История России в именах, прозвищах и названиях
методическая разработка по истории по теме
Методическая разработка по истории России, в которой дается представление о происхождении на Руси фамилий и названий городов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_v_imenakh_prozvishchakh_i_nazvaniyakh.ppt | 1.22 МБ |
istoriya_rossii_v_imenakh_prozvishchakh_i_nazvaniyakh.doc | 900 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования
Л.В.Лабзовская
536 школа
2008-2009 учебный год
г. Санкт-Петербург
История России в именах, прозвищах и названиях.
Цель:
- Дать представление о происхождении на Руси фамилий и названий городов.
- Познакомить учащихся с династиями Рюриковичей и Романовых.
- Развивать речь учащихся на лексическом и синтаксическом уровне.
- Сообщение цели и темы урока.
- Ребята, вы догадаетесь, чему будет посвящено наше занятие, если выполните следующее задание:
- Распределите на две группы данные существительные и запишите их в два столбика:
Александр прозвище
Романов имя
Название Москва,
Долгорукий фамилия
- Соотнесите между собой слова из первого и второго столбика.
- Покажите с помощью стрелочек связь между ними.
- Проверка задания.
- Итак, чему посвящен урок?
(Именам, фамилиям, прозвищам, названиям).
Тема нашего урока –« История России в именах, прозвищах и названиях».
II. Изучение нового материала.
- Интересно, а разве могут о чем-то рассказать названия и имена?
- Как вы считаете? (мнение детей)
- На сегодняшнем занятии мы узнаем, о чем именно могут рассказать имена и названия.
- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
- Изучая название города Москва, ученые делают различные исторические догадки… Давайте познакомимся с одной из них.
(на доске изображена схема реки и условные знаки болота)
- Известно, что город Москва стоит на реке Москва. Послушаем разговор двух финнов, возможно, когда-то, в далеком прошлом, стоявших на берегу этой реки:
(подготовленные ученики разыгрывают сценку)
1 ученик: Маскува…
2 ученик: Маскава, маскава…
- Сделайте предположения, о чем говорили эти два человека?
(о реке Москве)
- А вот теперь давайте послушаем тот же самый разговор только на русском
языке:
1 ученик: Грязно…
2 ученик: Топко, вязко…
- Согласитесь ли вы с гипотезой одного из ученых, считающего, что слово Москва переводится как болото?
- Объясните свою позицию.
Болото всегда топкое и грязное. И если маскува и маскава переводится как топко и вязко, то, наверное, по этой догадке Москва может переводится как болото.
- Можно ли допустить предположение, что до наших с вами предков на реке Москве жили угро-финские племена?
(мнение детей)
Немало существует и других догадок о происхождении названия нашей древней столицы. Среди них есть и легенды… До наших дней дошла легенда, которая гласит о том, что в стародавние времена жил князь, а звали его Мосоха. И была у него жена – красавица, по имени Ква. Жили они дружно, крепко любили друг друга. Были они неразлучны, а имена их всегда упоминали вместе. Если кто-то говорил о князе Мосохе, то вспоминали имя Ква. Если говорили о княгине Ква, то обязательно проихносили имя ее мужа – Мосоха.
- Какое имя собственное появилось на карте России благодаря нежной любви князя Мосохи и его жены Ква?
(Москва)
- Установите связь между словами в парах и на основании этого подберите недостающие слова.
Юрий | ? | ? | ? |
Юрьев | Николаев | Ярославль | Владимир |
(Николай, Ярослав, Владимир)
- От чего же еще образуются названия городов? (от имен)
- Это не просто имена, а имена людей, основавших эти города. Итак, о чем могут рассказать названия городов? (ответы детей)
- Действительно, названия городов могут рассказать о многом. О многом можно узнать и из прозвищ.
- Задание (на карточке).Прочитайте отрывки из рассказов о князьях и выберите каждому из них прозвище из следующего списка:
Невский, Донской, Калита (кошель), Мудрый, Красное Солнышко, Долгорукий.
- Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту?) и раздавал из него деньги бедным. При нем владения Московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил.
- Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов.
- Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и стараниями Русь прославилась.
- Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон.
- Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов, среди них Юрьев и Юрьев-Польский.
- Один из первых русских князей — Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу
- Какое прозвище получил князь Владимир? (Красное Солнышко)
- А как называли князя Ярослава Владимировича? (Мудрым)
- Какое прозвище получил князь Юрий? (Долгорукий)
- А князь Александр? (Невский)
- Князь Иван Данилович? (Калита)
- И князь Дмитрий? (Донской)
Какое прозвище получил князь Владимир? | Красное Солнышко | |
А как называли князя Ярослава Владимировича? | Мудрым | |
Какое прозвище получил князь Юрий? | Долгорукий | |
А князь Александр? | Невский | |
Князь Иван Данилович? | Калита | |
И князь Дмитрий? | Донской |
Составляется схема:
Владимир Красное Солнышко | отец | Ярослав Мудрый | прадед | Юрий Долгорукий | прадед |
Александр Невский | дед | Иван Данилович Калита | дед | Дмитрий Донской |
- Прочитайте схему.
- Запись термина ДИНАСТИЯ.
- Известно, что слово династия, в переводе с греческого языка, означает ряд князей и царей одного т того же рода, Владимир Красное Солнышко из династии Рюриковичей.
- Можно ли сделать логический вывод, что все названные князья принадлежат к династии Рюриковичей? (можно)
- Итак, что такое династия? (ответы детей)
- Другая династия правителей России носила фамилию Романовых.
- Вы узнаете, откуда берет начало род царей Романовых, если восстановите деформированный текст, поменяв местами два рядом стоящих предложения.
- Первым достоверным предком Романовых был Андрей, по прозвищу Кобыла.
- Сын Андрея Кобылы имел прозвище Кошка.
- Андрей Кобыла служил у одного из князей династии Рюриковичей.
- Роман был одним из потомков Кошкиных.
Проверка: Первым достоверным предком Романовых был, по прозвищу Кобыла.
Андрей Кобыла служил у одного из князей династии Рюриковичей.
Сын Андрея Кобылы имел прозвище Кошка.
Роман был одним из потомков Кошкиных.
- Итак, от какого имени образовалась фамилия Романов?
(от имени Роман)
- Проанализируйте пары слов и расскажите, как на Руси образовывались фамилии.
Кошка | Кошкин | от | |
Роман | Романов | от | |
Кузнец | Кузнецов | от |
(от прозвищ, имен, профессий)
- Установите связь между словами в парах и на основании этого подберите недостающие слова.
Сидор | Владимир | столяр | рыбак |
Сидоров | ? | Столяров | ? |
- Установите связь между словами и составьте пару по аналогии.
Горбунов Молчунов
Горбун ?
- Образуйте фамилии от известных вам профессий, имен, прозвищ и внешних особенностей человека. (ответы детей)
- Восстановите последовательность царей из династии Романовых, приписав каждому из них порядковый номер.
- Объясните ход своих рассуждений.
- Петр Алексеевич
- Елизавета Петровна
- Михаил Федорович
- Алексей Михайлович
Последовательность царей из династии Романовых
Михаил Федорович | |
Алексей Михайлович | |
Петр Алексеевич | |
Елизавета Петровна |
Ш.Закрепление изученного.
- Назовите четыре способа образования фамилий. (от имени, от названия профессий, от прозвища, от внешней особенности человека)
- Назовите способы образования названий городов.(от названия реки, на которой стоит город; от имени основателя города)
- Назовите известные вам династии русских князей, царей. (Рюриковичи и Романовы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?
Что же скрывалось за этой загадочной личностью? В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон? На этом уроке можно показать исторического деятеля как сына ...
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
История России Внеурочные занятия по истории с учащимися 4 класса
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования в настоящее время является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня, когда наша страна переживает, ...
Люби и знай свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия
Конспект урока русского языка...
Проект - презентация для участия в конкурсе *История моей семьи в истории России.*
Проект - презентация. 2 место в городском конкурсе *История моей семьи в истории России.*...
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...
Большая буква в именах собственных. Географические названия
Урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных. Географические названия" для 1 класса. Цель:- учить выделять из речи имена собственные;- обозначающие географические на...