Поурочная разработка по литературному чтению по теме: "я и мое имя"
методическая разработка (история) на тему
История.
Тема: Я и моё имя. Имена и прозвища в Древней Руси.
Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения имен, отчеств, фамилий, прозвищ;
- Объяснить их происхождение;
- На доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, веяний, отдельных эпох;
- Воспитать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: учебник, тетрадь, магнитные планшеты.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Диктант (на планшетах)
- запишите римскими цифрами: 2, 16, 21, 13
- запишите век, соответствующий годам: 1961, 1712, 988.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moyo_imya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Масалова Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
История.
Тема: Я и моё имя. Имена и прозвища в Древней Руси.
Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения имен, отчеств, фамилий, прозвищ;
- Объяснить их происхождение;
- На доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, веяний, отдельных эпох;
- Воспитать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: учебник, тетрадь, магнитные планшеты.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Диктант (на планшетах)
- запишите римскими цифрами: 2, 16, 21, 13
- запишите век, соответствующий годам: 1961, 1712, 988.
2. Род, поколение, родословная, генеалогия.
III. Сообщение темы урока.
Эпиграф (запись на доске):
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет!
И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
Дети читают стихотворение, формулируют тему урока.
IV. Работа над новым материалом.
- Беседа: Назовите имена, которыми названы дети нашего класса. Для чего людям дают имена?
- Из истории возникновения имени (рассказ учителя).
Имя дается человеку при его рождении. Наши предки были очень суеверны. Они боялись называть детей звучными редкими именами, считая, что этим они привлекут к детям лишнее внимание, сглаз. Существовал обычай, называть младенца в честь предка (деда, бабушки).
У каждого христианина есть 2 имени – личное и крестное.
Личное имя – это имя, которое присваивается человеку при рождении, под которым он известен в обществе.
Крестное имя – давалось человеку при крещении. Его обычно выбирал священник из церковного календаря, в соответствии с именем святого, память которого праздновалась в день рождения или в день крещения человека.
С течением времени люди давали имена детям, связывая их с событиями, которые происходили в стране (Ноябрина, Революция) Сейчас у вас прекрасные благозвучные имена, а вот какую историю выбора имени описал в шутливом стихотворении Юрий Благов:
«Имечко»
1.Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий, Муций, Свен, Орест.
2.Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем посовременней-
Гений, Атом, Космодром.
3.Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
4.Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
5. Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Вопросы по стихотворению:
Почему родственники так долго не могли выбрать имя ребенку?
Почему из такого большого набора имен они выбрали имя Петр?
О чем нужно помнить, выбирая имя ребенку?
- Проверка домашнего задания. (творческие работы, сообщения детей)
«Из истории моего имени», «Почему родители дали мне такое имя».
- Закрепление. Работа по учебнику.
Стр. 18-19 самостоятельное чтение материала.
Имена и прозвища в Древней Руси.
1.Раззказ учителя.
Имена, которыми называют детей сейчас, отличаются от тех, которые существовали много лет назад в Древней Руси. Многие из них сейчас нам кажутся смешными. Имена давались людям по их характерным внешним признакам или качествам характера.
Наряду с именами существовали прозвища. Их имели не все люди, а те, которые отличались от других внешностью или характером.
2.Закрепление. Работа по учебнику.
Стр. 20-21
3.Работа с пословицами.
Запись на доске:
Не имя красит человека, а человек имя.
Имя дают родители, славу добываешь сам.
Учащиеся читают, объясняют смысл.
V. Итог.
Запись на доске:
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в конце урока:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Дети читают стихотворение, объясняют его смысл, формулируют вывод.
Вывод: Не важно, какое дано имя. Важно, как человек прожил жизнь, что сделал для того, чтобы его имя помнили его потомки.
Для создания разработки источники не использовались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"
Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...
Поурочная разработка по литературному чтению по теме: "Роль окончания и предлога в предложении"
Русский язык. Тема: роль окончания и предлога в предложении. Цели: Углубить представления детей об особенностях окончания, как части слова, которая служит для связи слов в предложении и роли...
Поурочная разработка по литературному чтению "Русская народная сказка "Белые перышки"
Литературное чтение.Тема: Русская народная сказка «Белые перышки» Цели: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки...
Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС.
Поурочные разработки по литературному чтению в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС, Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой....
Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
Помощь учителю на уроках литературного чтения в 3 классе...
2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136
2.9.6. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 130 - 136...
2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129
2.9.5. Поурочные разработки ПНШ Литературное чтение 2 класс 120 - 129...