учебно-методическая разработка урока «Православная молитва»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.
Эта тема очень актуальна на сегодняшний день. В условиях современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобрела огромное значение. У подростков наблюдается потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг. Процветает курение, алкоголизм, наркомания. Позитивная мотивация к учению потеряна.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Если дети будут понимать, что такое благодать, они смогут поддерживать добрые отношения друг с другом, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости.
Данный урок позволяет расширить представление о понятиях «православие» и «молитва». Может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravoslavnaya_molitva.docx | 173.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Герасимовка муниципального района Алексеевский
Самарской области
Основы религиозных культур и светской этики
Номинация: учебно-методическая разработка урока
Тема урока
«Православная молитва»
Ф.И.О. Пономарева О.Н.,
учитель начальных классов
2020 год
Пояснительная записка
Обоснование значимости методической разработки
Урок «Православная молитва» разработан для обучающихся 4 классов.
Эта тема очень актуальна на сегодняшний день. В условиях современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобрела огромное значение. У подростков наблюдается потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг. Процветает курение, алкоголизм, наркомания. Позитивная мотивация к учению потеряна.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Если дети будут понимать, что такое благодать, они смогут поддерживать добрые отношения друг с другом, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости.
Данный урок позволяет расширить представление о понятиях «православие» и «молитва». Может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Класс 4
Модуль Основы православной культуры
Автор программы
Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений. 4 класс / А.Я.Данилюк, Г.А.Обернихина, О.Н. Мацыяка и др. – Просвещение, 2018
Учебник А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.В.Кураев.- 5-е изд., перераб.- М.:Просвещение, 2018
Тема: Православная молитва
Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие «молитва» как разговора человека с Богом, виды молитв
Задачи:
Обучающая: Формировать представления о понятиях «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
Развивающая: Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
Воспитывающая: Продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям.
УУД:
Познавательные:
1. Работать с текстом и извлекать нужную информацию
2. Строить речевое высказывание в устной форме
3 . Объяснять понятия: «православие», «молитва», «благодать», «святые»
Регулятивные:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать других.
2. Договариваться о правилах общения.
3. Формулировать и отстаивать своё мнение, свою позицию.
Личностные:
1. Различать положительные и отрицательные поступки людей.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения моральных норм.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знание понятий «православие», «молитва», «благодать», «святые»;
Метапредметные:
Познавательные: Формирование умений находить нужную информацию.
Регулятивные: Способность анализировать свои поступки.
Коммуникативные: Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Личностные: Развитие ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, толерантного отношения друг к другу и к окружающим.
Технологии, методы:
Технология проблемного диалога, сотрудничества
Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.
Формы деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы:
Оборудование: ноутбук, колонки, 2 свитка с заданиями, стакан с водопроводной водой, стакан с освещённой водой, звукозапись молитвы «Отче наш», схема «Православные молитвы», таблица «Отче наш», карточки:1) для закрепления, 2)для рефлексии, 3) с домашним заданием
Используемая литература:
- А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ - --А.В.Кураев. - 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018
- В. Диксон «За всех людей моё моленье»
https://soulibre.ru/За_всех_людей__моё_моленье_(Владимир_Диксон)
- Молитва «Отче наш» - https://veruyugospodi.ru/pravoslavnye-molitvy/otche-nash.html
- Притча «На необитаемом острове» https://pritchi.ru/id_1015
Сценарий урока
- Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
- Проверка знаний, усвоенных на прошлом уроке. Работа в группах.
Дети делятся на 2 группы. Каждая группа получает свиток с заданием.
(Приложение 1)
Через 3-5 мин каждая группа защищает свою работу
Ш. Мотивация познавательной деятельности
Ребята, у меня на столе стоят два стакана.
-Что в этих стаканах? (вода)
- В одном налита вода из крана, а в другом – святая вода. Внешне отличается вода в этих стаканах? (нет)
- По запаху она отличается? (дети нюхают воду в стаканах - нет )
-По запаху она тоже не отличается.
-Подумайте и скажите, почему церковная вода стоит и не портится длительное время, а вода из крана со временем портится? (в церкви её освящают, читают молитву)
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о церкви, о молитве)
-Тема урока «Православная молитва». (Запись темы в тетради)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (Высказывания детей)
-На уроке мы узнаем, что такое молитва, как называются православные молитвы, какая молитва считается основной.
- Изучение нового материала
3.1 Работа с учебником
- Что такое молитва? Найдите ответ в учебнике на с. 15.
Запись в тетради: молитва - это обращение к Богу не с требованием, а с мольбой.
-Ребята, подберите антоним к слову «молитва» (магия)
- Во всех мировых религиях считается, что магия это недостойный и опасный путь для человека.
-Произнося молитву, к кому мы обращаемся, с кем духовно беседуем?(с Богом)
-Что мы можем молить (просить) у Бога?
(счастье, здоровье, богатый урожай..)
-Как вы думаете, что человек больше делает, просит Бога или его благодарит?(просит)
-Поэтому самой распространённой является молитва-просьба: «Подай, Господи!
3.2 Заполнение детьми схемы. (Приложение 2)
- А более редкой является молитва – благодарение.
-Что мы просим у Бога? Найдите ответ в учебнике на с. 15. (здоровье, успех, духовные блага)
- Получив желаемое, не забывайте поблагодарить людей и Бога за эти блага.
Послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение Владимира Диксона)
«Стихотворение – молитва».
За всех людей - моё моленье,
За всех зверей - моя мольба,
И за цветы, и за каменья,
И за плоды, и за хлеба.
За всё, что в дольный мир родится,
За всё, что на земле живёт,
За рыбу - в море, в небе - птицу,
За дым долин, за снег высот.
За братьев близких и любимых,
За недругов и за врагов,
За тишину полей родимых,
За ласку глаз, за ласку слов.
- Когда человек благодарит Бога, произносит: «Слава Богу!». Православные поют: «Аллилуйя!» Это самая высокая молитва, которая называется славословие.
- Запишите в схеме название этой молитвы.
-А что вас больше всего радует?(хорошая отметка, радуга, цветы, купание в море…)
- Где может молиться человек?(в церкви или дома)
- Человек может молиться везде: на природе, в храме, в автобусе, в доме.
-Если человек молится правильно, искренне, прикасается сердцем к Богу, внутренне меняется при этом, такого человека постигла благодать. Таких людей называют святыми.
3.3 - Послушайте христианскую притчу «На необитаемом острове»
Новые слова:
Пустынники – название христианских монахов, это люди, которые по собственному убеждению отреклись от мирской жизни, чтобы спасти свою душу.
Старцы – это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни.
Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.
Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:
— Остановитесь, мы вашу молитву забыли.
Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:
— Молитесь, как умеете.
Старцы вернулись и остались при своей молитве.
- Как вы думаете, почему пустынники позабыли молитву? (они отреклись от мирской жизни, думали только о себе, помыслы были не добрые)
- Какую молитву пытались они выучить? («Отче наш»)
М.Ю.Лермонтов в одном из своих стихотворений «Молитва» тоже упоминает молитву «Отче наш»
3.4 Работа с учебником (чтение стихотворения М. Лермонтова «Молитва» с. 17)
-Давайте прочитаем это стихотворение
- Молитва «Отче наш» является святыней для всех христиан.
3.5 Дети слушают запись молитвы «Отче наш»
3.6 Самостоятельная работа (Приложение 3)
- Что же означает эта молитва? Давайте с ней познакомимся.
- Молитва «Отче наш» написана на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православной церкви. Найдите в учебнике с.18-19, что обозначают выражения в левом столбике таблицы и запишите этот перевод в правый столбик.
Заполнение таблицы.
Отче наш, Иже еси на небесех! | Отец наш Небесный. |
Да святится имя Твое | Пусть прославиться имя Твоё |
Да приидет Царствие Твое | Да придет Царствие Твоё |
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли | Да будет воля Твоя на земле, как на Небе. |
Хлеб наш насущный даждь нам днесь | Хлеб необходимый дай нам на сей день. |
И остави на долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим | И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших |
И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго | Не допусти нам впасть в соблазн и избавь нас от дьявола. |
-За что помогает нам молиться молитва «Отче наш»?(за добро, здоровье, счастье для всех людей)
- А о чём же нельзя молиться? (Нельзя желать людям зла).
- На что вдохновляет человека вера в Бога? (Вера в Бога вдохновляет людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки.)
IV. Закрепление
-Ребята, я вам раздам карточки, внимательно прочитайте и выполните это задание (Приложение 4)
Проверка задания.
2. Подумайте, когда мы произносим молитву:
а) «Господи, благослови!» ( когда что-то начинаем делать)
б) «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Слава Богу!» (когда что-то сделали, мы очень рады, и благодарим Бога)
в) «Господи, помилуй» ( в минуту опасности)
V. Рефлексия (Приложение 5)
Прочитайте ситуации про себя.
Первый человек: «Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили новый велосипед, коньки , ещё одну игрушку, какую-нибудь компьютерную игру, новое платье, туфли.
Второй человек: «Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость»
Третий человек: «Попрошу Бога, чтобы я все-таки подошёл к маме и попросил у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания. А потом – поблагодарю Бога за то, что Он помог мне справиться с гордыней»
Встаньте те, кто хочет быть похожим на 1 человека, 2 –го, 3 –го. Почему именно на этого человека хочется быть похожим?
VI. Домашнее задание.
- Дома выполните тестовое задание, а второе – по желанию.
Дети получают листочки с заданием. (Приложение 6)
- Наш урок я хочу закончить такими словами:
Пусть у вас всё получается,
А душа добром и любовью наполняется.
Пусть разум будет и будет терпение,
И пусть будет благословение.
Приложение1
Первый свиток
- Почему человека, любящего свою Родину, по праву можно назвать православным человеком?
- Напишите ваши рассуждения на тему «Какая она, моя Родина?»
Второй свиток
1.Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?
- Распределите слова на 2 группы, запиши в таблицу:
грех, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки
Что помогает человеку быть ближе к Богу? | Что помогает человеку быть дальше к Богу? |
Приложение 2
Приложение 3
Отче наш, Иже еси на небесех! | |
Да святится имя Твое | |
Да приидет Царствие Твое | |
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли | |
Хлеб наш насущный даждь нам днесь | |
И остави на долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим | |
И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго |
Приложение 4
На листах бумаги соедини название молитвы с видом молитвы
Приложение 5
- Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили новый велосипед, коньки, ещё одну игрушку, какую-нибудь компьютерную игру, новое платье, туфли.
- Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.
- Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
Приложение 6
1. Тест “да”, “нет”
- Молиться могут только взрослые.
- “Слава Богу!” — это молитва славословие
- Самая известная молитва “Отче наш!”
- Молиться можно только в храме
- В молитве просят только за себя
2. Выучить молитву «Отче Наш» (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Православная молитва"
Урок в соответствии с ФГОС....
Основы православной культуры. А. В. Кураев. Урок "Православная молитва"
Конспект урока и презентация к уроку....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»
План - конспект, технологическая карта урока с УУД...
Урок "Православная молитва"
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся....
Разработка урока Православная молитва (ОПК ОРКСЭ) 4 класс
Материал составлен с использованием учебника Основы православной культуры, автор Т. А. Костюкова, содержит конспект урока и презентацию....
УРОК "Православная молитва"
Урок Православная молитва...
Разработка урока "Православная молитва" + презентация
- Сегодня у нас очень интересный урок, мы узнаем много нового. Узнаем, как давно люди стали молиться, кем создавались молитвы. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, решив кроссворд и прочитав ключ...