Инновационные способы обучения английскому языку в младших классах
статья по иностранному языку по теме
Статья посвящена актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся путём внедрения инновационных форм обучения в начальной школе. Предлагаемые в данной статье методические разработки такой формы обучения, как учебно-познавательная сказка на уроках английского языка помогут увидеть необычные подходы к данной теме и оказать практическую помощь тем учителям, которые готовы к эксперименту. Модернизация школьного образования заставила автора изменить своё отношение к методам обучения и попытаться достигнуть (сквозь призму своей темы) трёх основных целей современного образования: доступность, качество и разнообразие способов подачи учебного материала. Урок-сказка позволяет открыть новые возможности, повысить мотивацию, ускорить усвоение учебного материала, активизировать учащихся, развивать навыки взаимодействия и коммуникации, привлечь к творческому процессу, улучшить результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_sposoby_obucheniya_angl.yaz_._v_mladshikh_klassakh.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные способы обучения английскому языку в младших классах
Чаплинская Ю.Г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 128, г. Санкт-Петербург
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся путём внедрения инновационных форм обучения в начальной школе. Предлагаемые в данной статье методические разработки такой формы обучения, как учебно-познавательная сказка на уроках английского языка помогут увидеть необычные подходы к данной теме и оказать практическую помощь тем учителям, которые готовы к эксперименту. Модернизация школьного образования заставила автора изменить своё отношение к методам обучения и попытаться достигнуть (сквозь призму своей темы) трёх основных целей современного образования: доступность, качество и разнообразие способов подачи учебного материала. Урок-сказка позволяет открыть новые возможности, повысить мотивацию, ускорить усвоение учебного материала, активизировать учащихся, развивать навыки взаимодействия и коммуникации, привлечь к творческому процессу, улучшить результаты.
Ключевые слова: учебно-познавательная сказка, английский язык, начальная школа, инновационные формы обучения.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся приводит к совершенно неожиданным методам обучения, одним из которых в младших классах может быть учебно-познавательная сказка.
Чем живёт ребёнок? Каковы его интересы в данном возрасте? На что он эмоциональнее всего реагирует? Конечно, на сказку. Сказочные герои окружают его со всех сторон: в мультфильмах, в книгах, на уроках чтения и на детских праздниках. Умело воспользовавшись этим интересом, мы находим ещё один рычаг мотивации у учащихся. Утомительные правила, многократные заучивания отменяются, и начинается жизнь в таком знакомом для детей пространстве – сказочной действительности. Сопереживание героям сказки, интерес к сюжету, запоминающиеся образы помогают ребёнку быстрей и легче запоминать сухой и сложный материал. Использование на уроках учебно-познавательной сказки вовлекает в учебный процесс даже слабых учеников, которые с удовольствием участвуют в ходе урока, не боясь ошибиться.
Уже, начиная изучать алфавит, мы с детьми начинаем сочинять сказки о буквах. Например, всем показалось, что буква J j похожа на поварёшку, сочиняем приключения поварёшки, а ключевые слова: «буква J j воды налей» запоминаются всеми , и уже никто её не перепутает с буквой G , которая по версии другой сказки работает официантом и приносит детям на своём подносе различные яства. « Буква G, поднос держи», - запоминают дети.
Такие мини-сказки можно иллюстрировать. Например, пиктодируя букву « b», учащийся сначала рисует мордочку, а потом ушки Bouncy Ben. А работая с буквой «d», он должен сначала дорисовать хвост, крылышко, шею и голову Dippy Duck. Оживление букв позволяет решать проблему реверсивного восприятия, а определённая последовательность рисования буквы является основой её правильного написания. Проводить сказочные уроки гораздо интереснее, если на уроках звучат английские песни Handwriting songs. Кроме того на уроках с использованием учебно-познавательной сказки можно успешно включать ролевые игры , песни с движениями – action songs, видеоматериалы - мультфильмы и фильмы, где участвуют жители страны букв, т. е. дети. Герои страны букв приходят в гости к детям на традиционные праздники. На сказочный урок на праздник Halloween приходит Злая Водяная Ведьма ( Wicked Water Witch), которая сначала желает испортить детям праздник и задаёт ученикам сложные задания, а потом становится доброй и ласковой, когда узнаёт от детей, что нужна им во многих английских словах. Буква Vase of Violets ( ваза с фиалками) предлагает изготовить красивую открытку к Дню Святого Валентина. Дети знакомятся с волшебными историями, которые происходят с героями сказок и одновременно запоминают сложные правила чтения и написания с лёгкостью и надолго. Все эти правила имеют своё объяснение: Змей по имени Сэмми – Sammy Snake очень любит шипеть: «s-s-s». А человек в волосатой шляпе The Hairy Hat Man очень не любит шума. Когда они встречаются , и змей начинает шипеть, человек поворачивается к нему и говорит: « Тише !» ( Hush!).Учащиеся отчётливо слышат звук [ш], который должен быть в этом буквосочетании и в английском , и в русском вариантах.
Процесс изучения грамматических структур является важной частью процесса обучения любому языку. И снова сказки приходят нам на помощь:
-Who is this letter? – Что это за буква?
- Where does she live? – Где она живёт?
- What can she do? – Что она умеет делать?
- What does she like? – Что она любит?
С этими и подобными вопросами сталкиваются учащиеся в учебно-познавательной сказке. Чтобы ответить на них , детям надо знать как это правильно делать. Обучение здесь идёт от букв к фразам. Представляя себя героем волшебной страны Буквляндии – Lettersland, учащийся начинает использовать в речи такие структуры, как: I am a Clever Cat. I like Coca-Cola. I can crawl. I have got a carrot и т. д. Запоминая эти штампы, ребёнок одновременно учится рассказывать о себе и о своих друзьях, используя тот же грамматический материал. Слушая сказки о буквах, дети впоследствии начинают придумывать свои собственные сказки, особенно в тех словах, которые они не знают как прочитать, а потом объяснить, почему слово так читается. Рассказывая свои сказки , дети развивают творческое воображение, а также развивают коммуникативные умения. Учебно-познавательная сказка стимулирует любопытство детей к уроку английского языка. И это любопытство, в свою очередь становится сильнейшим мотивом в обучении и делает его процесс намного легче для восприятия. Учащиеся начинают обучать друг друга.
Как известно, фонетический аспект обучения учащихся английской разговорной речи является сложным для усвоения. Как объяснить артикуляцию английских звуков? Английские звуки, аналогов которым нет в русском языке, усваиваются труднее. В этом случае нам могут помочь сказочные герои.
На первый урок изучения фонетики к нам приходит в гости Пиннокио. Он поёт песню на незнакомом языке, а потом показывает на глобусе , какой длинный путь он проделал из Англии в Россию. Учащиеся узнают из его рассказа: в каких ещё странах говорят на английском языке, почему так интересно изучать иностранный язык и как знание иностранного языка пригодятся в будущем.
На второй урок к детям приходит Слонёнок, который помогает отрабатывать нёбно-носовой звук как в слове «morning». Он хотел произнести звук «m» с открытым ртом, но получился совсем другой звук. «Покричите со Слонёнком»,- предлагает учитель. После этого уже можно поучиться отвечать на приветствие сказочного героя: «Morning! Good morning!» Затем слонёнок рассказывает детям стихотворение:
Good morning, good morning,
Good morning to you!
Good morning, good morning,
I am glad to see you.
Дети получают в подарок картинки с изображением Слонёнка и домашнее задание: показать родителям ,как кричит Слонёнок и как он здоровается. А это уже создание ситуации иноязычной атмосферы.
Следующий сказочный герой -это пчела Майя, которую дети сначала приветствуют: «Good morning», а затем демонстрируют, как кричит Слонёнок. А потом дети учатся жжужать, как Майя, высунув кончик языка ( « показывая жало»). В конце учащиеся прощаются с пчёлкой: «Good bye». Дома дети показывают картинки с изображением пчёлки Майи и рассказывают, чему она их научила. Вот так, общаясь со сказочными героями, дети изучают английскую фонетику.
Чтобы изучить правила хорошего тона, к детям на урок приходит сказочная Змейка. Учащиеся показывают ей всё, чему научились у предыдущих героев, т. е. идёт закрепление материала, а затем угощают её яблоками(нарисованными на картинке), Змейка же в ответ шипит межзубным звуком и угощает детей ягодами. Дети благодарят её : « Thank you».
Запоминающийся образ Паравозика из Ромашково помогает ввести ещё один сложный английский звук ,аналогов которому нет в русском языке. Паровозик бежит вперёд. У него круглая труба. И все вытягивают губы и округляют их, чтобы показать ,как Паровозик выпускает дым из трубы. Затем учитель предлагает познакомиться с новым другом с помощью песенки:
What is your name?
What is your name?
Now tell me, please,
What is your name?
А Паравозик отвечает:
My name is Puff,
My name is Puff,
My name is Puff,
That’s my name.
Паравозик Паф дарит детям ромашки. Дети благодарят его и прощаются: «Thank you. Good bye».
Впоследствии, в целях коррекции звуков можно прибегать не к учебным установкам типа: «Открой рот, высунь кончик языка и т. д.», а к коммуникативным. Например,таким образом: « Как кричит Слонёнок?» или «Как жужжит пчёлка Майя?» А по мере накопления учащимися словарного запаса можно будет задавать вопросы типа: « Do you remember the Bee, the train, etc.? »
Приведу пример «фонетической сказки» для отработки отдельных звуков.
«Пошёл как-то Пиф на прогулку. Идёт мимо речки, а речка журчит – это волшебные звуки-рыбки в ней плавают и с Пифом разговаривают. Закинул он удочку и ждёт. Вдруг клюнуло. Дёрнул Пиф за удочку и вытянул что-то непонятное /e/ . «Э»,-удивился Пиф. Как удивился Пиф? Учащиеся несколько раз повторяют звук.
Рассмотрел Пиф это что-то непонятное и поразился , произнеся / оu /. – Как поразился Пиф? (Дети повторяют звук).-/ аi / испугался Пиф , когда увидел , как много в речке плавает звуков .
Также фонетическую зарядку звуков можно проводить с использованием техники «эхо», которые отрабатываются в речи . Здесь детям можно предложить сказку об английском языке , с которым происходят различные истории.
Решил как-то Английский Язык прогуляться в лесу. Идёт он по лесу, идёт, вдруг ему на плечо кто-то как спрыгнет! Посмотрел он на плечо, и узнал гномика Эхо. «Спускайся! Пойдём пешком: on foot,»- говорит Английский Язык. « On foot, on foot, »- повторяет Эхо.(Дети повторяют хором.) «Ты не устал? Давай поедем на поезде: by train.» « By train, by train,»- повторяет Эхо и т. д.
Инсценируя сказку, можно развивать воображение, подталкивая к самостоятельному творчеству, а вместе с ним – к свободному говорению. Детям может быть предложена сказка «Айболит» в диалогах. К Доктору, роль которого исполняет учитель, приходят дети со своими «больными зверюшками». Доктор помогает им вылечить заболевших, при этом ведёт с ними следующий разговор: - Hello.
- Hello.
- What is your pet`s name?
- My pet`s name is Rover…etc.
Такое совместное творчество в конце концов подвигает детей к самостоятельному творчеству. Правила прочтения “ch” , “sh” вдохновило ученицу второго класса написать сказку о том, как английские буквы устроили конкурс красоты. Буква “h” была признана красивой, но слишком гордой и остальные буквы перестали с ней дружить. Только буквы “c” и “s” её пожалели и поддержали в трудную минуту. С тех пор в английском языке
их можно видеть вместе: ch, sh.
Совместное творчество по созданию сказки может происходить и таким образом:
Учитель рассказывает историю о животном, но при этом постоянно спрашивает у учащихся угадать что? почему? где? когда? и т. д. Teacher: A cat did something very naughty. What did it do?
Students: It ate some cheese.
Teacher: No, it didn’t.
Students: It attacked the pet bird.
Teacher: Yes. That’s right. But why?
Students: Because it was hungry.
Teacher: No, it wasn’t.
Students: Because it was jealous.
Teacher: Yes! What do you think happened then?
Student: The owners came home.
Teacher: Yes! ( or No.) etc.
Каждый раз учащиеся угадывают что-либо и получают следующий вопрос. В действительности не существует первоначальной сказки. Ученики сами создают её. Эта история может быть составлена и по отношению к другим предметам.
При конструировании учебно-познавательной сказки необходимо чётко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям. Методическое оснащение урока-сказки должно содержать:
- Сценарий развития сказочного действия, введения неожиданных действий и ходе сценария
- Комплект ролей с описанием функций каждого героя.
- Нормы поведения для всех участников, прописывающие ограничения, функции ведущего и главных героев, способы их взаимодействия и способы оценивания.
- Методологическое обеспечение :
- краткая аннотация;
- конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов;
5. Критерии оценивания:
- уровень общительности;
- культура диалога, развитие коммуникативных умений;
- умение работать в группе;
Значение учебно-познавательной сказки трудно переоценить. Она обеспечивает достижение ряда важных образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса;
- поддержание и многократное повторение полученной раннее информации;
- развитие навыков взаимодействия и коммуникации;
- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам;
Таким образом, благодаря сказке учащимся становиться легче изучать английский язык, через творчество, в процессе общения друг с другом, а учитель реализует языковые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия. Итак, в учебно-познавательной сказке наряду с многократным повторением, присутствует также новизна речевой ситуации, что исключает монотонность тренировки и обеспечивает активность и интерес каждого ученика.
Литература
1.Атутов П. Р.Технология и современное образование// Педагогика, М.1995
2.Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии//М.2011
3. Никишина И. В. Система методической работы в условиях реализации личностно-ориентированного подхода: учебно-методическое пособие. Волгоград, 2003
4. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000
5. Сериков М. П. Личностно – ориентированное образование: концепции и технологии.- Волгоград, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования
Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....
Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьников.
Использование игровых технологий в процессе обучения английскому языку у младших школьниковИгра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, о...
Обучение английскому языку в младших классах.
Статья об обучение английскому языку в младших классах....
Рекомендации по обучению английскому языку детей младшего школьного возраста
Рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста английскому языку....
Авторская программа обучения английскому языку детей младшего школьного возраста (6-7лет)
«По-английски говори,...
«Практические способы изучения английского языка в младшей школе. Советы для родителей»
Практические советы для родителей по изучению ангийского языка младшими школьниками...
"Инновационные методы обучения английскому языку "
Методы обучения английскому языку....