Работа над проектом на уроках английского языка
статья по иностранному языку

Перед нами встает вопрос, как же сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся к изучению английского языка? Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из таких форм является проектная методика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над проектом на уроках английского языка

Стрельниковой Татьяны

Традиционный подход к обучению английскому языку не в необходимость полной мере отвечает современным требованиям, поэтому следует применять новые методы обучения, что позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.

Кроме того, изучение английского языка не всегда происходит так, как мы этого желаем. На любом этапе может возникнуть такой момент, когда требуется дополнительный стимул для изучения английского языка.

Нет никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.

Перед нами встает вопрос, как же сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся к изучению английского языка? Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из таких форм является проектная методика.

Использование проектов на уроках английского языка повышает интерес обучающихся к его изучению путём развития внутренней мотивации при помощи переноса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению английского языка. Современные подходы к обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между обучающимися как мотивирующего фактора.

Что же все-таки понимается под методом проектов?

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Данная технология учит школьника мобилизовать, обобщать, интегрировать свои знания и умения и использовать дополнительные источники получения информации. Проектная технология не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся. Также нужно сказать, что проектная деятельность в доступной форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

В ходе работы над выполнением проекта большая ответственность возлагается не только на учителя, но и на самого обучающегося, как члена проектной группы и как отдельного индивида.

На мой взгляд большую значимость имеет то, что именно обучающийся, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме он будет, и как будет проходить его защита.

При обсуждении метода проекта нельзя оставить без внимания такой важный момент, как этапы работы над проектом. Разберем этот вопрос более подробнее.

Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы или проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.

Согласно Е.В. Бондаревской, современное образование, в противовес идее коллективизма, ориентации на среднего ученика, одинаковому подходу к каждому, стремлению «дотянуть» каждого до одного уровня без учета индивидуальных особенностей, возможностей и желания, базируется на индивидуализации, социализации, культурной идентификации и духовно-нравственном саморазвитии личности – всё это необходимо учитывать при формулировке темы проекта.

Следующей задачей является необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

Разрабатывая тему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала.

Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса с целью углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.

Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. Если ученики могут самостоятельно сформулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, то это должно активно поощряться учителем и незаметно для учащихся направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности учеников в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы.

Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств.

Второй этап – аналитический: согласование общей линии разработки проекта. Это, непосредственно, формирование групп, составление подробного плана работы над проектом, обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы, обсуждение первых результатов в группе.

Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка, педагог создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения английским языком. Таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.

Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, её основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или каких-либо творческих отчетов и коммуникативных заданий, а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать.

Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе. На втором этапе работы над проектом происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере.

Работая вместе с учителем, ученик имеет возможность совместно с педагогом анализировать свою деятельность, выбирать и отстаивать точку зрения, делать определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо, если нет рефлексии личности, нет её развития. При совместной деятельности, когда учитель выполняет функции консультанта, он также меняет свой стиль общения с учениками и, соответственно, на уроке чаще звучит похвала, просьба, одобрение, внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого задания.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Это уже: презентация проекта, обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.

На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбирают материал и делают записи – чтение и письмо. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо.

Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации начиная с самого начала работы над проектом. Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха или устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.

Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, то есть рассказать, показать, опубликовать, представить на общее обозрение. Для школьника возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы небольшими они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного.

Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одноклассниками, приглашенными гостями даёт возможности каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнения проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а также планирование тем будущих проектов. Учитель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а также записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.

Так же не менее важна на данном этапе оценка усилий каждого ученика и группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации. Учитель проводит личные беседы с каждым участником и анализирует выполнение плана работы над проектом, а также взаимоотношения в группе, планирует дальнейшие этапы работы каждого, развивая у учащихся самокритичность, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.

Мы видим, что в ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на английском языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. А также у детей появляется мотивация к более углубленному изучению английского языка. При помощи метода проектов повышается эффективность обучения языку.

Кроме того, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1995. –147 с.
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.
  3. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.: Академия, 1995. – 223 с.
  4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения ино...

проект на уроке английского языка

Проект на тему "Мой дом"....

Проект к уроку английского языка

Тема урока : "Глагол Like"...

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны

Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школеучителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.ТомскаВойцеховской Любови Валерьевны...

Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...

Мини-проекты на уроках английского языка в начальной школе.

В статье показаны основные идеи использования мини-проектов на уроках английского языка в начальной школе. Подобные мини-проекты помогают развивать и  совершенствовать  речевые навыки, спосо...