Люби и знай свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Румянцева Надежда Борисовна

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.95 МБ
Microsoft Office document icon urok.russ_.yaz_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Люби и знай родной свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель: учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы, расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: географическая карта Кольского п-ва, карточки с печатным текстом для учащихся, напечатанные географические названия для доски.

Ход урока

  1. Минутка чистописания

На доске: и ч у м н р а н

            7 4 2 1 6 3 5 8

-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный глухой мягкий согласный звук.

Ч

-Назовите орфограмму с данной буквой.

ЧА ЧУ ЧК ЧН

-Если вы правильно расставите буквы, то прочтете слово.

МУРМАНЧАНИН

-Кого называют мурманчанином? (Кто живет в городе Мурманске)

2. Словарная работа.

-Какие слова из названных вызывают трудность при написании?

 Словарь: мурманчанин, город, Мурманск.

Задание: прочитайте словарные слова, соотнесите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма)

-Найди лишнее слово? (Мурманск)

-Почему (С заглавной буквы, имя собственное, географическое название)

-Определите тему сегодняшнего урока.

Большая буква в именах собственных. Географические названия

-Какие цели мы поставим перед нашим уроком? Ответить на данный вопрос вам помогут слова, которые предложены каждому ряду.

1 ряд: научиться писать……(географические названия Кольского п-ва)

2 ряд: познакомиться с…..(с названием городов)

3 ряд: любить…..(родной город)

-Что вы знаете о Мурманске?

Ответы детей:

Мурманск – город-герой.

Мурманск – город морской.

Мурманск – порт четырех океанов.

Мурманск  - самый крупный город заполярья.

Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.

В Мурманске находится единственный в Европе океанариум.

4 октября 1916 г. – дата основания города Мурманска.

Учитель (добавляет, если не все сказали учащиеся): Мурманск самый большой в мире город за полярным кругом, крупнейший порт Заполярья, город – герой. Расположен в 300 км за Полярным кругом, среди сопок, на берегу незамерзающего Кольского залива, в 50 км от выхода в Баренцева моря.

-Покажите, место нахождения его на карте.

Работа в тетрадях: написать название нашего города. С какой буквы вы будете писать? Почему? (задание 1)

  1. Новый материал.

        1)Работа с текстом.

Мурманская область занимает Кольский полуостров и прилегающую к нему с запада и юго–запада часть материка. На севере и северо-востоке она омывается Баренцевым морем, на востоке и юге – Белым.

Крупные города: Апатиты, Кандалакша, Оленегорск, Полярные Зори, Кола, Североморск.

Задание:

-прочитайте текс.

-назовите слова, записанные с заглавной буквы.

-Покажите на карте Кольский п-в.

- Какие цвета использованы для  обозначения п-ва? Обведите в тетрадях по контуру Кольский п-в.

Задание по вариантам:

1 вариант: синим карандашом подчеркнуть название морей в тексте.

2 вариант: зеленым карандашом подчеркнут названия городов.

-Покажите на карте Баренцево море, Белое море. Каким цветом обозначены моря на карте?

 Задание: написать в тетради название морей: Баренцево море, Белое море. С какой буквы вы будете их писать? Почему? (задание 2, 3 в тетради)

-Какие города вы подчеркнули в тексте? Какие города вы еще города Кольского п-ва  можете назвать?

Учитель дополняет: На территории Мурманской области находится 16 городов: областной центр – Мурманск; города: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Заполярный, Ковдор, Кола; 6 ЗАТО (закрытых административно-террипториальных образований): Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Островной, Гаджиево.

 Задание  в тетрадях:

-напишите название города, в котором есть название северного животного (Оленегорск)(4);

- напишите название города, в названии которого есть слово север (Североморск) (5)

- -название города произошло от карельского слова «канда» - имя реки, впадающей в этот залив                 и слова «лакша» - залив (Кандалакша)(6)

-Почему перечисленные слова записаны с заглавной буквы, что объединяет эти слова? (имена собственные, географические названия, пишутся с большой буквы)

Учитель: Мы привыкли к географическим названиям и порой не ощущаем их существование. А между тем с географическими названиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Без них невозможно ориентироваться ни в городе, ни в деревне, ни в их окрестностях, отправить письмо, путешествовать.

4.Закрепление материала.

Работа с деформированным текстом.

Задание: перед вами группы слов, если вы правильно расставите слова, то прочитаете предложение о городах и узнает  где они расположены.

1 ряд: Никель, на, границе, город, расположен, с Норвегией

 (Город Никель расположен на границе с Норвегией.)

2 ряд: Имандра, на, озера, Мончегорск, берегу, расположен

(Мончегорск расположен на берегу озера Имандра)

3 ряд: Кольский залив, у, Кола, южной, расположен, части

(Кола расположена у южной части Кольского залива.)

-С какими города вы встретились в этих предложениях?

-Продолжим заполнять карту. Отметим город Никель (7), Мончегорск (8), Кола (9).

Задание: расставьте получившиеся  предложения выполняя условие – города в алфавитном порядке

-с какими географическими названиями вы встретились, составляя эти предложения? С какой буквы они пишутся?

5.Итог урока.

Вывод: с каким правилом вы познакомились на уроке, что мы относим к географическим названиям, какие географические названия вы запомнили? Что еще мы относим к географическим названиям?

На географических картах рельеф Земли окрашивают в зависимости от высоты  суши и глубины морей и океанов в разные цвета. Вам предлагается цветовая шкала высот и глубин. Она позволит вам определить, на какой высоте вы находитесь, после изучения сегодняшнего материала урока.

Цветовая шкала высот и глубин:

- выше уровня моря (горы) (отличное знание) – коричневый цвет

- на уровне моря (равнины) (хорошее знание) – зеленый цвет

- ниже уровня моря (моря, океаны) (не все было понятно) – синий цвет

Каждый ученик получает должен раскрасит в тетради Кольский п-в в один из трех цветов. (коричневый, зеленый, синий).

6. Домашнее задание.

Работа с географической картой. Знать и уметь находит на карте географические названия.

Продолжить заполнение географической карты в тетради.

Продолжить текст и записать еще 2 предложения о городах Кольского п-ва.

Урок русского языка

Правописание слов с изученными орфограммами.

Цели:

  • развивать умение находить в тексте слова, требующие проверки (развитие орфографической зоркости);
  • развивать умение подбирать проверочное слово, соотносить проверочное и проверяемое слова;
  • развивать умение применять правила при написании слов;
  • развитие логического мышления.

Ход урока.

I. Чистописание.

На доске записаны слова: лыжи, стужа, морж, жаба.

На минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается в каждом слове, записанном на доске.

Какая это буква? (Ж)

Дайте характеристику звуку   [ж]

Какое слово лишнее? (морж – односложное, на конце слова слышится звук [ш] )

Объясните орфограмму. Как можно проверить?

морж – моржи

Лыжи,  моржи – Какое правило спряталось в этих словах?

ЖИ пиши с буквой И

II. Работа по повторению изученных орфограмм.

1. Составление словосочетания.

Сегодня на уроке мы будем повторять слова с изученными орфограммами.

На доске записаны числа:

8 10 9 15 30                19 6 3 6 18

Используя знания алфавита, расшифруйте слова. Для 1 варианта первое слово, для 2 варианта второе слово.

ЖИЗНЬ                       СЕВЕР

Какие орфограммы встретились в словах?

Подберите однокоренные слова к слову север (северное, северянин).

Составьте словосочетание со словами жизнь, север.

Жизнь на Севере.

Почему мы написали слово Север с большой буквы? (географическое расположение)

Что такое жизнь?

«Толковый словарь русского языка» В. Даля так объясняет значение слова жизнь – физиологическое существование человека, животного.

В чем особенности жизни человека и животного на Севере? Какие погодные явления характерные для нашего края.

  1. Игра – соревнование «Погодные явления».

Класс делится на 3 группы.

Задание: каждой группе назвать как можно больше погодных явлений, характерных для Севера.

Появляются на доске слова: оттепель, вьюга, изморозь, гололёд, снегопад, метель, мороз, холод.

Назовите слова синонимы (мороз – холод).

Найдите однокоренные слова (мороз, изморозь), выделите в этих словах корень.

На какие орфограммы можно разделить эти слова?

Назовите слова каждой группы.

  1. Словарная работа.

Какие слова вызывают трудности в написании?

Словарь: изморозь, гололёд, снегопад, метель, мороз.

Объясните значение этих слов («Толковый словарь русского языка» В. Даля)

В словах выделяются орфограммы, называются проверочные слова, выделяется  корень.

       4. Загадки.

От слов жизнь, живёт произошло слово животное. Каких представителей животного мира Кольского п-ва вы знаете?

Учащимся можно предложить загадки: (олень, лось, медведь). Учащиеся записывают отгадки.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

(Олень)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Какая общая орфограмма встретилась в этих словах? (мягкий знак для обозначения мягкости согласного звука).

Продолжи: снегири, синицы – это….(птицы).

Узнать наиболее ярких представителей птиц вы сможете, выполнив самостоятельную работу.

II. Самостоятельная работа по группам.

Задание: вставить пропущенные буквы. Кому будет сложно, вы можете вписать пропущенную букву карандашом.

1 группа.

Клесты.

Клесты – птицы небольшие: только сосновик крупнее воробья. Основной корм клестов – семена хвойных деревьев. В Мурманской области хороший урожай еловых шишек бывает раз в 7-10 лет; сосна плодоносит чаще. Иногда клесты вынуждены питаться и другой пищей: шишечками ольхи, гусеницами, Ягодами рябины, вороники, цветочными почками древесных побегов.

2 группа.

Оляпка.

Неожиданно птичка бесстрашно бросается в ледяную воду и исчезает. Через полминуты вынырнула метрах в десяти выше по течению и уселась на другой камень. Что же это за птичка, которая не боится студёной воды и легко преодолеет быстрое течение реки? Это одна из наиболее замечательных и привлекательных наших воробьиных птиц – оляпка.

3 группа.

Воробей.

Как–то зимой к нашему дому прилетел воробей. Чувствовал он себя плохо. Двигался вяло, крылышки обвисли, вместо хвоста торчало несколько потрёпанных перьев, пёрышки на голове топорщились. Несколько минут воробей наблюдал за бойкой работой синиц с крыши, а затем и сам решился слететь к кормушке.

Проверка выполнения:

Какие слова вызвали наибольшую трудность. Эти слова записываются на доске, комментируются орфограммы.

IV. Вывод. 

Что было необычным на уроке?

Чему мы научились, что нового узнали? Учащиеся отвечают с опорой на слова:

-узнали много нового о….

-научились писать…..

-воспитывали чувство…

V. Рефлексия.

Жизнь на Севере во многом зависит от погодных условий.

Голубой цвет (цвет воды, снега, льда)  - ассоциируется со временем наступления холодов, наступлением зимы. Символ -  снежинка – сложности на уроке.

Красный цвет (цвет солнца) – время долгожданного тепла, наступлением лета. Символ – солнце – чувство комфорта на уроке.

Какие у вас возникли ощущения в конце урока, соотнесите их с одним из символов (снежинкой или солнцем).

VI. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд о животных или составить свой кроссворд.

2)Стихотворение про улицы. (подготовлено учениками)

-Какие названия улиц прозвучали в стихотворении? Что общего у этих слов?

-А на какой улице вы живете? Кто знает почему она так называется? Запишите название своей улице.

3)В глубокой древности первопоселенцы называли реки, озера, заливы для удобства выхода на охоту, на рыбную ловлю.

На Кольском полуострове протекает около 20 тысячи рек, около 100 тысяч озер.

- Назовите самую длинную реку Кольского п-ва? ( Поной (426 км),

- Какие еще реки вы знаете? ( Реки: Варзуга, Воронья, Стрельна, Умба, Кола)

-Назовите самые глубокие озера Кольского п-ва? (Умбозеро глубина - 110 м, Имандра глубина – 67 м),

-Как называется озеро, расположенное в городе Мурманске, в названии которого лежит имя старого рыбака Семена Коржева, избушка которого стояла на берегу залива? (Семеновское озеро)

-Как называется озеро, из которого зимой вырезали лед и использовали для заморозки рыбы? (Ледовое озеро)

4.Закрепление материала.

Выполнение упражнения. Учебник русского языка. Кохичко.

5.Итог урока.

Вывод: с каким правилом вы познакомились на уроке, что мы относим к географическим названиям, какие географические названия вы запомнили?

На географических картах рельеф Земли окрашивают в зависимости от высоты  суши и глубины морей и океанов в разные цвета. Вам предлагается цветовая шкала высот и глубин. Она позволит вам определить, на какой высоте вы находитесь, после изучения сегодняшнего материала урока.

Цветовая шкала высот и глубин:

- выше уровня моря (горы) (отличное знание) – коричневый цвет

- на уровне моря (равнины) (хорошее знание) – зеленый цвет

- ниже уровня моря (моря, океаны) (не все было понятно) – синий цвет

Каждый ученик получает три кружка (коричневый, зеленый, синий).

На доске нарисован контур Кольского п-ва, учащиеся должны прикрепить 1 выбранный кружок.

6. Домашнее задание.

Работа с географической картой. Знать и уметь находит на карте географические названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай свой край

Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

«Люби и знай свой край родной»

Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...

Большая буква в именах собственных. Географические названия

Урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных. Географические названия" для 1 класса. Цель:- учить выделять из речи имена собственные;- обозначающие географические на...