Урок по курсу «Основы православной культуры»
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок   по  курсу  «Основы  православной   культуры»

Тема:   Человек  и  Бог  в  православии.  Священное  Писание.

Класс:   4  класс.

 Школа:   ГБОУ  Республики  Марий  Эл  «Лицей  им. М.В. Ломоносова».

Цель: 

 способствовать  духовно – нравственному   развитию  личности  обучающихся  через  развитие  понимания  и  осмысления  богатства  мыслей  Священного  Писания.

Задачи:

образовательные:

-    ознакомить  обучающихся  с  Библией  ( Священным  Писанием ) -  самой  читаемой  книгой  на  Земле;

-    ознакомить  обучающихся  с  представлениями  о  появлении  Земли   и  жизни  на  ней,  изложенными  в  Библии;

развивающие:

-    активизировать  познавательную  деятельность  обучающихся;

-    развивать  эмоциональную  сферу  и  речевую  культуру  обучающихся;

воспитательные:

-    воспитывать  любовь  к  своим  историческим  корням,  к  своему   народу;

-    пробудить  интерес  обучающихся  к  истории  отечественной  духовной  культуры.

Приёмы  работы:

беседа,  рассказ  учителя,  работа  с  учебником,  комментированное  чтение,  чтение – рассматривание  Библии,  работа  по  иллюстрации,  словарная  работа,  работа  с  карточками.

Демонстрационный  материал:

1)   карточки  «Православная  русская  культура»;

2)   иллюстрация   «В  русский  праздник»;

3)   иллюстрация   «Крещение  Руси»;

4)   иллюстрация    памятника  «Тысячелетие  России»;

5)   иллюстрация   «Дмитрий  Донской  и  Сергий  Радонежский»;

6)   иллюстрация   «Мать  и  дитя»;

7)   изображения  православных   храмов   России;

8)   карточки  «Что  удаляет  человека  от  Бога?»,  «Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?»;

9)   Библия  для  детей.

10)  учебник  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики.  Основы  православной  культуры. – 4 – 5 классы»,  авт.  Кураев  А.В.

Раздаточный  материал:

1)  листки  на  этап  рефлексии.

                                                           Ход  урока.

1.   Мотивация  к  учебной  деятельности.

Цель:

1)   включить  обучающихся  в  учебную  деятельность;

 2)   определить  содержательные  рамки  урока.

Организация  урока  на  этапе  1.

-  Сегодня  мы  продолжаем   изучение  нового  предмета  «Основы  православной  культуры».  На  этих  занятиях  мы  будем  вести  речь  о  самом  важном,  самом  главном,  что  есть  в  нашей  жизни.

-  Вы  узнаете  ответы  на  такие  значимые  вопросы,  как:

Откуда  появились  небо  и  земля?

Как  устроен  наш  мир?

Задумаемся,  что  такое  душа  человека?

Как  жить  так,  чтобы  стать  счастливым  человеком?

Как  различать  добро  и  зло?

-  Прочитайте,  что  станет  темой  нашего  занятия?         (Ученик  читает  слова  на  доске.)

   Человек  и  Бог  в  православии.  Священное  Писание.

2.   Актуализация  знаний  учащихся.

Цель:

1)  актуализировать  знания  обучающихся  в  раскрытии  смысла  понятия  «Православная  русская  культура»;

2)  развивать  эмоциональную  сферу  и  речевую  культуру  обучающихся.    

Организация  урока  на  этапе  2.

-   Давайте  вспомним,  над  каким  понятием  мы  размышляли  на  прошлом  занятии?

                                                                   (  Что  такое  культура,  где  истоки  русской  культуры.)

-  Истоки  русской  культуры  -  в  православной  религии.  Для  многих  людей  вера  в  Бога  становится  настолько  глубокой,  что  определяет  их  поведение  и  их  культуру.

-  Что  раскрывает  перед  нами  православная  русская  культура?

                                                                                                                             (  На  доске  Д-1 )

Православная     русская  культура

     

Русская  душа

Духовный  лик  России

Вера  в  величие  России

Внутренний  мир  человека

-  В  каких  человеческих  качествах  раскрывается  русская  душа?

                                                            (  Показ  учителем  на  Д – 2 «В  русский  праздник».)

                                                            (  Доброта,  милосердие,  терпение,  миролюбие,  гостеприимство,

                                                              трудолюбие.   Русская  душа  раскрывается  и  в  песнях,  и  в  танцах,

                                                             в  пословицах  и  сказках,  в  семейных  традициях  и  праздниках.)

-  Как  православная  русская  культура  раскрывает  духовный  лик  России?

-  Вспомните,  какое  важное  для  страны  событие  произошло   в  988  году.

                                                             (  Показ  учителем  на  Д - 3  «Крещение  Руси»,  Д -7 «Православные

                                                             храмы  России. )  

                                                             (  Крещение  Руси  князем  Владимиром;  строительство  великолеп-

                                                             ных  храмов, которые  возводили  всем  миром;  жизнь  в  почтении

                                                             к  Богу, посещение  церкви,  чтение  молитв, соблюдение  заповедей,

                                                             вера  в  Бога  вдохновляла  людей на  создание  прекрасного.)    

-  Почему  православная  культура  вселяла  веру   в  величие  России?

                                                             (  Показ  учителем  на  Д – 4 «Памятник   «Тысячелетие  России».)

-  Какой  памятник   прославляет  Россию  и  символизирует  её  историю?

                                                             (  Памятник  «Тысячелетие  России».)

-  Почему  на  вершине  этого  монумента  крест ,  фигура  ангела,  перед  которым  преклонила  голову  женщина?                           (  Крест  говорит  о  том,  что  наша  страна – православная,

                                                             а  женщина  олицетворяет  Россию,  Святую  Русь,  как  её  называли                            

                                                             раньше.)

-  На  памятнике  мы  видим  изображения  тех  людей,  кто  прославил   Россию  на  ниве  духовного  просвещения,  как  государственный  деятель,  как  защитник  земли  Русской,  как  писатель  и  художник.   Назовите  их  имена.

                                                             (  Рюрик,  Владимир   Святой,  Дмитрий  Донской,  Александр

                                                             Невский,  Ярослав  Мудрый,  летописец  Нестор,  Пётр  1,  Иван

                                                             Сусанин,  Александр  Суворов,  М.Кутузов,  М.Ломоносов,  А.Пушкин,

                                                             И.Крылов,  К.Брюллов   и  многие  другие.)      

-   Вспомните,  у  кого  получил  благословение  Дмитрий  Донской  перед  Куликовской  битвой?

                                                            (  Показ  учителем  на  Д – 5  «Дмитрий  Донской  и  Сергий

                                                             Радонежский».)

                                                           ( Рассказ  учащихся о  благословении и словах  Сергия  Радонежского)

-  Почему  в  русских  храмах  молились  перед  битвой?  О  чём  матери  и  жёны  молились  в  дни  сражений?

-   Именно  вера  является  самой  важной  силой,  внутренне  укрепляющей  воина.

-  Как  православная  культура   влияет  на  внутренний  мир  человека?

                                                            (  Показ  учителем  на  Д – 6  «Мать  и  дитя».)

                                                            (  Православная  культура  воспитывает  и  направляет  человека,

                                                             влияет  на  мысли, чувства,  на  слова  и  поступки.)

-  Человек  осознанно  выбирает  путь  между  добром  и  злом.

                                                            (  Размышления  учащихся,  куда  могут  вести  добрые  и

                                                            несправедливые  поступки,  а  также равнодушие  людей.)        

-  От  наших  мыслей  и  поступков  зависит,  по  какому  пути  в  жизни  мы  идём.

3.  Изучение  нового  материала.

Цель:

1)  познакомить  обучающихся  с  Библией;

2)  учить  пониманию  и  осмыслению  богатства  мыслей  Священного  Писания.

Организация  урока  на  этапе  3.

А)  Беседа  о  человеке  и  Боге  в  православной  культуре.

-   Ребята,  знаете  ли  вы,  кто  такие  христиане?

ХРИСТИАНЕ                                     (  Христиане – это  люди,  верующие  в  Бога  Иисуса  Христа,

                                                           которые  из  поколения  в  поколение,  от  родителей  к  детям

                                                           несут  христианскую  веру  уже  много  лет.)

-  У  кого  из  вас  мама,  папа,  бабушка,  другие  родственники  считают  себя  православными  христианами,  ходят  в  храм,  произносят  молитву?

-  Кто  из  вас  был  в  храме?

-  О  чём  человек  молится  в  храме?  Что  просит  в   молитвах  для  себя  и  своих  близких?

-  Чтобы  стать  православным  христианином,  человек  должен  креститься.  Кто  из  вас  крещёный?

-  Сегодня  в  России  много  искренне  верующих  православных  христиан,  то  есть  людей,  которые  правильно  верят  в  бога  и  правильно  славят  его.

Б)   Рассказ  учителя.

-   К  сожалению,  есть  люди,  которые  ничего  не  знают  о  Боге  и  потому  считают,  что  Бога  нет.  Вы  можете  спросить: «А  разве  верующие  люди  видят  Бога?  Откуда  они  знают  о  нём?».

Мы  знаем  из  Библии,  что  Бог  невидим.  Но  ведь  многое  в  мире,  важное  для  нас,  невидимо.  Мы  не  видим  воздух,  которым  дышим  и  без  которого  не  можем  жить.

Радость,  доброту,  любовь – прекрасные  чувства – тоже  нельзя  потрогать,  увидеть,  -  мы  их  ощущаем  сердцем.

Присутствие  Бога  верующие  люди  чувствуют  сердцем.  Каждый  православный  христианин  знает,  если  мы  обращаемся  к  Господу  (так  называют  Бога)  даже  мысленно,  про  себя  -  он  слышит  нас.

Обращение  человека  к  Богу  называют  молитвой.      Во  всех  трудных  жизненных  ситуациях  мы  можем  обращаться  к  Богу  с  молитвой,  просить  Его  помочь  нам.  И  эта  вера  придаёт  человеку  силы,  он  преодолевает  все  трудности  на  своём  пути,  совершать  добрые  поступки.

-  Хотите  услышать  одну  историю  про  мальчика,  вашего  ровесника?

В)  Работа  с  учебником  «Основы  православной  культуры»,  урок  3,  стр.  8 – 9.

-  Кто  хочет  прочитать  вслух?           ( Чтение  рассказа  обучающимися.)

-  Что  вас  поразило  в  мальчике  Ване?

-  Можно  ли  назвать  Ваню  православным  человеком?

-  Как  его  убеждения  проявились  в  поступке?

Г)  Знакомство  с  Библией.

-  О  Боге  мы  узнаём  из  Библии (  Священного  Писания ).

                                                                 (  Показ   Библии  для  детей,  демонстрация  текстов  и

                                                                   иллюстраций.)

-  Библия  -  очень  древняя  книга,  которую  начали  писать  более  2000  лет  тому  назад  особенные  люди,  которых  называли  пророками.

-  В  Библии  (  Священном  Писании )  записана  божественная  мудрость,  понять  которую  можно  только  тогда,  когда  научимся  понимать  духовный  смысл  каждого  слова.

-  Библия  рассказывает  нам,  как  правильно  веровать  в  Бога  и  достойно  чтить  его.  Эта  книга  является  самой  читаемой,  её  читают  больше,  чем  какую- либо  другую  книгу  во  всём  мире.

Библия  называет  Бога  Творцом,  создавшим  весь  мир  и  человека.  Почему  же?

-   Сколько  лет  вы  живёте  на  свете?

-  Этого  времени  вполне  достаточно,  чтобы  понять  и  почувствовать,  как  прекрасен  и  удивителен  окружающий  мир.

-    А  откуда  появился  мир?

-   Существуют  2   версии.   Некоторые  люди  говорят  о  теории  Большого  Взрыва  во  Вселенной.

Тут  на  помощь  приходят  науки  астрономия,  физика,  математика,  биология.

А  есть  люди,  верующие,  что  Творцом  всего  явился  Бог.

-   Давайте  подумаем  вместе.   Неужели  всё  возникло  случайно?   Вы  когда-нибудь  строили  дом  из  кубиков?  А  если  кубики  просто  высыпать  на  пол,  получится  дом?

                                                                   (  Нет,  его  кто-то  должен  придумать  и  построить.)

-   А  если  в  тетради  писать  буквы  и   слова,  сама  по  себе  сказка  сложится?

                                                                   (  Для  того,  чтобы  появилась  сказка,  её  надо  придумать  и

                                                                    написать.)

-   А  человек  мог  сделать  небо,  звёзды,  Солнце,  землю?

-  В  Священном  Писании  говорится,  что   Бог – Создатель  и  Творец  всего  живого.   Первые  страницы  Библии  повествуют  о  том,  что   Землю  и  всё,  что  есть  на  Земле,  создал   Бог.

-   Хотите  узнать,  как  об  этом  рассказывается?

Д)  Чтение  учителем  отрывка  текста  Библии  для  детей  «Сотворение  мира.  Начало».

     Демонстрация  иллюстраций  из  Библии.

4.  Закрепление  нового  материала.

Цель:

1)  формировать  у  обучающихся  понятия  «добро»  и  «зло»  через  осмысление  человеческих  поступков;

2)  развивать  речевую  культуру  обучающихся.

Организация  урока  на  этапе  4.

-  Обратите  внимание  ещё  раз  на  тему  урока – «Человек  и  Бог  в  православии».   И  люди  издавна  задумывались,  какими  качествами  надо  обладать,  как  поступать,  чтобы  приблизиться   к  Богу.

-  Давайте  распределим  слова  на  две  группы: « Что  удаляет  человека  от  Бога?»  и  «Что  помогает  человеку  быть  ближе  к  Богу?».

                                                                   (  Работа  учащихся  у  доски  с  обоснованием  своего  выбора.)

                                                                   ( В  результате  на  доске  появляется  Д - 8.)

      Что   удаляет  человека  

            от  Бога?

            дерзость

           жадность

           непослушание

           обида

           обман

           Что  помогает  человеку

              быть  ближе  к  Богу?

                 молитва

           соблюдение  заповедей

           добрые  поступки

           любовь  к  ближним

           забота   о  родных


-   Как  можно  одним  словом   обобщить  слова  из  первой  лесенки?  (  Зло.)

-   А  из  второй  лесенки?    (  Добро.)

-   Куда  нас  могут  привести  ступеньки  зла?

-   Куда  ведут  ступеньки  добра?

-   А  легко  ли  на  самом  деле  ежедневно  идти  по  этим  ступенькам?

-  Но  каждый  добрый  поступок  оставляет  след  в  сознании,  в  нашей  душе.  

-  Какие  ваши  поступки  вызывают  радость  родителей  и  окружающих?

-  А  вот  плохие  чувства  и  поступки  надо  сдерживать.  Как  вы  считаете,  зачем?

                                                             (  Чтобы  человек   мог  жить  на  Земле,  ему  надо  сохранять  мир,

                                                              а  не  разрушать  его.  Плохие  поступки  разрушают  мир.)

-  Человек – существо  разумное,  умеющее  думать  и  понимать.  Человек  способен  не  только  на  хорошие  поступки,  но  и  на  плохие.  Поэтому  важно  каждому  научиться  понимать,  как  правильно  поступать.

-   Какие  советы,  законы  добра  вы  можете  придумать  по  отношению  к  мыслям,  словам  и  поступкам  любого  человека?

                                                            (   Плохо  не  думай,  плохо  не  говори,  плохо  не  делай.)

5.  Рефлексия  учебной  деятельности.

Цель:

1)  зафиксировать  новое  содержание,   изученное  на  уроке;

2)  получить  обратную  связь,  эмоциональный  отклик  обучающихся .

Организация  учебного  процесса  на  этапе  5.

-   Ребята,  на  какую  тему  мы  размышляли  сегодня  на  занятии?

-   Что  нового каждый  открыл  и  узнал  для  себя?

-   Над  какими  духовно-нравственными  проблемами  заставил  вас  задуматься  этот  урок?

-   О  чём  вы  хотели  бы  узнать  более  подробно  на  следующем  занятии?

-  Какие  законы  добра  мы  придумали   для  всех  людей?

-  Пожалуйста, в  завершении  нашего  урока,   напишите  на  листочках ,  какие  поступки  не  надо  совершать  в  жизни  или  какими  нужно  быть  людьми,  и  прикрепите  этот  листок  на  доску.

                                                              (  Учащиеся  получают  Р -1 ( листочки  бумаги  на  этап  рефлексии) и

                                                               пишут  свои  высказывания,  затем  прикрепляют  их  на  доску:

                                                               -  никогда  не  злорадствовать;  нельзя  ненавидеть;

                                                               - не  дразнить  человека  обидными  словами;

                                                               -  не  драться;

                                                               -  не  красть,   не  обманывать;

                                                               -  не  поддаваться  дурным  примерам;

                                                               -  важно  быть  добрым  и  справедливым,  освобождаться  от  зла. )

Литература:

 Научно-просветительский  журнал  «Духовно-нравственное  воспитание».

 Детские  журналы  «Православная  радуга»,  «Божий  мир».

 Библия  для  детей.

Закон  Божий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...