ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Любови Валерьевны
статья по иностранному языку на тему
Приемы и методы работы над чтением на уроках английского языка в начальной школе
учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска
Войцеховской Любови Валерьевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.docx | 269.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЧТЕНИЕМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска
Войцеховской Любови Валерьевны
Сущность понятия «чтения»
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
На первом году изучения иностранного языка ( это, как правило - второй класс начальной школы) закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. Согласно требованиям рабочей программы, в течение первого года обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко - буквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.
При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника не только правильно читать (озвучивать графемы), но и извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. При обучении чтению важно также привитие интереса к самому процессу чтения. Поэтому потребность в чтении на английском языке (также как и на любом другом иностранном языке) будет обеспечена только тогда, когда содержание предлагаемых текстов будет соответствовать познавательным и эмоциональным запросам учащихся, а так же уровню их интеллектуального развития. Соответственно, в основе отбора текстов для чтения лежат те же требования, что и к текстам для аудирования. Они должны быть информативны и разнообразны по жанру и тематике.
Но не стоит забывать слова А.А. Леонтьев, умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными.
Трудности при обучении чтению на английском языке.
Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, связанные с графическими и орфографическими особенностями английского языка.
Каждый язык располагает определенным ограниченным числом звуков, из которых состоят слова данного языка. Звуки произносятся в речи, а буквы служат для отображения звуков на письме. При этом звуковой состав языка постоянно подвергается изменениям, а буквенное изображение слов изменяется чрезвычайно медленно, поэтому буквенный состав слова лишь условно отражает его звучание.
В английском языке очень велико расхождение между звуковым и буквенным составом слова, так как английская орфография не менялась в течение очень долгого времени, а звуковая форма языка претерпела значительные изменения. Расхождение между произношением и написанием слов в английском языке объясняется еще и тем, что орфографическая система использует 26 букв, 146 графем ( буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Поэтому одна и та же буква в разных положениях может читаться как несколько разных звуков. Для того чтобы точно обозначить звуковой состав слова и тем самым облегчить овладение произношением английского языка, пользуются так называемой фонетической транскрипцией, то есть такой системой условных графических обозначений, в которой каждому звуку соответствует один определенный значок.
Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые.
В английском языке имеются долгие и краткие гласные звуки, и замена краткого звука долгим и наоборот приводит к изменению значений слов. Изменяется значение слов и при оглушении английских звонких согласных в конце слова, что крайне недопустимо. И хотя английские согласные произносятся всегда твердо, дети часто пытаются их смягчить. Среди английских гласных звуков, кроме монофтонгов (гласных, по звучанию одинаковых на своем протяжении) имеются и дифтонги (гласные, состоящие из двух элементов, произносимые в пределах одного слога), произношение которых является не простой задачей для младших школьников. Поэтому необходимо заострять внимание учащихся на этих особенностях языка.
Методика обучения чтению
Из века в век каждое поколение разрабатывает свои методы обучения чтению. И в каждом из них есть своя прелесть. Давайте рассмотрим некоторые из них .
Существуют два основных, но противоположных друг другу методов обучения чтению :метод целых слов и фонетический метод.
Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Метод целых слов заключается в следующем: детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
Был поставлен следующий эксперимент. Группу детей пяти-шести лет разделили пополам: первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. "Фонетические" же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса.
В итоге стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что «целословные» дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи. В свою очередь "фонетические" дети испытывали трудности в чтении тех слов, где буквы были переставлены или заменены на похожие.
Таким образом, стало понятно, что большинству меленьких читателей фонетика необходима. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по буквам. Но из-за того, что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается намного эффективнее прочих уловок и приемов.
Еще несколько десятилетий назад методика была одна: сначала дети учили названия букв, затем звуки, а потом соединяли буквы в слоги. Трудность была в том, что дети долго не могли усвоить разницу между тем, как буква называется и как произносится. Слоги оказывались длинными, и ребенку было очень сложно удерживать в голове несколько букв. Поэтому методистывсе чаще говорят о том, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками. Напрашивается вопрос «А нужен ли нам алфавит?»
Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным.
Для того, чтобы научить учащихся читать на иностранном необходимо избавиться от интерференции английских букв с русскими. Нет ни английских букв, ни английских звуков, есть буквята - жители страны Буквляндии. Таким образом, обучение станет ситуативным: буквы - это "живые" человечки. В каждой из сказок про Буквляндиюбуквенок то поет свое имя, то хнычет (икает, тужится - силится открыть дверь, кряхтит, шипит и т.д.). Младшему школьному возрасту, в котором и нужно начинать обучение чтению, очень близки и понятны такие сказки и побасенки.
Методика такого обучения чтению изложена в книге “MagicEnglish" ("Волшебный английский") Ижогиной Т.И. и Бортникова С.А. Там же и приведены сказки и истории каждой буквы. Буквам можно придать любой образ например такой:
офицер Эй. Он поет песенку: А-А-А-А;
I like to sing;
I like to play.
Пчелы Би
Бандитка Си
Бандитка Си прячется от офицера Эй, претворяется старой и кряхтит "к-к", как дед
Доктор Ди и его дочка малышка Ди
Бабушка И. - И. и. и. Косточки ноют
Фермер Филипп и дочка фермера Фенни
Плакса Джи: "г! г! г!"
Миссис Эйч и жираф эйч
Силач Ай и сестренка Ай
Обезьянка Джей очень любит маленьких детей: Jim, Lane, Jack, Jerry…
Король Кей и кенгуру Кей
леди Эл.
Обезьянки Эм – Манки
Красавица Эн.
Полицейский Оу, и его младший брат Оу.
Принц Пи.
Королева и принц птиц Кью.
Садовник А. Он очень любит розы, поэтому чтобы в саду не наступить на них, он летает на моторчике. Его моторчик шумит: Р. р. р
Змея Эсс.
тетушка Ти и старушка Ти.
Великан Йю.
Птица Ви. Машет крыльями: в! в! в!
Лягушка ДаблЙю
мальчик Икс очень любит кошек и всегда зовет: Кс! Кс! Кс!
Хулиганка Уай. Уай всегда стоит в конце с кислой миной на лице.
Зебра Зед.
По каждой букве и даже каждому звуку, который эта буква по правилам может означать, авторами данной книги составлена подходящая сказка, которая доходчиво и ясно объясняет, почему и в каких случаях данная буква читается так или иначе. Например, буква "S" читается [s], потому что змея Эсс всегда говорит: "с-с-сс. Ссссидисссмирно, а то я ужалю. SitStill!!". Но иногда она злится и говорит [z]. Она злится на гласные. Они умеют петь. Она тоже хочет петь, но не получается. И вот, когда справа и слева от "S" встанут гласные, она злиться: "з-з-зз".
Или вот сказочное объяснение правила чтения буквосочетания "ch":
Злодейка Си решила ограбить кухню миссис Эйч. Бандитка забралась в дом, пробралась на кухню. Но тут миссис Эйч забежала, схватила перечницу и обсыпала бандитку перцем. "Ч! Ч! Ч!", - зачихала Си.
Можно предложить другую версию сказки о том, как читается буквосочетание "ch":
Таким образом, составляется целая сказочная страна, в которую дети будут спешить окунуться на каждом уроке, страна Волшебного и самого интересного английского языка.
Я ввожу буквы и звуки одновременно. Для отработки букв на каждом уроке проводим небольшие буквенные диктанты и играем в игру«Отгадай букву»: сдвигаются две парты, на парте разложены карточки с буквами, дети садятся в круг , вытягивают карточку , если называют букву правильно, забирают карточку себе, если называют неправильно- возвращают карточку на парту.
В качестве разминки составляем заглавные буквы из учеников ( T – это ноги вместе и руки в стороны, M, H, A – два человека по-разному держатся за руки). При достаточном количестве учеников можем писать целые слова.
Следующие упражнений, помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).
1)Wideandnarrowvowels
Учитель называет слова. Если есть долгий гласный звук (произносимый широко), обучаемые поднимают руку, а если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок. Например: meet - week - sit - little; see - sweet - king - kids; car - are - drum - sun;
2) "Findthehouse"
На столе раскладываются карточки (5-6) со словами на 2-3 звука, а на доске размещают карточки с соответствующими звуками (домики). Дети, поднимая карточку со словом, называют его и кладут в соответствующий "домик", т.е. под карточку со звуком, на который это слово начинается.Другой вариант этой же игры: Развешиваем картинки или карточки в конвертики по кабинету, а ученики за определённое время раскладывают слова в соответствующие кармашки.Это — соревнование с учителем, ведь за каждые 5-6 слов они получают балл, за каждую ошибку — балл уходит педагогу.Игра обезличена, никто не знает, кто ошибся, потому нет виноватого.
3) "Whatismissing"
На столе раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Closeyoureyes!" и убирает 1-2 карточки. Затемдаёткоманду: "Open your eyes!" изадаётвопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.
4) Oddoneout (Убери лишнее слово):
a) Pet, red, pen, Pete, hen.
b) And, take, Ann, bad, fat.
5) Putthesewordsin 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
5) Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):
skate -
skip -
park -
her -
pen -
fly -
corn -
hare -
6) Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).
В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово.
Можно использовать подвижные игры, которые также развивают технику чтения.
7) Pass the ball. ("Передаймяч").
Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.
8.) “Повторюшка” - упражнение, направленное на перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Карлсон решил проверить у кого лучше память.
На демонстрационной доске написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на доске меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке.
9) “Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок постепенно осваивает не только звуко - буквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.
Например:- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sitstill!
- Затем, выделяются отдельные слова и производится анализ:
• из каких букв они состоят;
• какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.
- В заключении рифмовка прочитывается целиком.
Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее, а процесс чтения желанным и любимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение алфавиту и правилам чтения на уроках английского языка в начальной школе.
игры на уроках английского языка по обучению чтению...
"Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе"
Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо....
Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.
При обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе, учителя часто сталкиваются с проблемой недостаточного количества дидактического материала для тренировки в чтении гласных в открвтом ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА английского языка в 4 классе Учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Л.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА английского языка в 4 классе Учителя английского языка МАОУ СОШ № 23 г.Томска Войцеховской Л.В....
Методы обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе
Многие педагоги задаются вопросом о том, как научить младших школьников чтению. В данной статье представлены актуальные методы обучения чтению на иностранном языке, которые помогут не только эффективн...
Эффективные методы обучения чтению на уроке английского языка в начальной школе
В статье рассматривается метод глобального чтения, как один из важнейших элемнтов изучения английского языка. Проанализированы причины перехода от традиционного метода к методу глобального чтени...
Интерактивные методы и приёмы обучения на уроках английского языка в начальной школе
Данный материал содержит несколько методов нескучного обучения английскому языку на всех этапах урока....