Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку

Шавалиева Ландыш Ильсуровна

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.klaster.docx95.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование критического мышления

на уроках английского языка в начальной школе.

       

учитель английского языка

I квалификационной категории

Шавалиева Л.И.

        Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Технология критического мышления дает обучаемому:

 Умение работать в сотрудничестве с другими

 Умение ответственно относиться к собственному образованию

  Повышение эффективности восприятия информации

 Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

 Технология критического мышления дает учителю возможность:

 Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

 Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности

 Помочь студентам стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность.

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)

В основе этой технологии – трехфазовая структура урока:

1. Фаза вызова (Evocation).

2. Фаза осмысления содержания (Realization of meaning).

3. Фаза рефлексии (Reflection).

Существуют различные приёмы критического мышления такие как:

  • синквейн,
  • «за и против»,
  • «преимущества и недостатки»,
  • «концептуальная таблица»,
  • «сводная таблица»,
  • кластеры и др.

Кластер - один из эффективных приёмов, который я применяю на уроке английского языка.

  • Кластер- это способ графической организации материала. Этот приём используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Создание кластера вносит в учебу элементы игры. Считаю, что на уроках английского языка кластер незаменим при работе с лексикой.

 Он позволяет активизировать изучаемую лексику в речи учащихся, тренировать различные грамматические структуры. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев).

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. 

Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива.

Технология создания кластера проста:

1.   В центре пишется ключевое слово или понятие. Затем Учащиеся  самостоятельно записывают  слова вокруг  основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Если были ошибки, мы их зачеркивали. 3.  Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое

вызывает  дальнейшие  ассоциации.  Таким  образом,  создаются ассоциативные цепочки;

4.  Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Например,  работы с кластером по теме «school». Задание:

Work in groups. Write, please, on the sheets of paper.

What words come to your mind when you pronounce the word ―school?

Учащиеся работают в группах, подбирают ассоциации к слову "school",

Кластеры помогают тренировать различные грамматические структуры. Например, после изучения указательных местоимений THIS? THAT? THESE? THOSE с учащимися составили кластер. Учащиеся должны были написать слова связанные с местоимениями. Некоторые учащиеся допустили ошибки, но эти ошибки они сами и исправили. Работа проходила в группах.

 

В качестве примера я взяла фрагмент урока во 2 классе.

Тема урока: Животные.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся посредством  чтения, письма и монологических высказываний  для    описания действий  животных.

Этап рефлексии. (Учащиеся составляют кластер и отвечают на вопросы: 1. What animals do we know? 2. What can we do now?) (приложение 1)

Во 2 классе я дала ученикам готовые слова, так как они не слова умеют писать. В ходе работы некоторые ученики сталкивались с трудностями: не могли определить место того или иного слова. Также была допущена ошибка (a dog can fly). Но ребята с удовольствием принимали участия, они воспринимают этот вид деятельности как игру.

Вывод: В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

приложение 1

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе.

Способы формирования положительной мотивации на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

Развитие критического мышления на уроках английского языка в начальной школе

Данная публикация посвящается такой сложной психической фукции как мышление. Как правило, развитию мыслительных способностей уделяют внимание на средней и старшей ступенях обучения. В своей статье я п...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в начальной школе в рамках проектной деятельности.

Цели и задачи ФГОС определяют способы обучения иностранному языку в начальной школе , для формирования социокультурной компетенции, как одной из приоритетных при изучении языка....

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Данный материал может представлять интерес для учителей, применяющих на уроке английского языка методы и приёмы, способствующие развитию мыслительных и творческих и способностей учащихся....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе (План и конспект урока)

ТЕМА: «Введение лексики по теме «Дом»Класс: 4. Урок по КТП №18.УМК: «Rainbow English» О. В. Афанасьева, И. В. МихееваТип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: фо...