Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс
рабочая программа по истории (4 класс) по теме

Осипова Светлана Викторовна

Рабочая программа ОРКСЭ " Основы иудейской культуры" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_iudeyskoy_kultury.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 89

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УР

_________/Разживина Н.И.

«___» ________ 201_г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ № 89

________ /В.П.Чадина

Приказ №______от

«___» ________ 201_г.

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

по предмету   «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы иудейской культуры»)

для 4____ класса

Составители рабочей программы:

Разживина Н.И.,

учитель начальных классов высшей категории,

Осипова С.В., учитель начальных классов                                                                                                                                                                            высшей категории

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №__ от «____» сентября 2013г.

Челябинск, 2013г.

        Содержание рабочей программы по курсу  

«Основы религиозных культур и светской этики»

Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

I. Пояснительная записка к рабочей программе изучаемого модуля.

1. Цели и задачи изучаемого модуля.

2. Основное содержание изучаемого модуля.

3. Распределение часов по основным разделам программы.

4. Реализация национально-регионального компонента.

5. Учебное и учебно-методическое обеспечение.

6. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.

7. Контрольно- измерительные материалы

II. Календарно-тематическое планирование.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной   системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,

составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры  России, на понимание их значения в жизни современного общества, а  также своей сопричастности к ним.

 Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано  сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего  ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу  во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКиСЭ:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному

поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКиСЭ

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
  2. иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  3. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
  4. ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  5. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
  6. полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
  7. ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
  8. восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
  9. предметов на ступени основной школы;
  10. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
  11. многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
  12. общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской  этики»

в программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И  по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,  учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс  предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,

ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных  традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Ключевые идеи программы:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  3.  Духовные традиции многонационального народа России.
  4. Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  5.  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  7. Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  8. Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  9.  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)

         Проблема  воспитания толерантности  и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.

Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

        Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода,  имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в  том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями,  признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного  процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного   воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный  идеал – это высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,   укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа   Российской Федерации.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное  развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации   содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой  нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе    общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди   которых воспитание детей и молодёжи

  1. Пояснительная записка к рабочей программе модуля

«Основы иудейской культуры»

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции народов России.

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа составлена на основе:

  1.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
  2.  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  3.  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.  № 1312»
  4.  Приказ Министерств образования и науки Челябинской области от 19.01.2012 г. «Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
  5.  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.02.2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  6.  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от  24.02.2012 г. №24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012 – 2013 учебный год».
  7.  Методическое письмо МОиН Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012 – 2013  учебном году» от 10 июля 2012г. № 24/ 5135

8.  Приказ МБОУ СОШ № 89, № 123/1 – О от 31.08.2010г.   «Об утверждении структуры рабочих программ учебных курсов, предметов,     дисциплин, реализуемых МБОУ № 89»

9. Учебный план МБОУ СОШ №89 на 2012-2013 учебный год.

10. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.

  1. Цели и задачи модуля «Основы иудейской культуры»:
  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Основные задачи модуля  «Основы иудейской культуры»:

  • знакомство обучающихся с основами иудейской  культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них  ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2. Основное содержание модуля   «Основы  иудейской  культуры»

Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —

главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной

жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.. Любовь и уважение  к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

  1. Распределение часов по основным разделам программы

Рабочая программа по модулю «Основы иудейской культуры» составлена на 17 учебных недель по 1 часу неделю  - всего 17 часов.

4 класс, третья и четвертая четверть (17 часов)

№ п\п

Тема

Кол-во

часов

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

2

Основы мировых религиозных культур и светской этики

16 часов

Итого

17 часов

В процессе изучения модуля  предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.

4. Реализация национально-регионального компонента

Для реализации НРК в тематическом планировании программы отводится 4 часа, что  составляет 10% от общего количества часов по предмету    (Методическое письмо ГОУ ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».  Приложение к письму МОиН Челябинской области от 3 августа 2009г. №103/3431).  

Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).

Цели реализации НРК:

  • повышения интереса к культурным традициям народов России.
  • приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры Челябинска.
  • стремление возродить традиции семейного воспитания.

Тема урока.

№ урока

Содержание РК

  1. Россия – наша Родина

1

Устный журнал «Мой город Челябинск»

  1. Презентация творческих работ  учащихся на тему: « Как я понимаю ислам»  

16

Презентация творческой работы (совместная деятельность детей и родителей)

5. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы

         Для реализации рабочей программы определён учебно-методический комплекс, состоящий из учебников, учебных пособий, сборников контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Программа

Учебник

 Учебные пособия для учащихся

Методическое пособие для

учителя

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы/А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.

Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений А.В. Кураев. – М.: Просвещение,2011

Основы исламской культуры. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [В.А.Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.] – М.: Просвещение, 2012.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Требования к  личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к  метапредметным  результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

7. Контрольно- измерительные материалы по  учебному курсу ОРКСЭ

Оценка усвоения  комплексного   учебного   курса   ОРКСЭ  включает предметные, метапредметные результаты  и  результаты развития личностных  качеств 

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

- тесты,

- составление словарей терминов и понятий,

- контрольно - измерительные материалы,

- защита проектов.

Метапредметные результаты

- творческие работы,

- участие в конференциях,

- диспуты,

- ролевые игры,

- тесты,

- тренинги.

Личностные  качества 

- карта наблюдений,

- диагностика  качеств  личности,

- портфолио.

Содержательный  контроль   и  оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики  качества усвоения  курса   ОРКСЭ  учеником  и  не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

стартовые и итоговые проверочные работы;

тестовые диагностические работы;

текущие проверочные работы;

«портфель» ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.

Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.

Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются

поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;

тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);

- заполни пропуски;

- верно/неверно;

- соотнеси;

- краткий ответ.

электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;

контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того, он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.

Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции –  контроля  полученных знаний, информационной, их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

Ведение документации

По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя  и  заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.

 Качество  усвоения знаний  и  умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения  и  навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

Администрация своей деятельности использует по необходимости все материалы учителей  и  учащихся для создания целостной картины реализации курса.

По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит педагогический анализ работы по  курсу  ОРКСЭ , определяя «проблемные» места, достижения  и  трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.

Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010г.
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.
  3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение», 2010г.
  4. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.

Список дополнительной литературы (для педагога)

  1.  Краеведческо - информационное издание «Сосновский район. 75 лет».
  2. Бабушкина О.Ю. Растим родословное древо: Учебно-методическое пособие. ИПКиПКРО Курганской области. – Курган, 2007г.
  3. Баскакова, Н.А. Народная Мудрость гласит… Суждения об аутентичной и традиционной народной культуре, о нравственном воспитании человека на основе пословиц и поговорок /Н. А. Баскакова; Министерство образования и науки Челябинской области; Государственное учреждение доп.образования детей «Областной Центр дополнительного образования детей». – Челябинск: АБРИС, 20011г.
  4. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. - Челябинск: ЮУКИ, 1997г.
  5. Врата Рифея: Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М.: «Московский писатель», 1996г.
  6. Журнал «Русский дом». Издается с 1997г. Учредитель-Фонд русской культуры.
  7. Журналы серий «Художественная галерея», «Великие имена», «50 художников», «Православные монастыри», «Наследие человечества», «Человек без границ».
  8. История Урала с древнейших  времён до наших дней: Учебник для учащихся 10-11-х классов/И.С. Огоновский, Н.Н. Попова.-Издательство «Сократ»,2006-496 с., ил.
  9. Лазарев А.И. Народоведение. Дом. Род. Народ. – Челябинск: ЮУКИ, 1997г.
  10. Лазарев А.И. Народоведение. Жизнь по народному календарю. – Челябинск: ЮУКИ, 1997г.


II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ  «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ  КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ 4 КЛАССА

Общая тема

Кол – во

часов

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Корректировка

1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

1.

Россия – наша Родина.

Знакомство  с историей возникновения и распространения  исламской культуры.

2.Основы религиозных культур и светской этики

16часов

1.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.

 Изучают основы духовной традиции .

Иудаизма.

Дают определения основных понятий

иудейской культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (иудейской) культурой и поведением людей

Знакомятся с описанием  основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь иудейской  культуры.

Учатся описывать различные явления иудейской духовной традиции и культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения иудейской культуры в жизни людей, общества.

Учатся готовить презентации по заданной теме.

Знакомятся с развитием иудейской культуры в истории России.

2.

Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля»

3.

Письменная и устная Тора. Классические тексты иудаизма.

4.

Патриархи еврейского народа.

5.

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше

6.

Исход из Египта.

7.

Дарование Торы на горе Синай.

8.

Пророки и праведники в иудейской культуре.

9.

Пророки и праведники в иудейской культуре.

10.

Храм в жизни иудеев.

11.

Назначение синагоги и её устройство.

12.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.

13.

Молитвы и благословения в иудаизме.

14.

Добро и зло

16.

Презентация творческих работ  учащихся на тему: « Как я понимаю иудаизм»

17.

Подведение итогов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  предмета «Основы религиозных культур  и светской этики»

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.



оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;


экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;


библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

ОРКСЭ. Урок по модулю "Основы иудейской культуры"

ОРКСЭ. Конспект урока и презентация на тему "Устная и письменная Тора. Классические тексты иудаизма"...

Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ " основы иудейской культуры" 4 класс...

Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ " основы иудейской культуры" 4 класс...

Методическая разработка " О чем говорит иудейский Закон"

О чем говорит иудейский закон. Я разработала урок ОРГи СЭ в виде презентации. Надеюсь Вам пригодится....

Конспект урока по ОРКСЭ «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»

laquo;Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»...