Большая буква в именах собственных. Географические названия
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных. Географические названия" для 1 класса.
Цель:
- учить выделять из речи имена собственные;
- обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы,;
- расширять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_urok_russkogo_yazyka_.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема: Большая буква в именах собственных. Географические названия.
1 класс
Учитель: Румянцева Надежда Борисовна
МБОУ г. Мурманска СОШ №23
Цель:
- учить выделять из речи имена собственные;
- обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы,;
- расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: географическая карта Кольского п-ва, карточки с печатным текстом для учащихся, напечатанные географические названия для доски, компьютор, интерактивная доска, презентация.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
2. Актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родному краю.
- Минутка чистописания
На доске: и ч у м н р а н
7 4 2 1 6 3 5 8
-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный глухой мягкий согласный звук.
Ч
-Назовите орфограмму с данной буквой.
ЧА ЧУ ЧК ЧН
-Если вы правильно расставите буквы, то прочтете слово.
МУРМАНЧАНИН (записать в тетрадь)
-Выделите гласные буквы, разделитке на слоги, поставте ударение.
МУРМАНЧАНИН
-Кого называют мурманчанином? (Кто живет в городе Мурманске)
-составте словосочетание с данным словом
я мурманчанин
2. (на доске слова) мурманчанин, город, Мурманск
-Найди лишнее слово? (Мурманск)
-Почему (С заглавной буквы, имя собственное, географическое название)
-Определите тему сегодняшнего урока.
-Если правильно раставите слова в предлоржении, то прочтете тему урока:
буква, собственных, большая, именах, в
Большая буква в именах собственных.
Географические названия
-Какие цели мы поставим перед нашим уроком? Ответить на данный вопрос вам помогут слова, которые предложены каждому ряду.
1 ряд: научиться писать……(географические названия Кольского п-ва)
2 ряд: познакомиться с…..(с названием городов)
3 ряд: любить…..(родной город) (или узнать о родном крае)??
3.Изучение нового материала
-Что вы знаете о Мурманске?
Ответы детей:
Мурманск - слолица Кольского полуострова, Мурманской области.
Мурманск – город-герой.
Мурманск – город морской.
Мурманск – это город-порт.
Мурманск - самый крупный город заполярья.
Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.
Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом
В Мурманске находится единственный в Европе океанариум.
-Что обозначает дата на доске (4 октября 1916)
4 октября 1916 г. – дата основания города Мурманска.
Учитель (добавляет, если не все сказали учащиеся): Мурманск самый большой в мире город за полярным кругом, крупнейший порт Заполярья, город – герой. Расположен в 300 км за Полярным кругом, среди сопок, на берегу незамерзающего Кольского залива, в 50 км от выхода в Баренцева моря.
-Покажите, место нахождения его на карте.
Работа в тетрадях: написать название нашего города. С какой буквы вы будете писать? Почему?
Мурманск
1)Работа с текстом.
Мурманская область занимает Кольский полуостров. и прилегающую к нему часть материка. На севере и северо-востоке она омывается Баренцевым морем, на востоке и юге – Белым морем.
Крупные города: Апатиты, Кандалакша, Оленегорск, Полярные Зори, Кола, Североморск.
Задание:
-прочитайте текс.
-назовите слова, записанные с заглавной буквы.
Задание по вариантам:
Мальчики: синим карандашом подчеркнуть название морей в тексте.
Девочки: зеленым карандашом подчеркнут названия городов.
-Прочитайте названия морей.
-Кто может показать их на карте? Покажите на карте Баренцево море, Белое море. Каким цветом обозначены моря на карте?
Задание: написать в тетради название морей: Баренцево море, Белое море. С какой буквы вы будете их писать? Почему?
-Какие города вы подчеркнули в тексте?
Учитель дополняет: На территории Мурманской области находится 16 городов: областной центр – Мурманск; города: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Заполярный, Ковдор, Кола; 6 ЗАТО (закрытых административно-террипториальных образований): Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Островной, Гаджиево.
Задание в тетрадях:
-напишите название города, в котором есть название северного животного (Оленегорск);
- напишите название города, в названии которого есть слово север (Североморск);
- название города произошло от карельского слова «канда» - имя реки, впадающей в этот залив и слова «лакша» - залив (Кандалакша).
-Почему перечисленные слова записаны с заглавной буквы, что объединяет эти слова? (имена собственные, географические названия, пишутся с большой буквы)
Учитель: Мы привыкли к географическим названиям и порой не ощущаем их существование. А между тем с географическими названиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Без них невозможно ориентироваться ни в городе, ни в деревне, ни в их окрестностях, отправить письмо, путешествовать.
Физкультминутка: Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо- влево.
Тулома, парта, Семеновское озеро, ворона, Кола, рябина, Хибины, Пять углов.
-Назовите одним словом, что это? (географические названия)
4.Закрепление материала.
Работа с деформированным текстом:
Задание: перед вами группы слов, если вы правильно расставите слова, то прочитаете предложение о городах и узнает где они расположены.
1 ряд: Никель, на, границе, город, расположен, с Норвегией
(Город Никель расположен на границе с Норвегией.)
2 ряд: Имандра, на, озера, Мончегорск, берегу, расположен
(Мончегорск расположен на берегу озера Имандра)
3 ряд: Кольский залив, у, Кола, южной, расположен, части
(Кола расположена у южной части Кольского залива.)
-С какими города вы встретились в этих предложениях?
-Продолжим заполнять карту. Отметим город Никель (7), Мончегорск (8), Кола (9).
Задание: расставьте получившиеся предложения выполняя условие – города в алфавитном порядке
-с какими географическими названиями вы встретились, составляя эти предложения? С какой буквы они пишутся?
5.Итог урока.
Вывод: с каким правилом вы познакомились на уроке, что мы относим к географическим названиям, какие географические названия вы запомнили? Что еще мы относим к географическим названиям?
Рефлексия:
На географических картах рельеф Земли окрашивают в зависимости от высоты суши и глубины морей и океанов в разные цвета. Вам предлагается цветовая шкала высот и глубин. Она позволит вам определить, на какой высоте вы находитесь, после изучения сегодняшнего материала урока.
Цветовая шкала высот и глубин:
- выше уровня моря (горы) (отличное знание) – коричневый цвет
- на уровне моря (равнины) (хорошее знание) – зеленый цвет
- ниже уровня моря (моря, океаны) (не все было понятно) – синий цвет
Каждый ученик должен раскрасит Кольский п-в в один из трех цветов. (коричневый, зеленый, синий).
источники:
1.https://www.google.com/search?q=кольский+полуостров+карта+черно-белая&rlz=1C1GGRV_enRU811RU812&oq=
2.http://murmansk-oblast.ru/1374807.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большая буква в именах собственных (презентация)
Урок закрепление по теме: "Заглавная буква в именах людей, кличках животных, географических названиях", можно использовать в 1, 2 классах по любому УМК....
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова», «Разделительный ъ и ь знаки», «Большая буква в именах собственных», «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши».
Русский язык. 2 класс. Обобщение знаний по темам: « Безударная гласн...
Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс
Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...
Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
Люби и знай свой край. Большая буква в именах собственных. Географические названия
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"
Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...