Факторы успешного овладения английским языком
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к английскому языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из них – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур.
Однако не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - трудно. Как следствие в школе мы наблюдаем довольно большое количество учеников с пониженным уровнем обученности. О том, каковы причины снижения уровня обученности и существуют ли пути преодоления данной проблемы и пойдет речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_uspeshnogo_ovladeniya_angliyskim_yazykom.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский Губернский колледж"
Факторы успешного овладения английским языком
Выполнила: обучающаяся специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах группы 246
Морева Ирина Сергеевна
Нижний Новгород
2020 г.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к английскому языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из них – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур.
Однако не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим - трудно. Как следствие в школе мы наблюдаем довольно большое количество учеников с пониженным уровнем обученности. О том, каковы причины снижения уровня обученности и существуют ли пути преодоления данной проблемы и пойдет речь в данной статье.
В результате проведенных наблюдений выясняется, что при одинаковых условиях в начале обучения через некоторое время обнаруживается, что уровень овладения иностранным языком у учащихся различается. Мы говорим о высоком, среднем и низком уровне развития речевых навыков и умений.
Как мне кажется, причины таких различий зависят от нескольких факторов, которые условно можно разделить на несколько групп:
- Психологические.
- Физиологические.
- Социокультурные.
Под психологическими факторами следует понимать некоторые возрастные и психологические особенности учащихся в разном возрасте. Так, известно, что основным видом деятельности младших школьников является игровая деятельность, тогда как для учащихся среднего звена характерна познавательная деятельность. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста — это умение оперировать гипотезами.
К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую степень зависимости с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте.
Таким образом, подростковый и ранний юношеский возраст являются достаточно продуктивными для развития разнообразных способностей и психических функций. Однако, не смотря на активность, скорость такого развития у детей не может быть одинаковой. Разный уровень развития мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения (то есть основных психических функций) и может, по моему мнению, явиться причиной снижения успеваемости учащихся.
Кроме этого, нельзя не учитывать такое психологическое понятие, как темперамент. Под темпераментом понимают совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом.
Как известно, существует четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существуют исследования, показывающие влияние определенного типа темперамента на скорость усвоения материала. Так, учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.
Под физиологическими причинами, как мне кажется, можно было бы понимать уровень интеллектуальных возможностей каждого ученика.
С одной стороны, существуют разные уровни интеллектуального развития, в том числе и уровни, связанные с заболеваниями. Нельзя исключать возможность попадания ребенка с ОВЗ и в общеобразовательную школу.
С другой стороны, существуют исследования, доказывающие, что в зависимости от развития левого или правого полушария головного мозга, мыслительные операции у обучающихся идут по-разному.
К социокультурным причинам я бы отнесла уровень общего развития, воспитания, социальный статус, а также уровень мотивации изучения иностранного языка.
Известно, что педагогический и учебный эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В форме нейтрально-пассивного восприятия его получить нельзя. Отсюда и возникает потребность включить ученика в самостоятельную учебную деятельность. Это значит, что необходимо научить учащихся определенным рациональным приемам овладения иностранным языком, то есть «научить учиться». Если же ребенок не в полной мере овладевает данными умениями, это существенным образом начинает влиять на уровень его языковой и речевой компетентности.
С другой стороны, уровень развития ученика непосредственно связан с той средой, в которой он воспитывается. Понятно, что находясь в неблагоприятных социальных условиях и обладая низким уровнем общего развития и воспитанности, такой ученик вероятнее всего добьется и незначительных успехов в учебной деятельности.
Сюда же я отнесла и уровень мотивации изучения иностранного языка. Мотивацию рассматривают как сторону субъективного мира ученика; она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Не смотря на субъективность, эти потребности определяются исходя из общественного опыта школьников. Им хочется изъясняться на иностранном языке; читая, узнавать о других странах; уметь декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке. Иногда овладение иностранным языком рассматривается как способ самоутверждения или личного благополучия. Все это определяется необходимостью существования в обществе, с одной стороны.
С другой стороны, поддержание довольно высокого уровня мотивации непосредственно зависит от учителя, от его педагогических, методических, психологических и коммуникативных умений. Между учителем и учеником происходит процесс непрерывной коммуникации, а это является продуктом социальной деятельности. И здесь уже стоит говорить о личности педагога. С моей точки зрения, неприятие учеником учителя может стать одним из факторов снижения мотивации и как следствие снижения успеваемости.
Таким образом, уровень развития языковых и речевых навыков и умений школьников может зависеть от многих факторов:
- возрастных особенностей учащихся;
- психологических особенностей учащихся;
- физиологических особенностей учащихся;
- уровня общего развития учащихся;
- уровня воспитанности учащихся;
- уровня мотивации в изучении иностранного языка.
Диагностика и учет психологических, физиологических и социокультурных особенностей личности каждого может стать важнейшим инструментом по выявлению, а также и предупреждению появления слабоуспевающих учащихся.
Учитель, владеющий необходимыми психологическими, педагогическими и методическими умениями, может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и позитивным для ученика любого уровня. Особенно такая поддержка нужна отстающим ученикам, так как результаты их учебной деятельности часто связаны не с «нежеланием» учиться, а с особенностями их развития и воспитания, контролировать которые дети не имеют возможности.
- Список литературы
- Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома; Ай Кью,1993.
- Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. //ИЯШ, 1995, №2.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1983.
- Методика обучения иностранным языкам, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова,М.; Просвещение, 1991.
- Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.; Аспект пресс, 1996.
- Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «иностранный язык» у школьников//ИЯШ,1982, №2.
- Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М.; Школьная пресса,2002.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев; Радяньска школа,1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуативное обучение Present Continuous на начальном этапе овладения английским языком.
В данной статье освещаются некоторые формы работы, которые позволяют организовать обучение Present Continuous на ситативной игровой основе в 4 классе. Практика обучения показала, что нельзя отожд...
Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности
В материале рассматриваются пути формирования УУД в свете реализации систем развивающего обучения....
Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности
В статье идет речь о реализации системно-деятельностного подхода в парадигме развивающего образования, следовательно, в методике и технологии систем развивающего обучения....
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...
Активные методы обучения на уроках русского языка как фактор успешной реализации ФГОС
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения...
Методическая разработка АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...