Мотивация младших школьников к изучению немецкого языка
статья по иностранному языку
В данной статье рассматриваются основные методы и приемы для формирования мотивации младших школьников к изучению немецкого языка. Актуальность данной темы состоит в том, что на начальном этапе успешность обучения немецкому языку зависит от того, насколько учитель сможет увлечь и заинтересовать обущающихся для достижения желаемого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aleksashkina.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексашкина Елена Викторовна
ГБОУ гимназия № 278 имени Б.Б. Голицына
Учитель немецкого языка
МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
В современной школе обучение иностранному языку, а именно немецкому, не может быть эффективным без развития мотивации, так как любая деятельность имеет свой мотив.
Мотивация (от лат. мovere – побуждение к действию) – это процесс побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению учебного материала.
Мотивация - «запускной механизм» всякой человеческой деятельности, будь то труд, общение или познание [1].
Актуальность формирования мотивации на начальном этапе обучения состоит в том, что дети только начинают изучать немецкий язык, и успешность обучения зависит от того, насколько учитель сможет увлечь и заинтересовать обучающихся.
Для реализации положительной мотивации у младших школьников к изучению немецкого языка я использую следующие методы и приемы:
- игровая деятельность (поле чудес, кроссворд, ребус, викторина);
- проектная деятельность (изготовление фонариков к Дню Святого Мартина, рождественской открытки, рождественского коллажа или календаря; написание записки с пожеланиями, раскрашивание пасхальных яиц);
- исследовательская деятельность (например, сбор информации на тему «В немецкой пекарне»);
- разучивание стихов, песен и рифмовок;
- ИКТ (показ презентаций, осуществление контроля с помощью тестов, дистанционное обучение);
- чтение произведений детского фольклора (сказки, пословицы, загадки);
- видеописьмо в Германию;
- самообразование;
Игра как методический прием позволяет создать ситуацию, в которой ребенок не может не участвовать. Любая игра при правильном использовании вызывает интерес у обучающихся к языку и стране изучаемого языка, повышает мотивацию.
Например, игры «Поле чудес», «Реши кроссворд» способствуют активизации лексических навыков и развитию мыслительных и познавательных способностей.
Грамматические игры формируют языковые навыки и развивают внимание и память. Например, игра «Кто быстрее составит предложение?».
Игру-викторину «Праздники в Германии» я провожу в 4 классе. Эта игра расширяет социокультурные знания обучающихся и умение работать в группе.
Таким образом, игровая деятельность на уроке не только организует процесс общения, но и приближает к естественной коммуникации, а значит, делает урок интересным и увлекательным.
Работа над традициями немецкоговорящих стран лучше всего реализуется через проектную деятельность.
Особенно ярко и четко дети демонстрируют свои способности при подготовке к празднику. К Дню Святого Мартина ученики мастерят фонарики, к Рождеству рисуют поздравительные открытки, пишут записки с пожеланиями, делают рождественские коллажи, а также готовят рождественские календари. К Пасхе дети раскрашивают пасхальные яйца.
Простор детскому любопытству открывает исследовательская деятельность. Она дает возможность определить, насколько учащиеся умеют работать самостоятельно.
Примером исследовательской деятельности является урок «В немецкой пекарне» в 3 классе. При подготовке к уроку обучающиеся должны были собрать информацию о том, какие хлебобулочные изделия продаются в немецкой пекарне. Затем ученики получили задание нарисовать или найти в Интернете картинку хлебобулочного изделия и описать ее с опорой на вопросы. С большой инициативностью дети принялись за эту работу. Одна ученица позвонила своей родственнице в Германию и узнала о стоимости хлебобулочных изделий. При представлении домашних заданий обучающиеся проявили творчество и показали свои коммуникативные умения в индивидуальной и парной работе. Исследовательская работа доставила детям большое удовольствие.
Современный урок невозможно представить без ИКТ. Использование ИКТ способствует эффективному усвоению материала, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию к иностранному языку. Чтобы дети имели реальное представление о стране изучаемого языка, а также его традициях и обычаях показываю презентации. Компьютер использую для объяснения нового, закрепления и контроля пройденного материала.
ИКТ помогает в дистанционном обучении. По электронной почте родители получают от меня консультации и задания для детей. Преимущество для детей состоит в том, что они сразу же могут получить проверенную работу.
Элементы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, песни) не только облегчают усвоение языкового материала, но и приближают к культуре немецкого народа.
На уроке по теме «Животные» ученикам было дано задание прочитать пословицу, перевести и сравнить ее с русским эквивалентом. Также с большим интересом дети разгадывали загадки, так как за каждый правильный ответ они получали жетон.
Большое значение в моей педагогической деятельности имела работа над творческим проектом «Найди друга в Германии», в результате которого мы получили инновационный продукт – видеописьмо. По сценарию,
разработанному вместе с детьми, нужно было представить себя, рассказать о своих интересах. В группах ребята подготовили рассказ о своей школе и о любимых школьных предметах. Я как учитель-тьютор поддерживала своих учеников при реализации их творческих способностей и познавательного интереса.
Изучение немецкого языка не ограничивается только в стенах гимназии. Мои ученики занимаются также самообразованием. Ежегодно они принимают участие в дистанционных интернет-олимпиадах и конкурсах, в мастер-классах, организованных Гёте-институтом, а также в образовательных проектах, проводимых Русско-немецким центром встреч.
Таким образом, все перечисленные педагогические методы и приемы эффективно влияют на развитие мотивации. Главное для учителя – уметь правильно их применить, чтобы заинтересовать обучающихся. От этого зависит успех его педагогической деятельности.
Литература:
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение,1978
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. —М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранных языков
Мотивация - важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации – это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Ф...
Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса
Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...
Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык
Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...
Оформление кабинета английского языка как средство мотивации младших школьников к изучению предмета.
Ни для кого не секрет, что необычное, яркое оформление кабинета для учащихся начальной школы благотворно влияет на мотивацию к учебной деятельности, положительный настрой во время урока и, как следств...
Рекомендации по развитию мотивации младших школьников к изучению хакасского языка и культуры
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, ведущих хакасский язык...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....
Статья "Исследование мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла"
Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации младших школьников к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Приводятся результаты исследования уровня...