Методическая разработка урока по теме "Страницы истории XIX века"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Лилия Феликсовна Минниханова

Урок изучения нового материала. Для повторения пройденного материала включен тест  по теме "Война 1812 года". На уроке идет знакомство с историческими личностями, сыгравшими большую роль в истории России XIX века. Используется презентация к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranicy_istorii_19_veka.rar2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Страницы истории 19 века.

4 класс.

(урок – поиск)

Оборудование:

презентация

Слайды:   1. 1800 – 1899 годы.

2. Гроза 1812 года.

3. Фотография Наполеона

4. Фотография Кутузова.

5. Картина «Переправа через Неман».

6. Вид Бородинской битвы.

7. Картина «Совет в Филях».

8. Вид пожара Москвы.

9. Храм Христа Спасителя 1883 год.

10. Храм Христа спасителя 1996 год.

11. Картины из жизни крепостных крестьян.

12. Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к

народу.   С. И. Ожегов.

13. Портрет Александра 11 – царь – освободитель.

Оформление доски:

  1. Страницы истории 19 века.
  2. Слово «крепостной»
  3. Фигурки крестьянина 19 века и помещика.
  4. Изображение поля.
  5. Изображение 2 веревок
  6. Слова: бить, продавать, обменивать, проигрывать.
  7. Слова: служить, работать, платить.
  8. Слово «Манифест».
  9. Слова: нельзя бить, продавать, обменивать;

заключать договора,

приобретать имущество,

вступать в брак,

вести дела в суде;

земля – собственность помещика;

отбывать повинность.

10.  Цифры для указания даты: 19. 02. 1861.

Материал для детей:

  1. Варианты теста.
  2. Ребус, для определения слова «манифест».
  3. Примеры для определения даты
  4. Выдержки из документа.

Цель урока: знакомство с историческими личностями, сыгравшими

большую роль в истории      России;

Задачи урока:

  1. Образовательная –формирование умений и навыков работы с историческими документами;
  2. Развивающая – ориентировать учащихся на изучение исторических событий нашей страны;
  3. Воспитывающая – воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому своего народа.

1. Беседа по технике безопасности во время урока.

  1. 2. Организация начала урока.

(на экране даты: 1800 – 1899годы)

- Прочитайте тему сегодняшнего урока. (Страницы истории 19 века).

К началу 19 века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. Сегодня мы поговорим о том, какой была жизнь на этой огромной территории в те, далекие от нас годы.

 

  1. 3. Проверка домашнего задания.

(на экране слова «Гроза 1812года»)

И первое о чем я хочу вас спросить, это что означают слова «Гроза 1812года.»

(в этом году русская армия отстаивала независимость своей

страны в войне с французской армией под командованием

Наполеона).

 

  1. Работа в группах.

- предлагаю каждой группе (3 чел.) взять листок с вопросами и, посоветовавшись друг с другом в группе, выбрать правильный ответ.

1 вариант

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли

 

2. Французская армия вторглась в Россию в :   а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

3.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

4. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

2 вариант.

1.Главнокомандующим русскими войсками был назначен: а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.

2.Бородинская битва произошла: а) 26 января 1812 года

б) 16 августа 1821 года

в) 26 августа (7 сентября) 1812 года.

 

  1. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.

 

  1. Война 1812 года называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные

бедствия.

 

  1. Проверка теста.

(поочередно проверяются вопросы из первого и второго варианта)

 

1вар. (на экране фото Наполеона)

- Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец Наполеон. Наполеон

Бонапарт еще в детстве мечтал о военных победах. В 24 года он стал

генералом. Прославившись несколькими удачными походами и имея на своей

стороне преданное ему войско, Наполеон стал императором Франции.

2 вар. (на экране фото Кутузова)

- Главнокомандующим русскими войсками был назначен М. И. Кутузов –

прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Кутузов был

одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил

Россию и верил в силу своего народа. В трудный для России час он был

назначен командующим русскими войсками.

1 вар. (на экране картина «Переправа через Неман»)

- В 1812 году войска Наполеона перешли границы России. Император

французов мечтал о подчинении России. Он рассчитывал на быструю и

легкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия

должна была попросить мира.

2 вар. (на экране панорама Бородинской битвы).

- 26 августа (7 сентября) 1812 года У села Бородино произошла решающая

битва. В половине шестого утра на Бородинском поле заговорили пушки.

Одним из самых тяжелых моментов боя была оборона Курганской высоты

Ее    защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский. Обе армии

несли огромные потери, но ни одной не удавалось победить.

1 вар. (на экране картина «Совет в Филях»).

После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на

котором присутствовали все высшие генералы. Кутузов поставил вопрос,

дать ли под Москвой еще одно сражение или отступить без боя.

Выслушав  обе стороны, из которых одна была за отступление, а другая

против Кутузов велел отступать. Отстаивать Москву и рисковать

армией было  опасно, потому что в случае неудачи с уничтожением армии

не только  Москва, но и вся Россия очутилась бы во власти неприятеля.

«С    потерей  Москвы, еще не потеряна Россия»,- сказал Кутузов.

2 вар. (на экране «Пожар Москвы»).

Наполеон решил покинуть Москвы из-за пожара. Не долго французы

пробыли    в Москве. Есть было нечего, холодно, жить негде: страшный

пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги

оставили Москву.

1 вар. (на экране вид Храма Христа Спасителя 1883год;

1996 год).

10 сентября1829 года на деньги собранные по всей России состоялась

закладка грандиозного храма. 1883 году он был освящен. Почетными гостями

в храме были Ветераны Отечественной войны. У каждого на груди висел

Георгиевский крест. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван.

В 1996 году вновь восстановлен на деньги народа.

2 вар. (на экране вид Храма Христа Спасителя)

Война 1812 года называется Отечественной потому, что на борьбу с

врагами поднялся весь народ. Вторжение Наполеона принесло России

неисчислимые бедствия, были разрушены города и села, погибли многие

ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость. Как не раз

было в русской истории, весь народ опять поднялся на защиту

Отечества. Поэтому в истории России война 1812 года осталась под

названием Отечественной.

 

4. .Жизнь крепостных крестьян в России.

(на экране слова «Жизнь крестьян в России»).

- Простые люди, отстоявшие страну в войне с французами, жили крайне тяжело. Вспомните, какой была жизнь крестьян в то время. (рассказ детей сопровождать слайдами из жизни крепостных)

Крестьяне потеряли свою свободу. Они не могли жить как они хотели,

заниматься тем, что им нравится. Их жизнь полностью зависела от

хозяина, который мог их продать, подарить, проиграть в карты. Еще

во времена Екатерины 11 в газетах можно было прочитать такие

объявления:

«Продается малый 17 лет и мебель».

«За отъездом продается лошадь, две горничные девушки».

 

-Таких крестьян называли крепостными. (слово крепостной на доску). Давайте вспомним, что это значит. Подберите родственные слова к слову крепостной.

Крепость, крепить, закрепить,

закрепленный, крепкий.

В то время на Руси существовало крепостное право. Что это за порядки?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство

русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.

Собираем картинку: с одной стороны, по законам крепостного права, крестьянин

был привязан к помещику. По этим же законам, земля

принадлежала помещику, а работать на ней должен был

крестьянин (карточки со словами прикрепить в картинку).

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак (карточки со словами прикрепить в картинку).

Конечно, такая жизнь не нравилась крестьянам. После Отечественной войны 1812 года многие из них надеялись на освобождение. Но произошло это только с приходом к власти Александра 11.

(СДВИНУТЬ СТОЛЫ)

 

5. Отмена крепостного права.

(на экране портрет Александра 11)

- Каким же был император Александр 11?

1) Сообщения детей об Александре 11:

Александр 11 родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя,

в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год

спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность

наставника наследника престола.

«Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт

будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви

народа к царю».

 

2) - С именем Александра 11, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Он решил освободить крестьян от крепостной зависимости, и издает специальный документ. А как он называется, вы узнаете, заменив каждое число в ряду буквой, и прочитав полученное слово.

(каждая цифра соответствует букве алфавита)

14   1   15   10   22   6   19   20

М   А   Н   И   Ф   Е   С   Т

(на экране – определение слова «Манифест»)

- Что же означает слово «манифест»?

В словаре С. И. Ожегова:   Манифест – торжественное письменное

обращение верховной власти к народу.

- Продолжаю формировать картинку: ниже крепится слово МАНИФЕСТ.

- Что же такое манифест? (прочитать с экрана).

Заменить на экране определение на картину «Чтение манифеста крестьянам».

  1. – А сейчас я предлагаю вам узнать, когда Александр 11 подписал Манифест. Для этого вам необходимо решить примеры и назвать полученные результаты.

(дети в группах решают примеры, из ответов получается дата и крепится на доску в картинку, под слово Манифест)

 

96 : 12 : 2 + 15   (78 : 13) – 5   (17 : 1) =

1   8 – 7 : (15 : 15) – (21 – 21)   5 =

 

24 : 2   3 : 18 – (78 : 39 – 584   0) =

2   (729 – 728) + (27 : 3 + 6) – 45 : 3 =

 

375   0 + 294 : 294 – (16 – 16) : 2 =

(17 + 43) : 2 + 9   8 : 4 – 5   (64 : 8) =

 

125   0 : (45   4) + (120   10 : 100 – 6) =

(84 : 14   5 – 15) : (91 : 7   5 – 50) =

Проверка: составление даты.

1стол: - из полученных ответов составьте двузначное число, в котором количество

десятков меньше количества единиц (19)

(прикрепить на доску под слово МАНИФЕСТ число 19.)

2 стол: - расположите полученные ответы в порядке возрастания (02)

(прикрепить на доску 02)

3 стол: - из полученных результатов составьте число, в котором количество

единиц больше количества десятков   (18)

(прикрепить на доску число 18)

4 стол: - расположите полученные результаты в порядке убывания (61)

(прикрепить на доску число 61.)

6. Работа с документом.

1) - А сейчас я предлагаю вам поработать с настоящим историческим документом. У вас на столах есть листы, на которых напечатаны отдельные положения из Манифеста 1861 года. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом в своей группе и решите, что в этих строчках самое главное.

 

а) Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях,

и на дворовых людей отменяется навсегда.

(это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать,

обменивать; слова прикрепить на доску)

б) На основании этого положения и общих законов крестьянам и

дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости,

предоставляются права свободных жителей.

(это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора,

приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде; слова

прикрепить на доску)

в) Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли.

(земля осталась собственностью помещика;

слова прикрепить на доску)

 

г) Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу

помещиков повинности работаю или деньгами.

(крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика –

отбывать повинность; слова прикрепить на доску)

2) Обобщение по составленной на доске картинке.

- Давайте теперь, глядя на картинку, которая у нас получилась, попробуем сделать вывод, что же изменилось в жизни крестьян с принятием документа, которого они так ждали.

- Крестьяне перестали быть собственностью помещика, их нельзя стало покупать, дарить, продавать. Они получили гражданские права: могли самостоятельно заключать договора, приобретать имущество, вести судебные дела. Но получив гражданскую и личную свободу, крестьяне не получили самого главного – землю. Так же, как и раньше, земля осталась собственностью помещика, а крестьяне, что бы не умереть с голода, должны были на него работать.

 

7.Заключение.

(на экран фото Александра 11 с надписью ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ)

-Но не смотря на недостатки Манифеста Александр 11 вошел в русскую историю как царь-освободитель. Он провел реформу в армии, которая заменила рекрутский набор (25 лет) всеобщей воинской повинностью. Срок службы был сокращен до 6 лет. Получило широкое развитие образование – возникло более 20 тыс. учебных заведений. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов.

Во второй половине 19 века появились технические новшества – электрическое освещение, железная дорога, телефон. Дома я предлагаю вам найти дополнительный материал и подготовить сообщения о технических новшествах 19 века.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме "Возникновение земледелия и скотоводства".

урок разработан в соответствии требований ФГОС. Использование группового метода работы учащихся....

Методическая разработка "Профессия Повар: история и современность"

Методическая разработка предназначена для проведения первых классных часов для студентов по профессии Повар, кондитер...

Методическая разработка к внеклассному мероприятию по истории города на тему: «История Петропавловской крепости».

Мероприятие разработанодля учеников вспомогательной школы.Историческое образование играет большую роль в образовательном и воспитательном процессе, помогает формировать гражданско-патриотические качес...

Методическая разработка «Беседа об истории создания книги»

Методическая разработка «Беседа об истории создания книги»...

Методическая разработка "Открытие музея истории школы "Времён связующая нить""

Методическая разработка, которая может помочь провести в школе открытие музея истории школы....

Методическая разработка мероприятия: «Масленица – история праздника и традиции»

Методическая разработка мероприятия:  «Масленица – история праздника и традиции»...