Рабочая программа по ИКБ
рабочая программа по истории (3 класс) по теме
С пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_bashkortostana.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Магинская средняя общеобразовательная школа
Муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю
Протокол №_______ Заместитель директора по УВР Директор школы
От «___________2011г _____________ В.Н.Белоусова _______А.Я. Казыев
Руководитель МО
____________Г.Х.Ахиярова
Рабочая программа
по истории и культуре Башкортостана
составила учитель начальных классов Гарипова Д.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета представляет собой пропедевтический курс по истории и культуре Башкортостана для 3 класса.
Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.
Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета по 1 часу в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебного пособия для четырехлетней начальной школы:
Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). – Уфа: Китап, 2006.
Программа рассчитана:
количество часов в год – 35;
количество часов в неделю – 1.
В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учите ля и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправлен ная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Уча щиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.
Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой,
Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, ху дожников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.
история и культура башкортостана. 3 класс
Тематическое планирование (35 часа)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Содержание урока | страницы учебника | Форма занятия | Кол. час. | Дом задание | ||
1 | 6.09 | С новым учебным годом! | Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе. Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но вому учебному году. Г. Юнусова. «Перемена».Г. Давлетов «Отличник Юмагул". Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С.Алибаева «Мы-третьеклассники». | 4-6 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
2,3 | 13,20 | В мире сказок | Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо нажей к родной земле. | 6-22 | Комбинированный | 2 | Нарисо вать иллюстрации к содержа нию сказки | ||
4 | 27 | Детский фольклор | Игра — «Перстень — бычок» Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента. | 22 | Комбинированный | 1 | Повто рить условия игры | ||
5 | 4.10 | С.Т.Аксаков - наш земляк | Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы. Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки». | 23-27 | Комбинированный | 1 | Выразительное чтение стихов | ||
6 | 10 | Символика Республики Башкортстан | Ознакомить учащихся с символикой РБ, дать сведения о дате образования, авторах. | Комбинированный | 1 | Нарисо вать флаг РБ | |||
7 | 18 | Композиторы Башкортостана для детей | Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди». Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям. | 27-29 | Комбинированный | 1 | Чтение текста о композиторах | ||
8 | 25 | Наш земляк – художник А. Нестеров | Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя). | 30-33 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
9 | 1.11 | Поэт Г. Салям. | Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта. | 33-42 | Комбинированный | 1 | Выразительное чтение стихов | ||
10 | 8 | Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди. | Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Ис пользуются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг. | 42-45 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
11 | 15 | Города Башкортостана | Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж дом из них. Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем. Чтение произведений Б.Бикбай - Ишимбай. В. Трубицын. Золотая Туймаза. | 45-47 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
12 | 22 | Народный художник А. Лутфуллин | Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе ниями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание». | 47,48 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
13 | 29 | Башкирские легенды и предания | Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных моти вах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру гих прозаических жанров фольклора. Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя. | 48-52 | Комбинированный | 1 | Чтение, пересказ | ||
14, 15 | 6.12, 23 | С. Злобин и Салават Юлаев | Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из даниях, адресованных детям. Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала ват» (Уфа, 1977, 1998). | 53-58 | Комбинированный | 2 | чтение | ||
16 17 | 20,27 | Башкирские писатели детям | Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби тающих в наших краях. Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка». | 58-67 | Комбинированный | 2 | Чтение, пересказ | ||
18 | 17.01 | Уральская зима | Рассказ учителя об особенностях уральской зимы. Х.Габитов. Зима.А.Ахметкужин. Дедушка Мороз. Н.Наджми. Зима.М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер вый снег». | 67-76 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
19 | 24 | По музеям Уфы | Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на учного центра Российской Академии наук. Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродук ции из картин и т.д. | 76-78 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
20 21 | 31, 7.02 | Сказки 3. Биишевой | Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию. | 78-88 | Комбинированный | 2 | Чтение, пересказ | ||
22 | 14 | Композитор Хусаин Ахметов | Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композито ра Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями. | 88-93 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
23 | 21 | Сэсэны - народные предсказатели | Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал. | 94-97 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
24 | 28 | Шежере - моя родословная | Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений. Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже ре» (Уфа, 1960). | 97-100 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
25 | 6.03 | Поэт Р. Гарипов | Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай». Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь». | 100-105 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
26 | 13 | Театр и дети | Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским Используются альбомы, открытки, фотоснимки. | 105-113 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
27 | 20 | Мой родной Башкортостан | Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.М.Карим. Березовый лист.К.Киньябулатова. Чай. | 113-115 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
28 | 3.04 | Памятные уголки родного края | Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромыш ленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках приро ды, краткая информация о них. До или после уроков можно совер шить экскурсию на один из таких объектов. Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.А.Атнабаев. Край мой. Ш.Анак. Журавлиная песня.Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам». | 116-118 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
29 30 | 10,17 | Любимые поэты детворы | Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте. | 118-122 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
31 | 24 | Тукай и Башкортостан | Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род ной язык» на слова Г.Тукая. | 122-126 | Комбинированный | 1 | Выучить одно стихотво рение наизусть | ||
32 | 8.05 | Никто не забыт | Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии. Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». | 126-129 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
33 | 25 | Предания и сказы | Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жан ра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер жанию. | 129-132 | Урок-экскурсия | 1 | чтение | ||
34 | 22 | Художники рисуют для детей | Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями. | 133 | Комбинированный | 1 | чтение | ||
35 | 29 | Урок-обобщение | Обобщающая беседа по предмету. | Комбинированный | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...