"Инновационные методы обучения английскому языку "
план-конспект занятия по иностранному языку (4 класс)

Чугуева Екатерина Сергеевна

Методы обучения английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Вопрос о повышении эффективности уровня образования является, пожалуй, одним из старейших. На протяжении последних нескольких лет, многих лингвистов, методистов и преподавателей иностранных языков волнует проблема поиска новых и, главное, эффективных методов обучения. Ученые досконально изучают уже существующие способы, а наряду с этим ищут кардинально новые подходы. Споры в этой области не перестают угасать, каким же все- таки должен быть процесс обучения иностранным языкам в школе. Одни полагают, что классические методы наиболее результативные и действенные, другие же считают, что пришедшие им на смену приемы - должны заменить традиционные. Однако есть и третья сторона методистов, которые верят, что самым идеальным способом будет соединение классического подхода и применение новых методов.

Значительный рост информации и знаний, увеличение инфоисточников ведет к ускорению процесса обмена информацией между преподавателями и обучающимися. Следует отметить, что существует 3 основных свойства, которые характеризуют современное образование сегодня: новизна, динамичность, разнообразие. Именно новизна диктует постоянное обновление содержания занятий, а также методов и форм обучения.

Также известно и требование разнообразия использования методов обучения на занятиях, например, методисты западных стран считают, что у преподавателя должны быть 5-8 методов для проведения занятий. Чем больше методов и форм обучения будет знать преподаватель, тем разнообразнее, всегда по-новому, с более четким акцентом в постановке целей и задач он будет проектировать свою деятельность.

Рассмотрим наиболее популярные инновационные методы и дадим краткую характеристику, раскрыв их содержание.

Проектный метод – это совокупность способов и приемов, при которых студенты с помощью индивидуальной или коллективной деятельности составляют проект по определенной теме. Учитывая индивидуальные способности и интересы обучающегося, задачей данного метода является создание атмосферы, которая будет мотивировать деятельность студента.

Благодаря проектному методу учащиеся самостоятельно получают и расширяют свои знания, а также коммуникативные умения, работая в группах.

Игровой метод – один из наиболее распространённых методов, который ассоциируется для обучения дошкольников и младших школьников. Однако, этот метод применим и для средних школьников, являясь также достаточно действенным. Игра развивает интеллектуальные способности обучающихся на примере создания простых ситуативных приемов. Например, для игры «В больнице», «В аэропорту», «В магазине» необходимо знать и применить лексику, грамматические формы и правила. Именно в ролевой игре широко включаются разговорные клише, приветствия и фразы «живого общения».

На практике, хотелось бы сказать, что учащиеся с удовольствием играют в следующие игры:

«Who is the burglar?» В этой игре детективу необходимо среди учеников найти вора, используя общие вопросы о стране, хобби, профессии, возрасте.

Неоспоримым преимуществом игрового метода является повышение интереса учащихся к предмету, развитие мотивации учения и их познавательной активности. Всё это дает возможность ученикам в естественной для них форме осваивать новое и показывать хороший результат обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что игровой метод - один из самых эффективных методов обучения английскому языку, так как максимально приближен к реальной жизни.

Case-study или метод конкретных ситуаций - это метод активного ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Учащимся предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы.

Кейс – это описание реальной ситуации или же «фотография действительности». Метод ситуации содержит информацию, которую необходимо изучить, проанализировать, найти решение и доказать правильность своего выбора. Сначала кейс анализируется каждым студентом самостоятельно, после чего, учащиеся объединяются в пары или же малые группы 3-4 человек, где каждый вносит свой вклад в решение данной проблемы, после чего они пытаются принять общее решение. Основная особенность данного метода заключается в том, что он не предполагает единого решения и ответа, а варианты мыслительного процесса и выводы по проблеме могут отличаться у всех участников группы.

Данный метод кейсов достаточно широко используется при языковой подготовке специалистов различного профиля: психологов, биологов, экономистов. Как отмечалось выше, применение этого метода предполагает наличие определенных базовых знаний по языку. Большое внимание уделяется работе над лексикой и грамматическими структурами языка.            Основной из задач является формирование у ученика умения создавать логически связные, соответствующие определенной теме и ситуации устные и письменные тексты. Именно это и является основным требованием, предъявляемым к эссе. 

А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные данно знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.
   Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений..

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.


Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в  игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно–воспитательной деятельности.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития учащихся.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

При открытии дискуссии нужно помнить, что каждое занятие имеет свое начало и свой конец. Начало дискуссии - это, возможно, единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. И поэтому этим нужно воспользоваться наилучшим образом. Ведь от того, как начнется обсуждение, большой мерой будет зависеть общий тон, интерес и направленность всех занятий.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения.

Этапы работы с кейсом

1. Знакомство с конкретным случаем Понимание проблемной ситуации

2. Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной

3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

4. Резолюция: нахождение решения в группах

5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение

6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

Кейс-метод может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Использовать эту технологию можно на разных этапах изучения темы. Приведу примеры уроков с использованием кейс-метода

Примеры тематики кейсов:

  • Например, «Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте».

Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.

Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной.

Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.

Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.

Возможный кейс для работы с детьми уровня elementary, pre-intermediate:

Case: The Smiths live in a flat. They invite their grandparents for dinner. They plan to cook something. The guests arrive at 7 o’clock in the evening on Sunday. Help them plan their day.

Discuss: What daily routine do they do? When? What can they cook? How can the son help his parents? What can they do in the evening together? How can the family entertain their guests?

Don’t forget that:

Mother is a vegetarian. She doesn’t eat meat and fish. She has a to-do-list.

  1. take the dog for a walk ( 60 minutes)
  2. wash up (90 minutes)
  3. dry the dishes (20 minutes)
  4. sweep the floor (15 minutes)
  5. cook dinner (120 minutes)

Father has to fix his car until tomorrow. It takes four hours.  He sometimes helps Mrs. Smith. He also hates singing.

Their son has to do his homework for Monday. Today is Sunday. It takes three hours.

Подводя итоги данного метода, хотелось бы отметить, что кейс, в силу описанной выше специфики, позволяет студентам использовать и демонстрировать на занятии свои лучшие стороны, даже при отсутствии блестящего знания английского языка.

    ТРИЗ методы (теория решения изобретательских задач)- это методика и алгоритмы решения креативных задач в любой сфере знаний, которые способствуют развитию творческого (изобретательского) мышления и качества творческой личности.

Применение на уроках иностранного языка методов ТРИЗ становится все более актуальным. Эти методы и приемы позволяют учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны. Для активизации творческой деятельности детей, используются такие приемы ТРИЗ, как:

  1. Мозговой штурм применяется на различных этапах урока. Обычно проводится в группе, когда требуется найти нестандартное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Можно выдвигать самые невероятные решения, кажущиеся бредовыми. Необходимо, чтобы все смогли высказаться, так как, услышав ответы одноклассников, ученики с удовольствием в духе соперничества выдвигают все больше и больше вариантов решения. Например, при изучении темы «мой дом» можно принести картинки самых необычных домов и попросить детей пофантазировать или попросить их рассказать о домах их мечты.

Мозговой штурм (мозговая атака, brainstorming) – широко используемый способ продуцирования свежих идей для решения научных и практических проблем. Его основная цель – организация совместной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных линий решения проблемы.

На первый взгляд, технология применения данного метода может показаться сложной, но использование данного метода дает реальные положительные результаты: у учащихся развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения. Те учителя, которые уже активно применяют данную технологию на своих уроках, отмечают повышение мотивации к изучению английского языка и раскрепощенность детей на занятиях. Данный метод актуален и при изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание, а также этот метод удачно применяется и в конце пройденной темы, так как позволяет понять, насколько хорошо учеником усвоен пройденный материал. Обычно, данный вид технологии проводится в группах от 5 до 7 человек.

Мозговой штурм – это:

· новаторский метод решения проблем;

· максимум идей за короткий отрезок времени;

· расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые «странные» идеи);

· отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период).

Для того, чтобы активнее проходил процесс генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

· инверсия (сделай наоборот);

· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении);

· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения);

· фантазия (сделай нечто фантастическое).

Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике (в среднем обсуждение ограничивается по времени — от 1 до 5 минут). Число возможных вариантов решений какой-либо проблемы прямо зависит от выбранной темы.

Конечно, выбор темы для «мозгового штурма» зависит от возраста учащихся. Предлагаем несколько вариантов: «Environmental protection», «Problems of youth», «Vital part of daily life: mobile phones», «Computer technologies», «Stress and how to cope well with it», «What skills do you need to become successful in life», «Video and computer games», «Price of publicity», «What is friendship

2. Синектика. Этот метод можно назвать методом аналогий. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. Опять же, на примере темы «мой дом» можно попросить учеников представить себя в домике на берегу моря и описать все предметы интерьера в нем.

ТРИЗ может применяться на любом этапе обучения. Сначала осваиваются отдельные приемы, а затем их объединяют в систему мышления. Таким образом данная технология способствует воспитанию креативной личности, подготовленной к решению различных проблем.

Здоровьесберегающие технологии. В течение ряда лет на своих занятиях я использую приемы здоровьесбережения, которые помогают обучающимся легко усваивать материал без ущерба для их здоровья и ощущать удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, занятия провожу с частой сменой видов деятельности. Обязательно применяются на каждом занятии для снятия мышечного напряжения зарядка под музыку, различные подвижные игры, в том числе с мячом, танцевально-ритмических паузы.

IT – методы. За последние годы технический прогресс значительно ускорился и шагнул далеко вперед. Информационные технологии меняют не только нашу жизнь, но и вносят существенные коррективы в образование. Все больше и больше мы понимаем, что инновационные методы обучения - это, прежде всего, цифровые методы. Обучение с использованием компьютерных технологий включает в себя:

Аутентичный языковой материал, такой как: видео, подкасты, клипы, новости.

Инструменты языкового обучения. Приложения и программы, направленные на изучение фонетики, произношения, чтения, лексики и грамматики. Например, приложение SpeakingPal «поможет» ученикам заговорить на английском, будет записывать их реплики, и оценивать насколько четко они говорят.. Если студенты плохо запоминают лексику, можно воспользоваться Quizlet, который будет проверять необходимые слова в различных видах упражнений. Если Вы хотите поиграть на уроке иностранного языка – можно смело использовать Wordwall, где можно найти огромное количество игр, а также создать свои собственные!Во время дистанционного обучения я использовала сайты Учи.ру и Duolingo      Электронные словари помогают студентам выполнять задания быстрее, чем при отсутствии технологий, а частота словарных просмотров увеличивается.

Преимущество онлайн аудио и видео мультимедийных источников состоит в том, что учащиеся могут чаще работать с обучающим материалом. Это мотивирует их и придает им уверенность. Большое число исследований и практика показывает, что студенты получают больше удовольствия от использования технологии при изучении иностранного языка.

Бесспорно, современное общество-это информационное общество. Это мир знаний, идей и информации. Информационные методы обучения помогают развитию нашего интеллекта, обогащению познавательных навыков, увеличению творческой деятельности, принятию решений. Инновационные методы обучения формируют инновационную культуру личности будущего профессионала!

Список использованной литературы:

Булатова О.С. Искусство современного урока: уч.пособие. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.:Академия, 2002. – 208 с.

Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 224 с.

Мынбаева А.К. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: уч. пособие.-Алматы, 2012.-355с.

Павелко Н.Н. Психология и педагогика: уч. пособие. - М.: Кнорус, 2012.-496с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.: уч.пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

Столяренко Л.Д. Педагогика. – Р-н/Д: Феникс, 2000. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрового метода при обучени английского языка на начальном этапе.

Одна из основных задач учителя на начальном этапе обучения  детей английскому языку - это сделать так, чтобы ребёнок заинтересовался новым предметом и полюбил его.Использование игрового компонент...

материал "Коммуникативный метод обучения английскому языку"

В данной публикации рассматривается  история возникновения коммуникативного метода и его использование в начальной  школе...

проектный метод в обучении английскому языку в начальных классах

Руководство по ипользованию проектного метода при обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

Инновационные способы обучения английскому языку в младших классах

Статья посвящена актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся путём внедрения инновационных форм обучения  в начальной школе. Предлагаемые в данной статье методические разработки та...

Игровой метод обучения английскому языку

В статье говорится об актуальности использования игрового метода при обучении английскому языку....

Психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку

Важным фактором для успешного преподавания   английского языка, является учет психолого-возрастных особенностей детей и выбор соответствующих методов  обучения АЯ в разных возрастн...