Большая буква в именах собственных. Географические названия
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Румянцева Надежда Борисовна

Урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных. Географические названия" для 1 класса.

 

Цель:

- учить выделять из речи имена собственные;

- обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы,;

- расширять словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_urok_russkogo_yazyka_.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Большая буква в именах собственных. Географические названия.

1 класс

Учитель: Румянцева Надежда Борисовна

МБОУ г. Мурманска СОШ №23

Цель:

- учить выделять из речи имена собственные;

- обозначающие географические названия и писать их с заглавной буквы,;

- расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: географическая карта Кольского п-ва, карточки с печатным текстом для учащихся, напечатанные географические названия для доски, компьютор, интерактивная доска, презентация.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

2. Актуализация знаний 

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родному краю.

  • Минутка чистописания

На доске:        и ч у м н р а н

                        7  4 2 1  6 3 5  8

-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный глухой мягкий согласный звук.

Ч

-Назовите орфограмму с данной буквой.

ЧА ЧУ ЧК ЧН

-Если вы правильно расставите буквы, то прочтете слово.

МУРМАНЧАНИН (записать в тетрадь)

-Выделите гласные буквы, разделитке на слоги, поставте ударение.

МУРМАНЧАНИН

-Кого называют мурманчанином? (Кто живет в городе Мурманске)

-составте словосочетание с данным словом

я мурманчанин

2. (на доске слова) мурманчанин, город, Мурманск

-Найди лишнее слово? (Мурманск)

-Почему (С заглавной буквы, имя собственное, географическое название)

-Определите тему сегодняшнего урока.

-Если правильно раставите слова в предлоржении, то прочтете тему урока:

буква, собственных, большая, именах, в

Большая буква в именах собственных.

Географические названия

-Какие цели мы поставим перед нашим уроком? Ответить на данный вопрос вам помогут слова, которые предложены каждому ряду.

1 ряд: научиться писать……(географические названия Кольского п-ва)

2 ряд: познакомиться с…..(с названием городов)

3 ряд: любить…..(родной город) (или узнать о родном крае)??

3.Изучение нового материала
-Что вы знаете о Мурманске?

Ответы детей:

Мурманск - слолица Кольского полуострова, Мурманской области.

Мурманск – город-герой.

Мурманск – город морской.

Мурманск – это город-порт.

Мурманск  - самый крупный город заполярья.

Мурманск - самый северный из незамерзающих портов России.

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом

В Мурманске находится единственный в Европе океанариум.

-Что обозначает дата на доске (4 октября 1916)

4 октября 1916 г. – дата основания города Мурманска.

Учитель (добавляет, если не все сказали учащиеся): Мурманск самый большой в мире город за полярным кругом, крупнейший порт Заполярья, город – герой. Расположен в 300 км за Полярным кругом, среди сопок, на берегу незамерзающего Кольского залива, в 50 км от выхода в Баренцева моря.

-Покажите, место нахождения его на карте.

Работа в тетрадях: написать название нашего города. С какой буквы вы будете писать? Почему?

Мурманск

        1)Работа с текстом.

Мурманская область занимает Кольский полуостров. и прилегающую к нему  часть материка. На севере и северо-востоке она омывается Баренцевым морем, на востоке и юге – Белым морем.

Крупные города: Апатиты, Кандалакша, Оленегорск, Полярные Зори, Кола, Североморск.

Задание:

-прочитайте текс.

-назовите слова, записанные с заглавной буквы.

Задание по вариантам:

Мальчики: синим карандашом подчеркнуть название морей в тексте.

Девочки: зеленым карандашом подчеркнут названия городов.

-Прочитайте названия морей.

-Кто может показать их на карте?  Покажите на карте Баренцево море, Белое море. Каким цветом обозначены моря на карте?

 Задание: написать в тетради название морей: Баренцево море, Белое море. С какой буквы вы будете их писать? Почему?

-Какие города вы подчеркнули в тексте?

Учитель дополняет: На территории Мурманской области находится 16 городов: областной центр – Мурманск; города: Апатиты, Кандалакша, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Заполярный, Ковдор, Кола; 6 ЗАТО (закрытых административно-террипториальных образований): Североморск, Полярный, Снежногорск, Заозерск, Островной, Гаджиево.

 

Задание  в тетрадях:

-напишите название города, в котором есть название северного животного (Оленегорск);

- напишите название города, в названии которого есть слово север (Североморск);

- название города произошло от карельского слова «канда» - имя реки, впадающей в этот залив и слова «лакша» - залив (Кандалакша).

-Почему перечисленные слова записаны с заглавной буквы, что объединяет эти слова? (имена собственные, географические названия, пишутся с большой буквы)

Учитель: Мы привыкли к географическим названиям и порой не ощущаем их существование. А между тем с географическими названиями мы сталкиваемся на каждом шагу. Без них невозможно ориентироваться ни в городе, ни в деревне, ни в их окрестностях, отправить письмо, путешествовать.

Физкультминутка: Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной  буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо- влево.

Тулома, парта, Семеновское озеро, ворона, Кола, рябина, Хибины, Пять углов.

-Назовите одним словом, что это? (географические названия)

4.Закрепление материала.

Работа с деформированным текстом:

Задание: перед вами группы слов, если вы правильно расставите слова, то прочитаете предложение о городах и узнает  где они расположены.

1 ряд: Никель, на, границе, город, расположен, с Норвегией

 (Город Никель расположен на границе с Норвегией.)

2 ряд: Имандра, на, озера, Мончегорск, берегу, расположен

(Мончегорск расположен на берегу озера Имандра)

3 ряд: Кольский залив, у, Кола, южной, расположен, части

(Кола расположена у южной части Кольского залива.)

-С какими города вы встретились в этих предложениях?

-Продолжим заполнять карту. Отметим город Никель (7), Мончегорск (8), Кола (9).

Задание: расставьте получившиеся  предложения выполняя условие – города в алфавитном порядке

-с какими географическими названиями вы встретились, составляя эти предложения? С какой буквы они пишутся?

5.Итог урока.

Вывод: с каким правилом вы познакомились на уроке, что мы относим к географическим названиям, какие географические названия вы запомнили? Что еще мы относим к географическим названиям?

Рефлексия:

На географических картах рельеф Земли окрашивают в зависимости от высоты  суши и глубины морей и океанов в разные цвета. Вам предлагается цветовая шкала высот и глубин. Она позволит вам определить, на какой высоте вы находитесь, после изучения сегодняшнего материала урока.

Цветовая шкала высот и глубин:

- выше уровня моря (горы) (отличное знание) – коричневый цвет

- на уровне моря (равнины) (хорошее знание) – зеленый цвет

- ниже уровня моря (моря, океаны) (не все было понятно) – синий цвет

Каждый ученик должен раскрасит  Кольский п-в в один из трех цветов. (коричневый, зеленый, синий).

источники:

1.https://www.google.com/search?q=кольский+полуостров+карта+черно-белая&rlz=1C1GGRV_enRU811RU812&oq=

2.http://murmansk-oblast.ru/1374807.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в именах собственных (презентация)

Урок закрепление по теме: "Заглавная буква в именах людей, кличках животных, географических названиях", можно использовать в 1, 2 классах по любому УМК....

Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...