Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности
статья на тему

Трухан Елена Викторовна

В статье идет речь о реализации системно-деятельностного подхода в парадигме развивающего образования, следовательно, в методике и технологии систем развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon truhan_e._v._dlya_publikatsii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности успешного  овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности

Трухан Елена Викторовна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 1» г. Новомосковска,

призер Всероссийского конкурса «Урок 2020»

Перед вами высказывание Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать». В чем высказывание великого русского писателя созвучно идеям стандарта второго поколения? Конечно, только самостоятельная, активная,  осознанная деятельность учащихся является условием успешного достижения планируемых результатов обучения.

Всякая ли деятельность является активной, самостоятельной? Психология деятельности изучалась такими учеными, как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин. Понятие системно-деятельностного подхода как особого рода понятие было введено Л. С. Выготским.  На основе идей Л. С. Выготского его ученики и последователи (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) разработали теорию развивающего обучения. Именно в системе развивающего обучения реализуется системно-деятельностный подход, адекватное и глубокое понимание сути которого является очень важным, ведь основной результат применения системно-деятельностного подхода – общее развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

На уроках по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова используются следующие формы работы по формированию УУД средствами содержания учебных предметов:

Такая модель основана на теории Л. С. Выготского и является общепринятой в развивающем обучении. Давайте ее проанализируем с точки зрения того, что делают учащиеся на каждом этапе. Итак, это учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия, действия с конкретными объектами. Учащиеся анализируют объекты, ставят цели, планируют деятельность, осуществляют поиск решения проблемы.

Далее предметное действие свертывается в модель-понятие, т. е. какое-либо знание, но это не конкретные сведения об объектах, а средства нахождения, отыскания, конструирования знаний. Учащиеся находят способ решения проблемы на этом этапе.

Третий этап - формирование общего способа действия, т. е. фиксация способов как общих для решения большого класса задач. Учащиеся обобщают, моделируют, формулируют правило, объясняют способ выполнения. На этом этапе происходит осознание способов действий.

Последний этап – это конкретизация общего способа действия применительно к частным случаям. Какова деятельность учащихся на этом этапе? Осознанно выполняют задания, используя общий способ действий.

А какова роль учителя на каждом этапе? Учитель создает условия для поисковой практической деятельности учащихся.

Данный способ организации учебного процесса позволяет реализовать системно-деятельностный подход, так как основан на активной поисковой деятельности учащихся, а не на формальном выполнении действий по принципу «я сказал - ты делай».

А теперь давайте рассмотрим конкретный пример. Перед вами задание по русскому языку: «Распределите слова на группы: в первую группу запишите слова, отвечающие на вопрос кто?, во вторую – на вопрос что?

Слоны, Пушистик, диван, кот, девочка, листок, Лена, вода».

- Что из предложенной модели реализуется в процессе выполнения задания? (Только последний этап: конкретизация общего способа действия).

- О какой деятельности учащихся в данном случае идет речь? (Деятельность исполнительская, по образцу, «делай, как велю»).

- А какую деятельность предполагает системно-деятельностный подход? (Осознанную, активную, самостоятельную деятельность учащихся).

Какие бы универсальные учебные действия не были задействованы, данное задание сформулировано в знаниевой парадигме. Такая деятельность учеников, даже очень сосредоточенная и усердная, не имеет никакого отношения к системно-деятельностному подходу. Системно-деятельностный подход предполагает деятельность, которой управляет сам ученик. Это деятельность от целеполагания и планирования через практические действия к результату. Учитель создает условия, выступает в роли дирижера на уроке.

А вот один из вариантов формулировки задания в развивающей парадигме, чтобы оно соответствовало предложенной модели и создавало условия для реализации системно-деятельностного подхода:

«Рассмотрите слова. Какие задания можете предложить для работы с ними?

Слоны, Пушистик, диван, кот, девочка, листок, Лена, вода».

Давайте зададимся вопросами:

- Какие задания могут предложить дети? (Классификация, разбор по составу, составить предложения и т.д.).

- Действительно ли такая формулировка соответствует модели? (Соответствует, так как учащиеся анализируют слова, сами ставят цель и планируют свои действия, предлагают свои задания, способы выполнения действий, затем переходят к конкретному выполнению заданий).

- Сколько оснований для классификации этих слов и какие могут выделить дети? (по количеству слогов, одушевленные-неодушевленные, собственные-нарицательные, по орфограммам, по родам, по числам).

- Какие УУД формирует это задание? (коммуникативные, регулятивные, познавательные логические).

- Какие предметные результаты формирует задание? (От того, какие принципы классификации предложат дети, зависит рассматриваемое предметное содержание: состав слова, грамматические признаки существительного, орфография: правописание имен собственных, безударные гласные в корне слова, жи-ши, чк, парные согласные в корне слова).

- Системно-деятельностный подход  является универсальным, применимым в урочной и внеурочной деятельности, или он работает только на уроках русского языка? (универсален).

Таким образом, системно-деятельностный подход должен реализовываться на всех этапах практической деятельности. Только системно-деятельностный подход является эффективным инструментом формирования у учащихся универсальных учебных действий, универсален во всех видах деятельности: учебной и внеучебной.

В полном объеме реализуется системно-деятельностный подход только в парадигме развивающего образования, следовательно, в методике и технологии систем развивающего обучения. Недаром именно разработанный представителями системы развивающего обучения проект ФГОС был утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации. В педагогической практике они прошли многолетнюю апробацию в системах развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и Л. В. Занкова.

Обе системы опираются на принципы многогранности, вариативности. В системе Л. В. Занкова коллизия, в системе Д. Б, Эльконина – В. В. Давыдова «ситуация разрыва» - ступенька к познанию нового. Предметом усвоения являются общие способы действия, которые конкретизируются применительно к частным случаям. Программы построены так, что в каждом последующем разделе конкретизуется и развивается уже открытый способ действия. Таким образом, работает принцип осознанности, через понимание, а не многократное повторение. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ребенка, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Мы все работаем по разным учебникам. Нам предлагают двенадцать комплектов. Но разве учебник делает систему развивающей? Он лишь одно из средств. От того, какие принципы, приемы, методы использует учитель в образовательном процессе, зависит, будет ли обучение развивающим, и в конечном итоге зависит достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

Приложение

К продолжению педагогического общения в практической деятельности

Способы действий на уроках и во внеурочной деятельности:

- различение объектов на основе их отличительных признаков;

- определение объекта по его качественной характеристике;

- представление свойств объектов в виде модели;

- подбор объектов к модели;

- сравнение объектов, анализ, группировка, классификация;

- формулирование вывода;

- действие по образцу;

- решение различных учебных задач с опорой и без опоры на модели;

- использование учебного материала при работе со справочной литературой        и другими источниками информации, в том числе средствами Интернет;

- актуализация известного об объекте;

- рефлексия собственной речевой и мыслительной деятельности;

- составление информации в виде текста, моделей, схем, ее презентация.

Примеры заданий и упражнений, направленных на формирование УУД, способствующих овладению предметным содержанием русского языка.

  1. Метаграммы (сравнение, анализ, синтез)

С Д – ветвистый,

С З – костистый,

С К – ребристый.

  1. Даны пары понятий; вспомните пословицы, которые объединяют эти понятия (определение понятий, логические УУД).

Дружба – служба;

Шило – мешок;

Дело – потеха;

Коса – камень;

Свет – тьма;

Лес – дрова.

  1. Вика не справилась со словарным диктантом по русскому языку. Как вы думаете, в чем причина этого? (установление причинно-следственных связей, логические УУД).

         

В процессе формирования УУД воспитательный процесс должен быть главным образом направлен на вовлечение учеников в практическую деятельность, в практику больших и малых добрых дел. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Примеры внеурочной деятельности, связанной с предметным содержанием (в том числе с содержанием уроков русского языка)

и направленной на формирование УУД:

Экскурсии, в том числе виртуальные.

Конкурсы.

Тематические внеклассные занятия.

Практические исследования.

Составление летописи класса.

Классные часы.

Тематические выставки.

Межвозрастные проекты.

Драматизация.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.

Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...

Процесс формирования связной речи младших школьников во внеурочное время

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений....

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Возможности успешного овладения русским языком в процессе формирования УУД в пространстве урочной и внеурочной образовательной деятельности

В материале рассматриваются пути формирования УУД в свете реализации систем развивающего обучения....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.

Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции...

Сборник материалов по формированию смыслового чтения в урочное и внеурочное время

Сборник материалов    по формированию смыслового чтения в урочное и внеурочное время...