Рабочая программа по ИКБ
рабочая программа по истории (3 класс) по теме

С пояснительной запиской и развёрнутым тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_bashkortostana.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

                                                                Магинская средняя общеобразовательная школа

                                        Муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан

                                        Рассмотрено на МО                     Согласовано                                        Утверждаю

                                        Протокол №_______                    Заместитель директора по УВР         Директор школы

                                        От «___________2011г                 _____________ В.Н.Белоусова          _______А.Я. Казыев

                                       Руководитель МО

                                        ____________Г.Х.Ахиярова

       

                                                              Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

                                                                                                     составила учитель начальных классов Гарипова Д.М.

                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета представляет собой пропедевтический курс по истории и культуре Башкортостана для 3 класса.

Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета по 1 часу в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебного пособия для четырехлетней начальной школы:

Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). – Уфа: Китап, 2006.


Программа рассчитана:

        количество часов в год – 35;

        количество часов в неделю – 1.


В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учите ля и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправлен ная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Уча щиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой,

Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, ху дожников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.

история и культура башкортостана. 3 класс

Тематическое планирование  (35 часа)

урока

Дата

проведения

Тема  урока

Содержание урока

страницы учебника

Форма занятия

Кол.

час.

Дом

задание

1

6.09

С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но вому учебному году. Г. Юнусова. «Перемена».Г. Давлетов «Отличник Юмагул".

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С.Алибаева «Мы-третьеклассники».

4-6

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

2,3

13,20

В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо нажей к родной земле.

6-22

Комбинированный

2

Нарисо

вать иллюстрации к содержа

нию сказки

4

27

Детский фольклор

Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.

22

Комбинированный

1

Повто

рить условия игры

5

4.10

С.Т.Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

23-27

Комбинированный

1

Выразительное чтение стихов

6

10

Символика Республики Башкортстан

Ознакомить учащихся с символикой РБ, дать сведения о дате образования, авторах.

Комбинированный

1

Нарисо

вать флаг РБ

7

18

Композиторы Башкортостана для детей

Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».

Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям.

27-29

Комбинированный

1

Чтение

текста

о композиторах

8

25

Наш земляк – художник А. Нестеров

Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя).

30-33

Комбинированный

1

чтение

9

1.11

Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта.

33-42

Комбинированный

1

Выразительное чтение стихов

10

8

Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди.

Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Ис пользуются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг.

42-45

Комбинированный

1

чтение

11

15

Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж дом из них.

Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.

Чтение произведений Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.

45-47

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

12

22

Народный художник

А. Лутфуллин

Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе ниями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

47,48

Комбинированный

1

чтение

13

29

Башкирские легенды

и предания

Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных моти вах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру гих прозаических жанров фольклора.

Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.

48-52

Комбинированный

1

Чтение, пересказ

14,

15

6.12,

23

С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из даниях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала ват» (Уфа, 1977, 1998).

53-58

Комбинированный

2

чтение

16

17

20,27

Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби тающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».

58-67

Комбинированный

2

Чтение, пересказ

18

17.01

Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы.

Х.Габитов. Зима.А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер вый снег».

67-76

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

19

24

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на учного центра Российской Академии наук.

Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродук ции из картин и т.д.

76-78

Комбинированный

1

чтение

20

21

31,

7.02

Сказки

3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

78-88

Комбинированный

2

Чтение, пересказ

22

14

Композитор Хусаин Ахметов

Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композито ра Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.

88-93

Комбинированный

1

чтение

23

21

Сэсэны - народные предсказатели

Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.

94-97

Комбинированный

1

чтение

24

28

Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений.

Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже ре» (Уфа, 1960).

97-100

Комбинированный

1

чтение

25

6.03

Поэт

Р. Гарипов

Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

100-105

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

26

13

Театр и дети

Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским Используются альбомы, открытки, фотоснимки.

105-113

Комбинированный

1

чтение

27

20

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.М.Карим. Березовый лист.К.Киньябулатова. Чай.

113-115

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

28

3.04

Памятные уголки родного края

Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромыш ленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках приро ды, краткая информация о них. До или после уроков можно совер шить экскурсию на один из таких объектов.

Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.А.Атнабаев. Край мой.

Ш.Анак. Журавлиная песня.Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам».

116-118

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

29

30

10,17

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

118-122

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

31

24

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род ной язык» на слова Г.Тукая.

122-126

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

32

8.05

Никто не забыт

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

126-129

Комбинированный

1

чтение

33

25

Предания

и сказы

Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жан ра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер жанию.

129-132

Урок-экскурсия

1

чтение

34

22

Художники рисуют для детей

Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.

133

Комбинированный

1

чтение

35

29

Урок-обобщение

Обобщающая беседа по предмету.

Комбинированный

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...