Рабочая программа кружка "Введение в историю" 3 класс
рабочая программа по истории (3 класс) по теме
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин 3 класс (1 час в неделю 34 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин 3 класс (1 час в неделю 34 часа в год)
Основные задачи курса:
- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.
- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Курс «Введение в историю» включает в себя учебник, тетрадь творческих заданий и методическое пособие для учителя.
Учебник дает основной материал для учащихся. Вопросы и задания учебника ориентированы на понимание текста, его воспроизведение. В тетради помещены тексты для домашнего чтения, задания и вопросы творческого характера, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы, формирует образное мышление.
Дополнением к учебному материалу служит методическое пособие для учителя, в котором, кроме основных рекомендаций по проведению урока, имеется обширный хрестоматийный материал к каждой теме. Комплект пособий предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Этому способствуют разноуровневые задания, представленные в учебнике.
Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В программе 3 класса заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.
Программа 4 класса курса является органическим продолжением первой. Здесь мы показываем события истории через деяние людей, даем начальное представления о культуре прошлого: книгопечатании, живописи, архитектуре, музыке, рассказываем об их создателях. Даем краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу - воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.
Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.
Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по тип деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам. Широко могут использоваться диафильмы и слайды. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя.
Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры - формирование способности ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.
Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем. С 5 класса начинается систематическое изучение истории.
Программа
3 класс (34ч.)
Введение(1ч)
Тема1. Лента времени (3ч.)
Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.
Тема 2. Моя родословная (2ч.)
У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.
Тема 3. Я и мое имя. (3ч.)
Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.
Тема 4. История на карте. (2ч.)
Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты.
Чтение карты, определение местоположения исторических действий.
Тема 5. Название моего города.(3ч.)
В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия.
Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.
Тема 6. История в архитектурных памятниках. (3ч.)
История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства.
Тема 7. История вещей (4ч.)
Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи.
Родословная кувшина, сундука, вилки.
Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы.
Тема 8. Одежда в разные времена (4ч.)
Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. Что такое музей.
Тема 9. История в символах и знаках. (3ч.)
Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.
Тема 10. История письменности (3ч.)
Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.
Тема 1. Что изучает история (3ч.)
Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.
Основные требования к знаниям, умениям
и навыкам к концу 3 класса.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время
- Историю своей родословной
- Древнее происхождение и значение некоторых имен
- Отличие исторической карты от географической
- Название историю своего села, города, столицы
- Историю вещей, предметов одежды
- Историю возникновения Российского герба, флага, монет
- Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников, историю алфавита.
- Известных археологов и современные раскопки на территории Самарской области и города Тольятти.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться единицами времени
- Составлять свое генеалогическое древо
- Пользоваться географической картой
- Читать историческую и географическую карты с приведенными условными обозначениями
- Находить на карте свое село, административный и областной центры, столицу
- Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села
- Различать герб, флаг России.
Календарно – тематическое планирование
По курсу «Введение в историю» для 3-его класса. Составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации
Учебник: «Введение в историю 3 класс, Авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин
Дата | № урока | Тема урока | Цели урока | Планируемый результат |
Введение (1ч.) | ||||
2.09.13 | 1 | Что изучает история? | Дать понятие «история», что она изучает. Познакомить с учебником и рабочей тетрадью. | Знать, что изучает история, какие разделы будем изучать. |
Лента времени (3ч.) | ||||
9.09.13 | 2 | Лента времени. Историческое время. | Познакомить учащихся с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | Знать, что такое время, единицы измерения времени; римские цифры и уметь обозначать с помощью них века. Уметь определять последовательность событий. Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием. Употреблять понятия «лента времени», «историческое время», «год», «век», «тысячелетие». |
16.09.13 | 3 | Сутки, неделя, год, век, тысячелетие. | Познакомить учащихся с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. | Знать, как произошло деление времени. Уметь определять последовательность событий. Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием. |
23.09.13 | 4 | Наша эра. | Дать понятие «эра». Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить применять римские цифры для обозначения веков. | Употреблять понятие «эра». Уметь определять последовательность событий. Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием. Знать римские цифры и уметь обозначать с помощью них века |
Моя родословная (2ч.) | ||||
30.09.13 | 5 | Моя родословная. | Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой родины. Вызвать интерес к своей родословной. | Употреблять понятия «Россия, Родина, Отчизна, Отечество». Уметь показать на карте границы современной России. |
7.10.13 | 6 | Генеалогическое древо. Практическое занятие. | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи. | Уметь составлять генеалогическую таблицу своей семьи. |
Я и мое имя. (3ч.) | ||||
14.10.13 | 7 | Я и мое имя. | Познакомить детей с историей возникновения имен; объяснить их происхождение. | Знать о происхождении имен. Уметь объяснять их происхождение. |
21.10.13 | 8 | Древнее происхождение имен. | Объяснить древнее происхождение имен. Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох. | Знать древнее происхождение имен. Уметь рассказать о происхождении своего имени. |
28.10.13 | 9 | Говорящие фамилии. | Объяснить происхождение фамилий, отчеств. Научить определять, как образовалась та или иная фамилия. | Знать происхождение фамилий, отчеств. Уметь определять образование фамилий и отчеств. |
История на карте. (2ч.) | ||||
11.11.13 | 10 | Историческая и географическая карты. | Научить пользоваться исторической картой; показать отличие исторической карты от географической | Научиться пользоваться исторической картой, знать отличие ее от географической. |
18.11.13 | 11 | История на карте. | Научить пользоваться исторической картой; познакомиться с условными обозначениями исторической карты. | Уметь пользоваться исторической картой, знать условные обозначения на карте и уметь ими пользоваться при работе с контурными картами. |
Название моего города.(3ч.) | ||||
25.11.13 | 12 | Название моего города. | Познакомить учащихся с историей названия родного города, поселка, улицы; показать процесс их возникновения. | Знать историю названия своего города, поселка, улицы. |
2.12.13 | 13 | История Москвы и ее названиях. | Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы и ее названиях. | Знать историю возникновения Москвы. Показывать на карте расположение города Москвы. Уметь устанавливать хронологическую последовательность развития Москвы. |
9.12.13 | 14 | Московский Кремль. | Сформировать представление о Москве как столице России. Познакомить с главной достопримечательностью города - Московский Кремль. | Знать столицу России, ее достопримечательности. Применять знания, полученные из различных источников, на уроке истории. |
История в архитектурных памятниках. (3ч.) | ||||
16.12.13 | 15 | История в архитектурных памятниках. | Познакомить с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси. | Знать о происхождении архитектурных памятников. Уметь описывать архитектурные сооружения древнерусских городов. |
23.12.13 | 16 | Мой дом - моя крепость. | Познакомить историей строительства первых домов. Раскрыть понятие «Мой дом – моя крепость». | Знать о строительстве первых домов, русских изб, замков. Уметь показывать на «ленте времени» периоды возникновения русских изб, замков, первых многоэтажных домов. |
13.01.14 | 17 | Современный город. (Экскурсия). | Показать, как выглядит современный город, его архитектурные постройки, памятники, шедевры. | Знать названия архитектурных построек современного города, название улиц, проспектов. |
История вещей (4ч.) | ||||
20.01.14 | 18 | История вещей. | Познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. | Знать историю возникновения отдельных вещей, и их видоизменением со временем. |
27.01.14 | 19 | Связь вещей с потребностями эпохи. | Показать повседневную жизнь человека, связь вещей с потребностями. | Знать, как связано появление определенных вещей с потребностями эпохи. |
3.02.14 | 20 | Родословная вещей. | Познакомить с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем. | Знать о родословной вещей, предметов, их изменении со временем. |
10.02.14 | 21 | Новые вещи и предметы. | Показать отличие предметов обихода древних времен от предметов используемых в современном мире. | Знать чем отличаются предметы, используемые в быту людьми древних времен от предметов, используемых в современном мире, о новых технологиях. |
Одежда в разные времена (4ч) | ||||
17.02.14 | 22 | Роль одежды в жизни человека. | Познакомить учащихся с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека. | Знать о роли одежды в жизни человека, познакомиться с историей возникновения одежды. |
24.02.14 | 23 | История одежды. | Познакомить с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов. | Познакомиться с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов. |
3.03.14 | 24 | Народная традиционная одежда. | Познакомить с традиционной одеждой людей разных национальностей. | Знать чем отличаются костюмы людей разных национальностей. Уметь определять национальность человека по его традиционному костюму. |
10.03.14 | 25 | Что такое музей? | Познакомить с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города. | Знать знаменитые музеи нашей страны, города. Знать его функции и происхождение. |
История в символах и знаках. (3ч) | ||||
17.03.14 | 26 | Как и почему возникают деньги? | Познакомить с историей русской денежной системы; для чего нужны человеку деньги. Показать разнообразие денег стран мира. | Знать о происхождении денег, их функций и роли в жизни человека. Познакомиться с денежными единицами стран мира. |
31.03.14 | 27 | Герб. | Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века. | Знать, что такое герб, его происхождение и развитие. Познакомиться с гербами русских городов 18 века. |
7.04.14 | 28 | Флаг. | Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Показать флаги других стран. | Знать, что такое флаг, его происхождение и развитие. Уметь определять название страны по ее флагу. |
История письменности (3ч) | ||||
14.04.14 | 29 | Как писали люди в древности? | Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма; с его разными типами. | Познакомиться с историей возникновения и развития письма; с его разными типами. |
21.04.14 | 30 | Создание алфавита. Школа древней Руси. | Познакомить с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Познакомить с используемым материалом для письма, со способами письма. | Познакомиться с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Знать об используемом материале для письма и способах письма. |
28.04.14 | 31 | История создания книги. | Познакомить учащихся с созданием первой печатной машинки, первой книги и ее автором. | Знать о происхождении печатной машины, первой печатной книги. Знать автора первой книги. |
Что изучает история (3 ч) | ||||
5.05.14 | 32 | Как люди изучают прошлое? | Познакомить учащихся о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности. | Знать, что такое наука археология, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности. |
12.05.14 | 33 | Археология и археологи. | Показать о чем может рассказать археологу исторический источник; познакомить с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов. | Знать, что такое наука археология и что она изучает. Знать методы работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов. |
19.05.14 | 34 | Проверочная работа. | Контроль знаний, умений и навыков. | Уметь работать самостоятельно с тестовыми заданиями. |
Литература
- Бородин О.Р. Человек и время. М.,1991.
- Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.
- Успенский Л.В. Ты и твое имя.Волгоград,1994.
- Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства( 18-19 век). С.-Пб.,1994.
- Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.
- Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.
- Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.
- Дегтярева А. история российского флага. М., 1994.
- Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об археологических открытиях. М., 1979.
10. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа»
11.Саплина Е.В., Саплин А.И. «Тетрадь творческих заданий» 3 кл. – М.: «Дрофа»
12. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», методические
рекомендации учителю – М.: «Дрофа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....