя Греция (Эллада)

 Назовите цивилизации Древнего Востока. Древний Египет, Междуречье (Западная и Средняя Азия), Древняя Индия, Древний Китай.

― Где именно размещалась древняя цивилизация? Обратите внимание, по берегам каких морей или каких великих рек?

 Итак, цивилизации Древней Европы разместилась по берегам Средиземного мира, а цивилизации Древнего Востока по берегам рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе и Янцзы.

 

 Закончите фразу: цивилизации – это разные …… (страны)  со своей особой ….. (культурой).

 Проверим наше предположение по учебнику, с. 53, третий абзац.

 Мы были правы? Да

Физпауза.

― Я предлагаю вам проверить себя. В конверте лежат фразы из определений нового понятия. Расположите их  в нужную колонку своей таблицы. Приготовьте таблички и клей.            

Приложение

Люди создают государства.

Страна, население которой взошло на ступень цивилизации.

Вторая после первобытного общества ступень развития человечества.

Люди начинают строить города.

Сложилось общество со своей особой культурой.

Люди изобретают письменность(системы письма).

В итоге у учеников получается:

Цивилизация 1.

Цивилизация 2.

Вторая после первобытного общества ступень развития человечества.

Страна, население которой взошло на ступень цивилизации.

Люди начинают строить города.

Сложилось общество со своей особой культурой.

Люди создают государства.

Люди изобретают письменность(системы письма).

Проверка по образцу с доски.

На какой вопрос колонки «Не знаем» мы еще не нашли ответа? Какие из этих предметов ( песочные часы, буквы, цифры) могли появиться в эпоху Древнего мира?

 Ответ мы сможем найти на с. 56. Рассмотрите иллюстрацию «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

 Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

Дополнения учителя.

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд. Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, … , 9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В ее приморских торговых городах появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и другие. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

 Какой же вы можете дать ответ на наш вопрос: какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира? В эпоху Древнего мира появились буквы и цифры ( с появлением письменности).

 Но в эпоху Древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с. 57.

 Что вы можете сказать? В эпоху Древнего мира появляются железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, парусно-гребные корабли.

Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? Колесницы, парусно-гребные корабли.

 Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнивать орудия труда, то в Древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

 Таким образом, технические достижения в Древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

 Вернемся к таблице. Ответили мы на второй вопрос? Да.

В колонке «Не знаем» под вопросом «Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?» появляется «Календарь, часы, буквы, цифры – предметы эпохи Древнего мира».

Знаем

Не знаем

Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры.

Чем эпоха Древнего мира отличается от эпохи Первобытного мира?

 «Появление цивилизаций – новой ступени в развитии общества».

«Цивилизация – общество со своей особой культурой».

Древний мир – вторая эпоха всемирной истории.

Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

«Календарь, часы, буквы, цифры – предметы эпохи Древнего мира».

 Задание 1 на с. 36 поможет нам полно ответить на этот вопрос.

 Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Эпоха Древнего мира оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Древнего мира отличалась от современной.

VI. Итоги урока.

 Мы нашли ответы на главный вопрос урока?

 Что интересного узнали?

 Оцените свою  работу. Что вам показалось трудным, непонятным, самым интересным на уроке?

 В Древнем мире победителей награждали лавровым венком. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, возьмите себе изображение лаврового венка.

 Давайте спланируем работу на следующий урок. Сделайте свой выбор: ещё один урок посвятим изучению эпохи Древнего мира или познакомимся с новой вехой в истории.

Домашнее задание.

 Выполните одно из заданий в тетради  на с.8 – 41;

Ответьте на любые 2 вопроса в учебнике на с. 59.

Если ученики выбрали  продолжить изучение эпохи Древнего мира:

максимальный уровень –  задание 1 с. 36 – 37; программный уровень –  задание 5 с. 40 – 41; подготовить сообщения об архитектурных памятниках.

  В заключении урока я хочу прочитать слова писателя Рудольфа Фердинандовича Итса, доктора исторических наук:

« В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю».

«Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шёл впереди».

 Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории:;Древний мир"

Специфика истории как науки заключается в том, что ученики  сначала исследует  тексты , предложенные учебником, на основании этого исследования дети воспринимают картину прошлого, получают з...

Урок истории в 3 классе по ОС «Школа 2100» по теме: "Петр Великий"

Развитие познавательной деятельности учащихся...

Конспект урока истории "древний мир"

Конспект урока истории (4 класс) "Древний мир"...

Конспект урока истории "древний мир"

Конспект урока истории (4 класс) "Древний мир"...

Разработка урока истории в 5 классе по теме Искусство Древнего Египта

Разработка данного урока соответствует ФГОС.  Урок построен на основе системно-деятельностного похода в обучении, с элементами развитие критического мышления, проблемного диалога....

Урок истории в 6 классе по теме "Культура Древней Руси"

Технологическая карта урока с самоанализом...