Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок истории проведу у вас я. Меня зовут Влада Витальевна. На уроке нам понадобится учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными принадлежностями. Приготовьте все необходимое. Откройте дневники, запишите домашнее задание. На дом вам будет § 12. Что вам было задано на дом? - На дом нам задавали § 11 «Раскол». Повторите домашнее задание.
Расскажите, что происходило накануне реформ в стране. У доски будет отвечать … . - С воцарением Бориса Годунова начались в России нововведения, необходимые, но непривычные для россиян, боявшихся всего иностранного. При Михаиле и Алексее Романовых иноземные новшества стали проникать во все сферы жизни: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые солдаты-немцы маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фляги разыгрывали спектакли. Но затронута ли была русская душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди остались такими же ревнителями московской старины, веры и благочестия, какими их прадеды. Причем это были ревнители весьма суверенные: «Ветхий Рим пал от ересей, второй Рим хватили безбожные турки, Русь — третий Рим, который -один остался хранителем истинной Христовой веры-» В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея « выучили по-немецки», и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху. Конец благочестию и старине. И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, ставший в 1652 г. патриархом, задумал осуществить церковные реформы. Будучи твердо еден в том, что Русская церковь является частью Вселенской православной церкви, он решил устранить •евшиеся между ними расхождения в богослужении, писал В. О. Ключевский, «если государству понадобился мастер-немец, то Церковь почувствовала нужду Iучителе-греке или киевлянине». За время существования христианства на Руси в богослужебные книги при переписке вкралось много неточностей и ошибок. Побывавший в Москве в 1649 г. Iиерусалимский патриарх Паисий указывал царю Алексею Михайловичу на «новшества» в обрядах Русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, • которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне). Попытки устранить ошибки предпринимались еще во времен Стоглавого собора, но именно при Никоне исправление богослужебных текстов вышло за рамки внутрицерковного дела. Дело в том, что Никон пошел дальше своих предшественников и занялся исправленное не только книг, но и обрядов. А это затрагивало уже все слои общества. Что же это были за обряды? Россияне, например, писали «Исус», а не «Иисус». Служили литургию на сени, а не на пяти, как греки, просфорах. Крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога Отца и Бога Сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Эти и другие «неправильности» в обрядах Русской церкви Никон и взялся искоренять с присущей ему прямолинейностью, приняв за образец греческие богослужебные книги.
Молодец. Садись. Я ставлю тебе отметку … . Рассказать о Реформах Никона. К доске пойдет … . - В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью*, а также уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением знаменитой молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи. По примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Здесь тон задавал сам патриарх. Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный собор 1654 г. с участием царя и Боярской думы одобрил исправление книг по греческим образцам. Стали искоренять двуперстие и многие другие привычные обряды. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нарушали традиции. А Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя, бывшего в польском походе, люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, указ, который грозил отлучением от церкви всем, пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.
Молодец. Садись. Я ставлю тебе отметку … . Рассказывать у доски о Старообрядчестве пойдет … . - Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев. Приверженцы старой веры — старообрядцы — спасатели прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признав никонианства, Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и перевешал всех мятежников. Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики — защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо. Среди старообрядцев были представители всех слоев населения — от крестьян до бояр. Старообрядцы не расходились е Православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками. Священный собор 1666— 1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.
Молодец. Я ставлю тебе отметку … . Садись. У доски о падении Никона нам расскажет … . - Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «И старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служи...» Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам. Последние уже не могли простить церковь, посягнувшую на святую веру и старину. А как сложилась судьба самого Никона? Царь позволил Никону именоваться наравне с ним «государем». Но патриарху этого было мало. Считая, что церковь стоит выше государства, он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал Алексей Михайлович. Терпение «тишайшего» царя было не безграничным. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. В знак протеста Никон в 1658 г. покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666—1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на Север в Ферапонтов монастырь.
Молодец. Я ставлю тебе отметку … . Садись.
XVII век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII-ый, веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды. Главные события, давшие XVII веку такое название «бунташный», произошло при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче – втором правителе из династии Романовых. Царь – «тишайший». Во время правления Алексея Михайловича в промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время. Сегодня с вами мы поговорим о народных восстаниях в VII веке. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Народные восстания в VII веке».
Ребята, как вы думаете, что такое «Бунташный» век?
(ответы учащихся)
Запишите в тетрадях определение: «Бунташный» век- это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
25 июля 1662 года в Москве разразился Медный бунт. В тетрадях начертите таблицу:
Название | Дата | Территория восстания | Причины | Состав восставших | Событие | Результаты |
|
|
|
|
|
|
|
Запишите в таблице название и дату восстания: «Медный бунт» 25 июля 1662 года. Откройте учебники на странице 61, прочтите пункт «Медный бунт» и заполните таблицу. (работа учащихся в тетрадях) Ребята, на какой территории происходило это восстание? - территория восстания - Москва, Коломенское. Верно, а каковы причины восстания? - Причины: 1. Изнурительная война с Речью Посполитой 2. Экономическое положение страны 3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения 4. Введение медных денег вместо серебряных. 5. Рост цен. Верно. Кто был в составе восставших? - Чернь, солдаты, горожане, крестьяне. Какие события происходили во время Медного бунта в Москве? - Выпуск прокламаций, выдвижение требований, Погром дворов Каковы результаты Медного бунта? - 1. Подавление восстания войскам. 2. Отмена медных денег
Ребята, у всех такая таблица получилась? Молодцы.
Название | Дата | Территория восстания | Причины | Состав восставших | Событие | Результаты | Медный бунт | 25 июля 1662 год | Москва, Коломенское. | 1. Изнурительная война с Речью Посполитой 2. Экономическое положение страны 3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения 4. Введение медных денег вместо серебряных. 5. Рост цен. | Чернь, солдаты, горожане, крестьяне. | Выпуск прокламаций, выдвижение требований, Погром дворов
| 1. Подавление восстания войскам. 2. Отмена медных денег
|
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно. Положение народа не улучшилось, и поэтому люди укрывались на Украине, на Волге, в Приуралье, в Сибири и на Дону.
Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон?
(Ответы учащихся. «С Дона выдачи нет»)
Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось. Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге. Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип "с Дону выдачи нет". В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных ("домовитых") казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные ("голутвенные") казаки работали на домовитых. В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих караванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям. Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.
Ребята, какой век называют «Бунташным»?
-«Бунташный» век- это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
Какие яркие восстания произошли в VII веке?
- Соляной и Медный бунты.
Назовите дату Медного бунта.
- 25 июля 1662 года
Назовите причину медного бунта.
- 1. Изнурительная война с Речью Посполитой 2. Экономическое положение страны 3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения 4. Введение медных денег вместо серебряных. 5. Рост цен.
Каковы результаты этого восстания?
- 1. Подавление восстания войскам. 2. Отмена медных денег
Кто был предводителем восстания в 1666 году?
- Василий Ус. Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Встаньте. Урок окончен. До свидания.
Учитель: Руководитель практики: Оценка:
|