Особенности обучения иностранному языку младших школьников
статья по иностранному языку (2 класс)
В статье рассматриваются особенности изучения иностранного языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Особенности обучения иностранному языку младших школьников
Автор: Енацкая С. А., педагог дополнительного образования ДДЮТ «На Ленской» г. Санкт-Петербург
В начальной школе происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения. Тот факт, что иностранный язык начинает изучаться уже со 2-го класса является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству и диалогу. Преподавание иностранного языка в начальной школе – не только составная, но и значимая часть общей системы языкового образования в школе.
Согласно учебному плану общеобразовательной школы одной из моделей, характеризующих современную систему обучения иностранному языку, является модель с началом изучения в первом или втором классе и продолжением обучения в основной школе. Сейчас реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества. В связи с этим обнаруживается актуальная проблема, а именно проблема обеспечения плавного перехода детей с одной ступени обучения на другую и избегания при этом потерь сформированных умений.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста, а правильным, по его мнению, является путь развития речи ребенка посредством совершенствования детского мышления с опорой на конкретные зрительные образы, наглядность.
Необходимость раннего обучения иностранному языку официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи, как на родном языке, так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане качества владения им, поскольку коммуникативные умения и навыки, приобретаемые в раннем возрасте, фиксируются на всю жизнь и служат надежной основой для дальнейшего обучения.
Целесообразность введения иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, подтверждена результатами более чем 40-летних исследований в области раннего обучения, проводимых в нашей стране. Кратко суммируя преимущества обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение ИЯ в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей.
Раннее изучение иностранного языка оказывает:
–положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
– стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
– открывает возможности для обучения второму, третьему иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
Обучение иностранному языку имеет воспитательную и информативную ценность, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.
Кроме этого раннее обучение иностранному языку несет в себе большой воспитательный и нравственный потенциал, поскольку овладение иностранным языком как средством коммуникации предполагает знакомство с социокультурными особенностями народов, говорящих на изучаемом языке, выработку таких качеств как, терпимость и восприимчивость к различиям в культурах, способах выражений чувств и др. Дается большой практический эффект в плане качества владения им, поскольку коммуникативные умения и навыки, приобретаемые в раннем возрасте, фиксируются на всю жизнь и служат надежной основой для дальнейшего обучения. Увеличение общего объема учебного времени за счет часов, выделяемых на изучение иностранного языка в начальном звене, дает возможность перераспределения учебного материала нового для учащихся языка между начальной и основной школой, что в свою очередь, способствует созданию фундамента знаний для основной школы.
Раннее обучение позволяет заполнить гуманитарный вакуум начальной школы, делает начальное образование более радостным, притягательным для детей, разнообразным и личностно-ориентированным. Из этого следует, что основой отношений учитель – ученик, родитель – учитель должно стать доверие.
В исследованиях, выполненных в русле вышеуказанных теорий, теоретически и экспериментально доказано, что раннее обучение иностранным языкам способствует формированию индивидуальных наклонностей, развитию природных задатков, культуры чувств, способностей детей. На этапе раннего обучения иностранным языкам поощряются присущие этому возрасту любознательность, инициатива, самостоятельность; усваиваются первичные социокультурные правила и нравственные нормы, осуществляется подготовка детей к предстоящему систематизированному обучению.
Основной линией реформирования начальной школы сегодня является тенденция к изменению приоритетных целей образования младшего школьника, где на первый план выходит задача развития личности.
На современном этапе важной проблемой является вопрос о содержании обучения иностранному языку. Обновление содержания обучения проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление практического характера обучения в целом. Особое внимание при отборе содержания обучения уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первом году обучения начинается коммуникативно-речевое развитие учащихся. Устное начало позволяет продвигаться быстрее, что создает более высокую мотивацию к изучению языка. Устное начало позволяет разделить трудности звуковой и графической стороны нового для школьников языка, отодвигая чтение на позднее время.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений, о чем было сказано ранее. Легче всего этого достичь, если на протяжении всего курса обучения придерживаться единой его стратегии, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и через использование пособий, которые последовательно ведет ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.
Список литературы:
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория обучения иностранным языкам. – М. Айрис Пресс, 2004.
- Зимняя И. А.. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1985.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998.
- Сборник научных трудов под редакцией Н.Д. Гальсковой. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы. – М. Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников
Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ Драгункина Надежда Ге...
Игровой метод в обучении иностранному языку младших школьников
Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, ...
Игра как активный приём обучения иностранному языку младших школьников
Специалисты из разных стран выдвигают единые требования к обучению иностранному языку: язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение ни в коем случае не должно превращаться в имитативный процес...
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников.
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников....
«Особенности методики преподавания иностранного языка младшим школьникам на базе УМК «Английский в фокусе»»
Цель данной презентации - рассмотреть особенности методики преподавания иностранного языка в младшей школе. Для этого автор характеризует основные цели обучения иностранному языку в начальной школе,ра...
Разработка программы опытно – практического исследования по теме «Применение видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку младших школьников» (Практика)
Методика исследования по ВКР...
Возможности использования CLIL-метода при обучении иностранному языку младших школьников
Доклад с методическими рекомендациями, методами, приемами...