3 класс учебный курс "Истоки"
календарно-тематическое планирование по истории (3 класс) на тему

Ефремова Анна Владимировна

Календарно-тематическое планирование по "Истокам" 3 класс и пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_3_klass.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс " Истоки" в 3 классе  реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии.

В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:

. осмысление и конкретизация духовно- нравственных категорий, предусмотренных программой;

• развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

• воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

• социокультурное развитие группы;

• выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: Кто я, Кто мы? (Формирование целостной идентичной личности);

• развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.

Содержание уроков сочетает в себе научные сведения, социокультурный опыт прошлых поколений и их практическое преломление в жизненном опыте учащихся. Раскрытие категорий идёт только на позитивном материале.         

Присоединение - первый этап урока. Его назначение - эмоциональный и психологический настрой учащихся и педагога, взаимопонимание, мотивация на изучаемую тему.

Важный момент урока - обеспечение разнообразными средствами образного и целостного восприятия категорий.

Развёртывание темы и её закрепление проводится в активной форме - работа в ресурсном круге и четвёрках.

Технология проведения таких занятий раскрыта в пояснительной записке методического пособия Н. Ю. Твардовской " Истоки -3"

Активные формы обучения" (См. " "Истоковедение", том 2, Москва, издательство ТВ5,2001 г., стр. 59-69 и стр. 35-40).

Духовные усилия и активность учащихся проявляют на протяжении всего урока. В собеседовании педагог создаёт ситуацию авансированного успеха. Для этого он находит в любом высказывании ученика то своеобразное, интересное, которое не смогли увидеть другие: удачность реплики, оригинальность ответа, независимость суждения, интересное решение. Не существует неправильных ответов, есть индивидуальное мнение.

В содержании, методике, технологии, активном общении заложен принцип экологичности, психологической безопасности, доверия. (" Не навреди!").

После понимания духовно - нравственного смысла категории идёт коррекция -направленность на самих себя, на свою жизнь. В ходе коррекции дети формируют образ собственного " Я". Им важно получить представление о себе хорошем. Это главное условие радости и оптимизма. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок сам задумался о себе, о необходимости Самоутверждения, т.е. обретения внутренней системы ценностей путём накопления социокультурного опыта.

Этап рефлексии помогает оценить пережитое, осознать приобретённое в уме, сердце и душе.

Момент вознаграждения также необходим на уроке. Ведь труд без награды не бывает. Дети вознаграждаются добрым словом учителя, благодарным взглядом, теплым прикосновением (в зависимости от ведущей модальности ребёнка), иногда скромным подарком или полезным сувениром.

Уроки соответствуют рекомендациям автора учебника А.В. Камкина "Истоки-3" (издательство "Истоки", Москва, 2003 г.). Они, в основном, не расходятся с предложенным О.А.Бандяк тематическим планированием "Истоковедение", том 2, стр. 127-130) и включают активные занятия, разработанные Н.Ю. Твардовской. ("Истоковедение", том 2, стр. 59-126, рабочая тетрадь, Москва, ТВ5, 2001 г.).

Цели и задачи:

•   дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

• посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об Истоках духовности, нравственности человека;

• продолжать формировать в ребенке ощущение этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможности самореализации.

Развивать умения и навыки:

коммуникативные: слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни,

• информационные: умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, умение работать со словарями (толковым).

Тематическое планирование по курсу "Истоки" 3 класса

Содержание курса 34-35 часа (1 час в неделю).

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ

Введение 1 час.

ВЕРА 9 часов.

Вера 2 часа.

Верность 2 часа.

Правда 2 часа.

Честь 2 часа.

Обобщающий урок по теме 1 час.

НАДЕЖДА 8 часов.

Надежда 2 часа.

Согласие 2 часа.

Терпение 2 часа.

Послушание 1 час.

Обобщающий урок по теме 1 час.

ЛЮБОВЬ

Любовь Милосердие Доброта Покаяние

9 часов. 3 часа. 2 часа. 2 часа. 1 часа.

Обобщающий урок по теме  1 час.

СОФИЯ 8 часов.

Ум да Разум    1 час.

 Истина   2 часа

Знания и Мудрость  2 часа

Почему Вера, Надежда и  Любовь Родные сестры

Обобщающий урок за год     1 час

 

Календарно – тематическое планирование по истокам

( 1 ч. в неделю, 34 ч. в год)


Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Категории

Методы, виды активного занятия

1

ВВЕДЕНИЕ

Вводный урок

Рассказ о программе и учебнике. Легенда о Вере, Надежде, Любви, и матери их Софии. Три составляющие человека

Вера. Надежда. Любовь. София. Тело. Душа. Дух.

Ресурсный круг "Какие знания дает предмет Истоки?"

2

ВЕРА

Вера.

Значение слова "вера". Чему доверяет сердце?

Вера. Сердце. Нравственность. Характер.

Работа в паре "Что соединяет вера?" (развивающий)

3

ВЕРА

Вера

Как верит пытливый ум? Во что верует душа?

Православная вера. Заповеди.

Работа в паре "Правила нравственности" (развивающий)

4

ВЕРА

Верность

Верность - знак веры. Присяга, клятва - признаки верности

Преданность. Надежность. Верность. Твердость

Ресурсный круг "Верность Родине" (развивающий)

5

ВЕРА

Верность

Верность не знает мелочей. Предательство. Вероломство

Чувство долга. Уверенность. Вероломство

Работа в паре "Что помогает нам хранить верность? (оценивающий)

6

ВЕРА

Правда

Правда - путь веры. Легенда. Правда открывается не всем

1равда и кривда

Р'абота в паре "Пословицы о правде" (развивающий)

7

ВЕРА

Правда

Правда в слове. Правда в деле. Правда в образе

Праведный труд. Путеводный образ. Пророк

Ресурсный круг "Какой образ является путеводным для тебя?", (развивающий)

8

ВЕРА

Честь

Честь - награда за веру и правду. Воинская честь. Честь по заслугам. Почести за ум

Честь. Доблесть. Почести. Ордена. Слава.

Работа в паре "Честь"( развивающий)

9

ВЕРА

Честь

Береги честь смолоду. Поклон преподобному Сергию Радонежскому

Добрая репутация. Почитание родителей. Послушание

Ресурсный круг "Береги честь смолоду" (развивающий)

10

ВЕРА

Обобщаю-щий урок по разделу

Повторение всех категорий


Работа в паре "Честь по заслугам" (оценивающий)

11

НАДЕ-ЖДА

Надежда.

Значение слова "надежда". Надежда не должна умирать

Надежда на свои силы и опыт поколений. Терпение. Уныние и отчаяние

Ресурсный круг "как в жизни человеку помогает надежда?" (развивающий)

12

НАДЕ-ЖДА

Надежда.

Упование на Бога. Тщетная Надежда

Упование. Тщета

Работа в четверке "Что укрепляет надежду?" (развивающий)

13

НАДЕЖДА

Согласие

Согласие - лад в деле, в отношениях, в словах

Согласие. Лад.

Ресурсный круг. "Строительство моста" (развивающий)

14

НАДЕЖДА

Согласие

Согласие ума, сердца и души. Несогласие и разногласие.

Несогласие. Разногласие

Работа в четверке 'Согласие в деле" (развивающий)

15

НАДЕЖДА

Терпение

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения -нет умения

Терпение. Умение

Работа в четверке "В каких делах необходимо терпение?" (оценивающий)

16

НАДЕЖДА

Терпение

Научишься терпеть в малом - вытерпишь и в большом

Терпение. Согласие

Ресурсный круг "Самый терпеливый человек" (развивающий)

17

НАДЕЖДА

Послушание

Послушание опыту, послушание совести. Законопослушание

Послушание. Совесть. Своеволие

Работа в четверке "Послушание" (развивающий)

18

НАДЕЖДА

Обобщающий урок по разделу

Повторение

Послушание. Совесть. Своеволие

Работа в четверке "Надежда - устремление к доброму исходу дела" (оценивающий)

19

ЛЮБОВЬ

Любовь

Великая сила любви. Любовь к ближнему

Любовь. Дружба

Работа в четверке "В чем проявляется любовь к ближнему?" (развивающий)

20

ЛЮБОВЬ

Любовь

Любовь в семье. Единство. Лад

Любовь. Дружба

Ресурсный круг "Почему любовь - это руд души?" (развивающий)

21

ЛЮБОВЬ

Любовь

Святая любовь Бога к своему творению

Повесть о Петре и Февронии. Письмо


22

ЛЮБОВЬ

Милосердие

Милосердие в деле. Благотворительность

Повесть о Петре и Февронии. Письмо

Ресурсный круг "Милосердие" (развивающий)

23

ЛЮБОВЬ

Милосердие

Милосердие в слове. Где гнев там и милость

Сестры милосердия. "Белый ангел Москвы"

Работа в четверке "Слово о милосердном человеке" (развивающий)

24

ЛЮБОВЬ

Доброта

Добрые слова. Добрые дела. Притча о добром самарянине

Доброта. Притча

Работа в четверке "Доброта истинная и ложная", (развивающий)

25

ЛЮБОВЬ

Доброта

В ком нет добра, в том и правды мало.

Истинность и ложность

Работа в четверке "Добрые дела" (оценивающий)

26

ЛЮБОВЬ

Покаяние

Покаяние — признание своей вины. Ступени покаяния

Исповедь. Раскаяние

Работа в четверке "На пути покаяния" и "Покаяние" (развивающий)

27

ЛЮБОВЬ

Обобщающий урок по теме



Работа в четверке "Сад добродетелей" (оценивающий)

28

СОФИЯ

Ум да разум

Ум познает и запоминает -разум смысл постигает

Ум. Разум

Работа в четверке "Ум да разум" (развивающий)

29

СОФИЯ

Истина

Истина в слове. Подлинное неложное знание

Истина. Заблуждение

Работа в четверке "Истина в слове" (развивающий)

30

СОФИЯ

Истина

Истина в образе. Истина в деле

Ресурсный круг

"Как предмет Истоки помогает постигать истину?" (развивающий)

31

СОФИЯ

Знание и мудрость

Мудрость - соединение истины, правды и любви

Правда. Любовь. Истина

Ресурсный круг "Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?" (развивающий)

32

СОФИЯ

Знание и мудрость

Мудрость и мудрецы. Знания о Боге и о мире

Знания. Мудрость. Книжная мудрость

Работа в четверке "Мудрые советы Владимира Мономаха" (оценивающий)

33

СОФИЯ

Почему Вера, Надежда и Любовь -родные сестры?

Вернуться к началу учебника

Тоже

Работа в четверке "Истоки победителя" (развивающий) Работа в четверке "Что помогает тебе идти по дороге Веры, Надежды и Любви? (оценивающий)

34

Обобща ющий урок за год


Итоговый

Ресурсный круг

"Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".

календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...

Тематическое планирование по русскому языку (2 класс) учебно методический комплект Школа 2100.doc

Тематическое планирование по русскому языку (2 класс) учебно методический комплект Школа 2100 в соответствии с ФГОС...

Математика. Состав числа. 1 класс. Учебная линия: Школа России.

Задания к року математики по теме: "Состав числа 4"...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока по математике "Разряд сотен тысяч" УМК "ПНШ", 3 класс + учебная презентация)

Тема урока: «Разряд сотен тысяч».Тип – урока: изучение нового материалаЦели:познакомить  разрядом сотен тысяч;учить читать и записывать шестизначные числа;совершенствовать умения заполнять таблиц...

О.В.Узорова "Полный курс математики, 3 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 3 класса )

Полный курс математики для третьего класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые третьеклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.С ...

О.В.Узорова "Полный курс математики, 4 класс" (учебно- методическое пособие по математике для 4 класса )

Полный курс математики для четвёртого класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике...