Психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку
статья по иностранному языку на тему
Важным фактором для успешного преподавания английского языка, является учет психолого-возрастных особенностей детей и выбор соответствующих методов обучения АЯ в разных возрастных группах. Организовывая и проводя занятие, необходимо постоянно помнить об индивидуальных особенностях психики ребёнка, его темпераменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_publikatsiya_4-1.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку
Важным фактором для успешного преподавания английского языка, является учет психолого-возрастных особенностей обучения АЯ в разных возрастных группах. Организовывая и проводя занятие, необходимо постоянно помнить об индивидуальных особенностях психики ребёнка, его темпераменте. Сангвиник, например, обладает повышенной реактивностью, громко хохочет по незначительному поводу, несущественный факт может рассердить его, но в то же время очень активен и работоспособен, обладает остротой ума, находчив, быстро усваивает материал, легко дисциплинируется. Холерик обладает высокой активностью, необуздан, несдержан, вспыльчив. Флегматик терпелив, выдержан, медлителен. Меланхолик часто плачет, болезненно чувствителен, голос тихий, легко утомляется.
Эффективность усвоения знаний во многом зависит от степени эмоционально чувственного восприятия на учащихся. Процесс познания мира традиционно начинается с уровня различных ощущений. На базе этих ощущений формируются представления, и лишь затем они становятся знаниями, которые в свою очередь становятся фундаментом для формирования компетенций.
Чем больше чувств задействовано, тем прочнее различные линии ассоциаций, а ведь эти ассоциации определяют круг нашего видения мира, глубину и точность его анализа. При этом у разных людей эти ассоциации будут варьироваться и трудно предвидеть, какие из них могут оказаться решающими для разных людей в определённый период времени. Поэтому на уроне эмоционально-чувственного развития личности обучаемых, педагогу надо работать по принципу избыточности средств воздействия, учитывая специфические особенности «визуалов», «аудиалов\слухачей» и «кинестетиков».
Знание свойств личности того или иного возраста дает возможность правильно определить содержание и форму занятий по АЯ.
На начальном уровне необходимо учесть пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие застывшей системы ценностей и установок, а также так называемого «языкового барьера».
На среднем уровне подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более беглой и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.
На старшем уровне ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углублению своих знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, возрастает интерес к проблемам личных взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для старшеклассников приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации занятий по АЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности группы: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм занятий, определение содержания этих форм, организации и проведение дополнительного мероприятия.
Более того, например, в начальной школе при организации дополнительных занятий в большей степени, чем при организации урочной деятельности, необходимо учитывать психофизиологические особенности развития младших школьников. В частности, детей этой возрастной группы интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжен и обязателен, тем эффективнее будет восприятие предлагаемого материала. У младших школьников больше развита механическая память. Они мыслят конкретно и образно. Для них характерны быстрая утомляемость и потеря интереса, чаще всего вследствие недостатка двигательной активности, что и следует учитывать при планировании форм и методов работы. Также необходимо учесть и то, что младшие школьники очень любят ролевые игры, подражание взрослым, а в сказках соответственно подражание животным. Диалоги, хороводы, считалочки, физкультминутки, подвижные игры, сказки, различные движения под музыку, пение, а также своевременное поощрение успешной деятельности помогут не только избавить детей от страха перед неизвестным, трудным и обязательным, удержать и развить интерес, но и будут способствовать повышению качества знаний.
Английский язык легче даётся общительным людям, так называемым экстравертам, - тем, кто легко вступает в контакт с другими людьми, любит с ними поговорить, расспросить о чём-то, рассказать о себе. Люди другого коммуникативного типа – интроверты более замкнутые, молчаливые, предпочитающие пообщаться с книгой.
На дополнительном занятии педагог более тесно общается с учеником и задача педагога состоит в том, чтобы по так называемым «жизненным показателям» (В.С.Мерлин) выявить перечисленные особенности ученика, и учесть эти типологические особенности при обучении английскому языку. Например, мальчики-экстраверты предпочитают работать с учебно-речевыми ситуациями (УРС), на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться, то есть УРС можно охарактеризовать как «динамичные», а интроверты, особенно девочки, отдают предпочтения статичным «ситуациям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).
в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...
Программа "Использование психологических особенностей младших школьников в игровых технологиях на уроках английского языка"
Использование игровых технологий на уроках английского языка...
Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.
Данная статья поможет учителям английского языка, работающим в начальных классах по новым ФГОС, познакомиться с некоторыми заданиями для учащихся по формированию метапредметных умений и способами их о...
Интегрированный урок русского и английского языка по теме"Звуки речи и буквы в русском и английском языке: общее,особенное, единичное"
Урок проведен для 2 класса. Технология Способа диалектического обучения....
Особенности психологии младших школьников и их влияние на обучение иностранному языку
Данный материал будет полезен учителям иностранного языка, преподающим в начальном звене. Он содержит психолого-педагогические обоснования проблем при обучении второму языку....
ТЕАТР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГОВОРЕНИЯ
Опыт внеклассной работы - театрального кружка на английском языке в начальной школе....
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"...