"Достижение планируемых результатов на уроках немецкого языка в начальной школе"
статья по иностранному языку (4 класс)

Емалетдинова Татьяна Владимировна

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребенком окружающего мира через родной и иностранный языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка помогает уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizhenie_planiruemykh_rezultatov.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение планируемых результатов на уроках немецкого языка в начальной школе.

 Начать своё выступление я бы хотела со слов Антона Семёновича Макаренко: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».

 Наша Школа с 1993 года имеет статус школы с углублённым изучением немецкого языка, поэтому изучению данного предмета уделяется особое внимание. Немецкий язык изучается со 2 класса. При этом на изучение предмета отводится 3 часа в неделю.  

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребенком окружающего мира через родной и иностранный языки, через сопоставление родной культуры и культуры второго языка помогает уже на раннем этапе сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.

Учебный процесс на начальном этапе должен способствовать:

•        развитию речевых механизмов (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка;

•        воспитанию у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

•        развитию психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером).

Для того, чтобы понять, каких результатов мы хотим достичь, необходимо ответить на следующий вопрос: Каковы же цели и задачи обучения немецкому языку в начальной школе?

Основной целью обучения немецкому языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке, а это в свою очередь, предполагает формирование коммуникативной компетенции, ядро которой составляют коммуникативные умения, а также развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, раскованность, способность к социальному взаимодействию.

В начальной школе, являющейся первым звеном в системе школьного образования, очень важно заложить основы коммуникативной компетенции, т.е. сформировать у учащихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне (с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании младшего школьного возраста).

Воспитательно-развивающие задачи обучения иностранным языкам в начальной школе связаны в первую очередь с развитием языковых, интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

Приоритетными задачами являются:

•        формирование положительной мотивации учения;

•        формирование готовности воспринимать культуру другого народа;

•        развитие речевой культуры школьников и культуры общения.

Следующий вопрос, на который следует дать ответ, это: Каково содержание обучения немецкому языку?

В содержание обучения немецкому языку в начальной школе входят:

•        сферы общения, тематика, ситуации общения, тексты;

•        языковой материал: фонетический, лексический и грамматический;

•        коммуникативные умения;

•        общие учебные умения, обеспечивающие эффективность учебной деятельности.

Содержание обучения немецкому языку соответствует коммуникативно-познавательным  интересам младшего школьного возраста, стимулирует их интерес и положительное отношение к изучаемому языку, воздействует на мотивационно-побудительную сферу личности школьника, развивает его фантазию, любознательность  и творческие способности.

Курс обучения немецкому языку в начальной школе делится на два этапа, каждый из них автономен в постановке целей и отборе содержания, которые в то же время взаимообусловлены. Первый этап предполагает обучение немецкому языку учащихся 2 класса. 

Каковы же особенности организации учебного процесса на первом этапе?

1.        Новые тенденции в области иноязычного образования диктуют необходимость отказаться от преимущественного использования фронтальных форм  обучения. Занятие нужно рассматривать как организацию совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко  практиковать групповые, коллективные формы работы,  в процессе которых язык органично вливается в  деятельность и сопровождает ее. Важно создавать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и  свободным, испытывает положительные эмоции.

2.        Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо использовать в качестве важного методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может отмолчаться. При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым, но и к подвижным играм (в которых может отрабатываться  разнообразный языковой материал), мимическим играм, пальчиковым, настольно-печатным(играм с фишками и кубикам типа лото, домино) и др.

3.        Ученик овладевает новым для него языком в процессе общения со взрослыми, друзьями, героями сказок или рассказа, стихотворения или песни. При этом важно:

•        Чтобы ребенок понимал цель каждого своего  речевого или неречевого действия, его конечный результат.

•        Чтобы в процессе общения использовалась увлекательная и доступная информация (сказочный сюжет, необычные приключения  героев сказок и т.д.), привлекались разнообразные средства  обучения, в том числе и наглядные, вводились  в создаваемый сюжет постоянно действующие или меняющиеся  персонажи.

4.        В практике обучения необходимо широко использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности.

5.        Разучивая, инсценируя стихи, песни, сказки на немецком языке, ученик приобщается к культуре страны изучаемого языка.

Возвращаясь к словам Макаренко: «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть». Каких результатов мы хотим достичь в начальной школе?

Планируемые результаты обучения немецкому языку в 4 классе ориентированы на закрепление и дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:

1. Учиться относительно правильно произносить уже известные, а также новые немецкие буквосочетания, слова и фразы.

2. Закрепить словарный запас двух первых лет обучения и овладеть новым.

3. Учиться грамматически правильно оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, овладевая всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.

4. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах.

Каких же результатов должен достичь выпускник 4 класса?

Требования к уровню владения немецким языком на втором этапе

Учащиеся должны уметь:

В области Аудирования;

  1. понимать основное содержание учебных и небольших аудиотекстов;
  2. понимать полностью небольшие сообщения учителя и сверстников;
  3. понимать новые установки по организации учебной и игровой деятельности.

В области Говорения:

  1. приветствовать и прощаться с кем-либо

- выражать пожелание поздравление и реагировать на пожелание;

-запросить информацию кого-либо о школе;

 -любимом занятии, книги, фильме, кулинарном рецепте;

  1. на элементарном уровне высказываться о себе, о друге, животном, герое книги (5-6 фраз);
  2. описывать предмет и запрашивать информацию у партнера по общению;
  3. Отдать команду в игре и прокомментировать свои действия и участников общения.

          В области Чтения:

  1. Понимать основное содержание текстов

- уметь передать основное содержание текста на родном языке;

- спрогнозировать продолжение или конец события на основе их начала и т.д.

2) Понимать полностью содержание небольших текстов, построенных на знакомом учащемся языковом материале, и реагировать на содержание, например:

- выполнить рецепт;

- соотнести рисунок с текстом;

- расположить отдельные части текста в последовательности, соответствующей прочитанному тексту;

- ответить на вопросы к тексту, касающиеся основного, так и детального понимания.

В области Письма:

учащиеся должны уметь написать короткое личное письмо  поздравление зарубежному другу (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках немецкого языка в начальной школе

Подвижные и пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определённой ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с ре...

Кукольный театр как средство реализации ФГОС на уроке немецкого языка в начальной школе

Кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом,...

Наглядное пособие "Алфавит в картинках" к урокам немецкого языка в начальной школе

Пособие "Алфавит в картинках" содержит печатные и прописные буквы, картинки и слова (существительные) начинающиеся с этих букв. Слова даны как в печатном, так и прописном вариантах. АДанное пособие мо...

Технологическая карта урока немецкого языка в начальной школе

Технологическая карта урока немецкого языка будет полезной для учителей малокомплектной начальной школы, которые одновременно обучают учащихся 2, 3 и 4 класса....

Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Методическая тема " Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"....

«Проектная деятельность на уроках немецкого языка в начальной школе как средство мотивации обучающихся к изучению иностранного языка»

В ФГОС НОО особое место отводится проектной деятельности. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом является формирование универсаль...