Урок по курсу «Основы православной культуры»
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы православной культуры»
Тема: Человек и Бог в православии. Священное Писание.
Класс: 4 класс.
Школа: ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им. М.В. Ломоносова».
Цель:
способствовать духовно – нравственному развитию личности обучающихся через развитие понимания и осмысления богатства мыслей Священного Писания.
Задачи:
образовательные:
- ознакомить обучающихся с Библией ( Священным Писанием ) - самой читаемой книгой на Земле;
- ознакомить обучающихся с представлениями о появлении Земли и жизни на ней, изложенными в Библии;
развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать эмоциональную сферу и речевую культуру обучающихся;
воспитательные:
- воспитывать любовь к своим историческим корням, к своему народу;
- пробудить интерес обучающихся к истории отечественной духовной культуры.
Приёмы работы:
беседа, рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, чтение – рассматривание Библии, работа по иллюстрации, словарная работа, работа с карточками.
Демонстрационный материал:
1) карточки «Православная русская культура»;
2) иллюстрация «В русский праздник»;
3) иллюстрация «Крещение Руси»;
4) иллюстрация памятника «Тысячелетие России»;
5) иллюстрация «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский»;
6) иллюстрация «Мать и дитя»;
7) изображения православных храмов России;
8) карточки «Что удаляет человека от Бога?», «Что помогает человеку быть ближе к Богу?»;
9) Библия для детей.
10) учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – 4 – 5 классы», авт. Кураев А.В.
Раздаточный материал:
1) листки на этап рефлексии.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включить обучающихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация урока на этапе 1.
- Сегодня мы продолжаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». На этих занятиях мы будем вести речь о самом важном, самом главном, что есть в нашей жизни.
- Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы, как:
Откуда появились небо и земля?
Как устроен наш мир?
Задумаемся, что такое душа человека?
Как жить так, чтобы стать счастливым человеком?
Как различать добро и зло?
- Прочитайте, что станет темой нашего занятия? (Ученик читает слова на доске.)
Человек и Бог в православии. Священное Писание. |
2. Актуализация знаний учащихся.
Цель:
1) актуализировать знания обучающихся в раскрытии смысла понятия «Православная русская культура»;
2) развивать эмоциональную сферу и речевую культуру обучающихся.
Организация урока на этапе 2.
- Давайте вспомним, над каким понятием мы размышляли на прошлом занятии?
( Что такое культура, где истоки русской культуры.)
- Истоки русской культуры - в православной религии. Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
- Что раскрывает перед нами православная русская культура?
( На доске Д-1 )
Православная русская культура |
Русская душа | Духовный лик России | Вера в величие России | Внутренний мир человека |
- В каких человеческих качествах раскрывается русская душа?
( Показ учителем на Д – 2 «В русский праздник».)
( Доброта, милосердие, терпение, миролюбие, гостеприимство,
трудолюбие. Русская душа раскрывается и в песнях, и в танцах,
в пословицах и сказках, в семейных традициях и праздниках.)
- Как православная русская культура раскрывает духовный лик России?
- Вспомните, какое важное для страны событие произошло в 988 году.
( Показ учителем на Д - 3 «Крещение Руси», Д -7 «Православные
храмы России. )
( Крещение Руси князем Владимиром; строительство великолеп-
ных храмов, которые возводили всем миром; жизнь в почтении
к Богу, посещение церкви, чтение молитв, соблюдение заповедей,
вера в Бога вдохновляла людей на создание прекрасного.)
- Почему православная культура вселяла веру в величие России?
( Показ учителем на Д – 4 «Памятник «Тысячелетие России».)
- Какой памятник прославляет Россию и символизирует её историю?
( Памятник «Тысячелетие России».)
- Почему на вершине этого монумента крест , фигура ангела, перед которым преклонила голову женщина? ( Крест говорит о том, что наша страна – православная,
а женщина олицетворяет Россию, Святую Русь, как её называли
раньше.)
- На памятнике мы видим изображения тех людей, кто прославил Россию на ниве духовного просвещения, как государственный деятель, как защитник земли Русской, как писатель и художник. Назовите их имена.
( Рюрик, Владимир Святой, Дмитрий Донской, Александр
Невский, Ярослав Мудрый, летописец Нестор, Пётр 1, Иван
Сусанин, Александр Суворов, М.Кутузов, М.Ломоносов, А.Пушкин,
И.Крылов, К.Брюллов и многие другие.)
- Вспомните, у кого получил благословение Дмитрий Донской перед Куликовской битвой?
( Показ учителем на Д – 5 «Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский».)
( Рассказ учащихся о благословении и словах Сергия Радонежского)
- Почему в русских храмах молились перед битвой? О чём матери и жёны молились в дни сражений?
- Именно вера является самой важной силой, внутренне укрепляющей воина.
- Как православная культура влияет на внутренний мир человека?
( Показ учителем на Д – 6 «Мать и дитя».)
( Православная культура воспитывает и направляет человека,
влияет на мысли, чувства, на слова и поступки.)
- Человек осознанно выбирает путь между добром и злом.
( Размышления учащихся, куда могут вести добрые и
несправедливые поступки, а также равнодушие людей.)
- От наших мыслей и поступков зависит, по какому пути в жизни мы идём.
3. Изучение нового материала.
Цель:
1) познакомить обучающихся с Библией;
2) учить пониманию и осмыслению богатства мыслей Священного Писания.
Организация урока на этапе 3.
А) Беседа о человеке и Боге в православной культуре.
- Ребята, знаете ли вы, кто такие христиане?
ХРИСТИАНЕ ( Христиане – это люди, верующие в Бога Иисуса Христа,
которые из поколения в поколение, от родителей к детям
несут христианскую веру уже много лет.)
- У кого из вас мама, папа, бабушка, другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм, произносят молитву?
- Кто из вас был в храме?
- О чём человек молится в храме? Что просит в молитвах для себя и своих близких?
- Чтобы стать православным христианином, человек должен креститься. Кто из вас крещёный?
- Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые правильно верят в бога и правильно славят его.
Б) Рассказ учителя.
- К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».
Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.
Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, - мы их ощущаем сердцем.
Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя - он слышит нас.
Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.
- Хотите услышать одну историю про мальчика, вашего ровесника?
В) Работа с учебником «Основы православной культуры», урок 3, стр. 8 – 9.
- Кто хочет прочитать вслух? ( Чтение рассказа обучающимися.)
- Что вас поразило в мальчике Ване?
- Можно ли назвать Ваню православным человеком?
- Как его убеждения проявились в поступке?
Г) Знакомство с Библией.
- О Боге мы узнаём из Библии ( Священного Писания ).
( Показ Библии для детей, демонстрация текстов и
иллюстраций.)
- Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.
- В Библии ( Священном Писании ) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.
- Библия рассказывает нам, как правильно веровать в Бога и достойно чтить его. Эта книга является самой читаемой, её читают больше, чем какую- либо другую книгу во всём мире.
Библия называет Бога Творцом, создавшим весь мир и человека. Почему же?
- Сколько лет вы живёте на свете?
- Этого времени вполне достаточно, чтобы понять и почувствовать, как прекрасен и удивителен окружающий мир.
- А откуда появился мир?
- Существуют 2 версии. Некоторые люди говорят о теории Большого Взрыва во Вселенной.
Тут на помощь приходят науки астрономия, физика, математика, биология.
А есть люди, верующие, что Творцом всего явился Бог.
- Давайте подумаем вместе. Неужели всё возникло случайно? Вы когда-нибудь строили дом из кубиков? А если кубики просто высыпать на пол, получится дом?
( Нет, его кто-то должен придумать и построить.)
- А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?
( Для того, чтобы появилась сказка, её надо придумать и
написать.)
- А человек мог сделать небо, звёзды, Солнце, землю?
- В Священном Писании говорится, что Бог – Создатель и Творец всего живого. Первые страницы Библии повествуют о том, что Землю и всё, что есть на Земле, создал Бог.
- Хотите узнать, как об этом рассказывается?
Д) Чтение учителем отрывка текста Библии для детей «Сотворение мира. Начало».
Демонстрация иллюстраций из Библии.
4. Закрепление нового материала.
Цель:
1) формировать у обучающихся понятия «добро» и «зло» через осмысление человеческих поступков;
2) развивать речевую культуру обучающихся.
Организация урока на этапе 4.
- Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии». И люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.
- Давайте распределим слова на две группы: « Что удаляет человека от Бога?» и «Что помогает человеку быть ближе к Богу?».
( Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора.)
( В результате на доске появляется Д - 8.)
Что удаляет человека от Бога? |
дерзость |
жадность |
непослушание |
обида |
обман |
Что помогает человеку быть ближе к Богу? |
молитва |
соблюдение заповедей |
добрые поступки |
любовь к ближним |
забота о родных |
- Как можно одним словом обобщить слова из первой лесенки? ( Зло.)
- А из второй лесенки? ( Добро.)
- Куда нас могут привести ступеньки зла?
- Куда ведут ступеньки добра?
- А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?
- Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.
- Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?
- А вот плохие чувства и поступки надо сдерживать. Как вы считаете, зачем?
( Чтобы человек мог жить на Земле, ему надо сохранять мир,
а не разрушать его. Плохие поступки разрушают мир.)
- Человек – существо разумное, умеющее думать и понимать. Человек способен не только на хорошие поступки, но и на плохие. Поэтому важно каждому научиться понимать, как правильно поступать.
- Какие советы, законы добра вы можете придумать по отношению к мыслям, словам и поступкам любого человека?
( Плохо не думай, плохо не говори, плохо не делай.)
5. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) получить обратную связь, эмоциональный отклик обучающихся .
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?
- Что нового каждый открыл и узнал для себя?
- Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?
- О чём вы хотели бы узнать более подробно на следующем занятии?
- Какие законы добра мы придумали для всех людей?
- Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках , какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.
( Учащиеся получают Р -1 ( листочки бумаги на этап рефлексии) и
пишут свои высказывания, затем прикрепляют их на доску:
- никогда не злорадствовать; нельзя ненавидеть;
- не дразнить человека обидными словами;
- не драться;
- не красть, не обманывать;
- не поддаваться дурным примерам;
- важно быть добрым и справедливым, освобождаться от зла. )
Литература:
Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание».
Детские журналы «Православная радуга», «Божий мир».
Библия для детей.
Закон Божий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ....
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...
Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...