Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского
статья
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.Особую роль, на мой взгляд, играют занятия по отечественной истории, где прослеживается связь с великим прошлым, с великими подвигами наших отцов и дедов. Изучая исторические пути предков, школьники приобретают устойчивые взгляды, веру в неисчерпаемые возможности своего народа. Это служит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности между поколениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig_pered_otechestvom_na_primere_obraza_svyatogo_knyazya_aleksandra_nevskogo.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.
Особую роль, на мой взгляд, играют занятия по отечественной истории, где прослеживается связь с великим прошлым, с великими подвигами наших отцов и дедов. Изучая исторические пути предков, школьники приобретают устойчивые взгляды, веру в неисчерпаемые возможности своего народа. Это служит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности между поколениями.
Изучая родной край, его историю, его особенности, природные ресурсы и достопримечательности, дети приобретают понятие о малой Родине, понятие, которое является ключом к первоначальному знанию о своем Отечестве.
На занятиях учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, знакомятся с православными праздниками, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы дети смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. При построении учебно-исследовательского процесса педагогу важно учесть следующие моменты:
- тема исследования должна быть на самом деле интересна для ребенка и совпадать с кругом интереса педагога;
- необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности педагога и обучающегося друг перед другом и взаимопомощи;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое школьнику, а уже потом науке.
Например, результат изучения темы «Подвиг» на уроке «Основы православной веры» – формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народа и уважении к ним, пробуждение гордости за героические поступки соотечественников и уважения к подвигам духовно-нравственного характера, осознание понятия подвига, как героического, самоотверженного поступка, принятие значения слова «подвиг» как движения в духовно-нравственном понимании, как ежедневного труда над собой.
Итогом занятия может быть конференция, где обучающиеся должны защитить индивидуальный или групповой проект по темам:
- Что такое подвиг?
- В жизни всегда ли есть место подвигам?
- Зачем героям ставят памятники?
- Каких людей в мирное время мы называем героями? Почему?
- Услышав слово подвиг, всегда хочется перелистать страницы истории и вспомнить тех, с кем, прежде всего, мы связываем это понятие. Много славных подвигов совершили наши предки. И мы должны помнить о них и с благодарностью чтить память защитников нашего Отечества. Одним из таких защитников - героев был великий полководец – князь Александр Невский.
Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, который руководствуется в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.
Дети узнают значение слова «благоверный». Это слово, как мы видим, состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему и, что к лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, которые сумели в своем государственном служении остаться верными Христу.
Говоря о битве со шведами на реке Неве, ребята видят храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем, который встретил врага, бился бесстрашно, зная, что защищает родную землю, что сражается за правое дело.
На тот момент у князя была малочисленная дружина, и ожидать помощи было неоткуда. Зато у него была крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу. Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр повел свою дружину в бой. Князь встретил врага с малой дружиной и бился бесстрашно, зная, что защищает родную землю.
Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: “Не в силе Бог, но в правде!”
Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.
После свершения великого подвига в сражении с Западом, ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. Князь Александр Невский смог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.
Князь предстает перед нами не только как воин - князь. В ходе подготовки проекта дети узнают, что великий Александр воздвиг церкви, построил города, разогнанных людей, собрал в их дома. О нем говорили: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для родных своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель – приветливый, заботливый, милосердный, князь Александр - защитник Православия.
В конце такого занятия можно предложить составить синквейн на тему: Александр Невский.
Название темы (одно существительное)
Описание(два прилагательных)
Действия (три глагола)
Моё отношение (фраза).
Александр Невский.
Мужественный. Православный.
Сражается. Побеждает. Верует.
Настоящий защитник земли русской – победитель.
Изучив историю жизни и подвигов Александра Ярославовича, в течение проекта, дети создавали творческие работы в виде рисунков, размышлений о его словах, а также подбирали высказывания, цитаты, которые могут стать, важным советом для них. Например:
- «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!».
- «Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».
Особенно затронули детей и слова, князя Александр перед битвой на Неве: «Не в силе Бог, а в правде».
Также, в конце занятия учитель может предложить ребятам заполнить табличку:
Какими качествами должен обладать настоящий герой? | Есть ли во мне это качество? | Над какими качествами мне необходимо ещё поработать. |
После таких занятий, ребята смогут понять, что же составляет суть настоящего подвига, понять какими качествами должен обладать настоящий герой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 1)
Презентация была разработана к клубному часу, посвященному "Дню города". Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного...
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 2)
Данный материал можно использовать на уроках истории, занятиях по истории родного края......
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 3)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 4)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....
Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 5)
Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края...
Святой благоверный князь Александр Невский- пример в жертвенном служении Родине для подрастающего поколения.
Выступление на педагогическом чтении «Основы православной культуры и социокультурные истоки в общеобразовательных организациях»....
Кроссворд по теме "Житие святого князя Александра Невского"
Заполняя с детьми этот кроссворд можно обобщить знания жития св. кн. А.Невского. Можно использовать как во втором классе (если проводилась работа по изучению жития), так и в четвёртом на уроке окружаю...