Статья. Как интересно можно выучить коми язык?
статья по иностранному языку

Вахнина Марина Ивановна

Данная статья ракрывает некоторые особенности изучения коми языка в младшем школьном возрасте, формы работы урочной и внеурочной деятельности по изучению коми языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как интересно можно выучить коми язык?

В современном обществе чаще всего отсутствует у школьников естественная потребность и необходимость пользоваться коми языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Поэтому за те годы, которые я работаю в школе, я могу утверждать, что главная задача учителя коми языка не в том, чтобы дети как можно раньше и больше говорили на коми языке, а в том, чтобы они хотели это делать. Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниям. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Наша задача добиться положительной мотивации при изучении коми языка через развитие(привитие) интереса к нему. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес и тягу к постоянному получению знаний. Мотивация будет иметь смысл только тогда, когда дети будут стремиться к вам на урок, где им хорошо и интересно.

Для повышения действенности урока коми языка в современных условиях имеется много возможностей. Изучения коми языка как государственного начинается в начальных классах (а именно, во втором классе). Для начала выясним: чем же живёт ребёнок 7-10 лет? В чём реализуется его личность? Какие формы работ при изучении языка в младшем школьном возрасте более актуальные?

Особенности младшего школьного возраста оказывают благоприятное воздействие на успешное овладение детьми иноязычной речью. Детей отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, отсутствие языкового барьера в общении на иноязычном языке. Но в то же время у младших школьников недостаточно развиты произвольное внимание, ассоциативная память, логическое мышление, что оказывает тормозящее воздействие на обучение. Данный возрастной недостаток можно компенсировать за счёт использования различных форм работ: иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Одной из чаще всего используемых мной форм работы является игровая деятельность, которая выступает как механизм преемственности. Обучение коми через ворота детской игры.

Уже на первом моём уроке встречает их герой – Олыся(Коми Домовёнок), который помогает нам «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной воображаемой ситуацией («как будто»). Вместе с ним мы отправляемся в путешествие «в прошлое Коми края». Первоначальная моя задача на первом уроке: рассказать детям, когда зародилась жизнь на Коми земле, кто эти люди, которые поселились на этих землях, почему они носят название «коми». Для этого путешествия мной создан специальный мультфильм. Озвучен в стихотворной форме на русском языке. Сюжет мультфильма помогает нам перенестись в прошлое и поставить актуальные проблемные вопросы, которые мы раскрываем в течении урока.  В игровой форме, знакомясь с интересными фактами, с помощью подсказок из сундука Олыси, видеороликов, мы раскрываем три первых важных секрета… На этом уроке мы работаем, как археологи, картографы, журналисты. С новыми полученными знаниями и интересными фактами ребята ждут с нетерпением следующего урока, чтобы раскрыть следующие секреты.

На втором уроке Олыся отправляется с нами в путешествие «В мир языков» и помогает раскрыть тайны коми языка: знакомит с первым коми алфавитом «анбур», созданный Стефаном Пермским и с современным коми алфавитом, изучает «Древо языков» и учит создавать своё. На последующих уроках Олыся знакомится с каждым учеником лично и помогает знакомиться с новыми коми словами.

Использование на моих уроках коми персонажа помогает мне активизировать детей, вызвать их интерес, желание заниматься, с нетерпением ждать следующего урока.

Итак, овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок коми языка - это сложное образование. Урок коми языка требует особенно тщательной подготовки. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил. В сравнении с другими предметами, нет должным образом методических разработок по всем годам обучения. Каждый урок разрабатывается самим учителем с учётом требований стандартов нового поколения. Уроки мною разрабатываются в нескольких интерактивных программах. Это даёт более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Большую помощь в изучении коми языка даёт ведение словаря. Каждый учитель коми языка ведёт работу со словарём: кто-то имеет возможность каждый раз распечатывать для учащихся новые слова, но чаще всего учащиеся сами записывают слова. В записи слов, особенно коми, часто происходят ошибки, что ведёт к неправильному изучению слов. Как можно их предотвратить? А просто - привести ведение словаря в систему. Я предлагаю рассмотреть мной созданную разработку. Все слова даны по программе 2-4 классов, Вязовой и Сизовой. Словарь разработан «тематический», что помогает быстро найти слова по теме. Если ученик отсутствует, то он может самостоятельно пройти тему с помощью учебника. По каждой теме даны интересные задания-раскраски. Есть и предложения-клише, что тоже способствует к более лёгкому изучению тем. Все правила можно записать в конце.

Но для более лёгкого изучения грамматики коми языка разработан мной «блокнот-шпаргалка». Шпаргалка – это всегда хороший помощник для грамотного составления слов, предложений, текстов. Каждое правило на отдельной странице с рисунком по смыслу. Детям всегда приятно заглядывать в него и находить нужную информацию.

И словарь, и блокнот правил облегчают выполнение домашнего задания. Для творческих домашних заданий разработан сайт «Видза олан». На данном сайте есть все дополнительные проверенные источники, которые помогают в выполнении домашнего задания, дают возможность закрепить знания слов с помощью тренажеров,

«Прибавку» к практическому овладению коми языком непременно можно получить на дополнительных внеурочных занятиях. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новых клише; в приобретении знаний о коми языке в области литературы, музыки, истории. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются занятия по созданию авторских детских мультпроектов. Данная работа вовлекает учащихся в предполагаемые обстоятельства, усиливает личную сопричастность каждого ученика к происходящему в проекте, создаёт общий побудительный фон к деятельности. Очень важно, что учащиеся чувствуют интерес к творческой работе, ощущают значимость результатов своей работы и собственную успешность, т.к. мультфильм – это готовый продукт.

В последнее время одним из эффективных направлений является робототехника. Это эффективный инструмент для воспитания конкурентоспособного и успешного в построении своего будущего человека!

На данных занятиях дети овладевают основами робототехники и одновременно изучают коми язык. занимаясь робототехникой, создавать свои истории на коми языке, программируя записывать своё озвучивание. Это открывает перспективы в будущей карьере. Повышает востребованность

Как известно, специалисты со знанием иностранных языков ценятся высоко. Возможность получить навыки в чтении и переводе технической документации по конструированию роботов, информатике, программированию, а также общению с зарубежными сверстниками открывает нашим воспитанникам благоприятные перспективы в будущей карьере.

Это повышает востребованность будущих молодых специалистов в сфере одного из самых быстро развивающихся направлений современной науки, техники и промышленного производства - робототехники.

А вы видели робота, говорящего на коми языке? Нет?!  На наших уроках сборка своего робота захватывает каждого, помогает забыть о телевизоре, планшете и компьютерных играх. Но самое главное - оживить своего робота, запрограммировать его и ваш робот заговорит на коми языке! Дети   могут овладевать основами робототехники и одновременно изучать коми язык! Нашими преимуществами являются: комфортные условия, уютная и дружеская атмосфера и индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети начинают лучше учиться и быстрее развиваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Как помочь ребенку выучить стихотворение

Как помочь ребенку выучить стихотворение...

Статья " Как помочь ребенку выучить таблицу умножения"

Данный материал поможет родителям при  выполнении домашнего задания, когда задано выучить таблицу умножения....

Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения легко, быстро и интересно

Таблица умножения (таблица Пифагора) – это самый популярный и наиболее востребованный математический инструмент для вычислений. Он используется практически всеми и на каждом шагу. Невозможно пре...

Статья для родителей "Как выучить стихотворение"

Я педагог начальных классов. В последние годы, я все чаще слышу от родителей жалобы на то, что они не могут с детьми выучить наизусть правило или стихотворение, что дети не могут запомнить содержание....