АНТОНОВА ЛИЛИЯ ПЕТРОВНА. ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по иностранному языку (3 класс)

Антонова Лилия Петровна

Автор: Антонова Лилия Петровна, преподаватель английского языка школы им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева № 463

Известно, что одной из основных задач обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, успешность которого зависит от правильных подходов обучения лексике изучаемого языка, обогащению словарного запаса.

В период начального обучения закладываются основы коммуникативной компетенции учащихся, состоящей из умений говорить, слушать, читать и писать. Эти умения позволяют осуществить иноязычное общение и продуктивное взаимодействие школьников на элементарном уровне. Необходимо отметить, что успешное совершенствование данных умений также зависит от словарного запаса, формируемого в процессе учебной деятельности обучающихся.

Коммуникативная компетенция, являясь сложным интегративным целым, предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности школьников: общительности, раскованности, желания вступать в коммуникативный контакт, умения взаимодействовать в коллективе и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

         Автор: Антонова Лилия Петровна, преподаватель английского языка школы им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева № 463

Аннотация. Известно, что одной из основных задач обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, успешность которого зависит от правильных подходов обучения лексике изучаемого языка, обогащению словарного запаса.

В период начального обучения закладываются основы коммуникативной компетенции учащихся, состоящей из умений говорить, слушать, читать и писать. Эти умения позволяют осуществить иноязычное общение и продуктивное взаимодействие школьников на элементарном уровне. Необходимо отметить, что успешное совершенствование данных умений также зависит от словарного запаса, формируемого в процессе учебной деятельности обучающихся.

Коммуникативная компетенция, являясь сложным интегративным целым, предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности школьников: общительности, раскованности, желания вступать в коммуникативный контакт, умения взаимодействовать в коллективе и пр.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативно-ориентированная личность, младшие школьники, система образования, иностранный язык, навыки общения.

Abstract. It is known that one of the main objectives of foreign language teaching in the school is to develop the students ability to communicate in a foreign language, the success of which depends on the correct approach vocabulary learning the target language, enriching vocabulary.

During initial training lays the foundation of the communicative competence of students, consisting of the ability to speak, listen, read and write. These skills allow a foreign-language communication and productive interaction students at the elementary level. It should be noted that the successful improvement of these skills also depends on the vocabulary, formed in the process of learning activities of students.

Communicative competence, as a complex integrative whole, presupposes that the students are not only practical skills, but also certain qualities of schoolchildren personality: sociability, looseness, the desire to engage in communicative contact, the ability to interact in a group and so on.

Keywords: communicative competence, communicative-oriented personality, junior high school students, the education system, foreign language, communication skills.

Трансформация образовательной парадигмы на современном этапе развития школьного образования диктует необходимость формирования таких психолого-педагогических условий организации воспитательно-образовательного процесса и поиска педагогических технологий, которые позволяли бы педагогу через апеллирование к личностному опыту обучающихся развивать у них эффективное критическое мышление, сопровождаемое выраженной коммуникативно-ориентированной компонентой воспитания его личностных качеств. Данная тенденция сопровождает на сегодняшний день практику преподавания различных предметов школьного курса, в том числе и в начальной школе.

Достаточно прогрессивно используются технологии, базирующиеся на воспитании у младших школьников компетентностно-ориентированных личностных качеств и свойств, в контексте преподавания дисциплин, связанных с изучением иностранных языков. Навыки чтения, говорения, письма и коммуникативного взаимодействия, приобретаемые обучающимися в рамках преподавания вышеуказанных дисциплин, позволяют преподавателю максимально развивать лучшие качества обучаемого, учитывая различные особенности его личности.

Компетентностно-ориентированная личность является на сегодняшний день насущной потребностью образовательной сферы социума, направленной на совершенствование условий международного взаимодействия практически на всех ступенях образования. В связи с этим данная объективная потребность акцентирует внимание общества на поиске эффективных условий воспитательно-образовательного процесса (в том числе и в контексте преподавания иностранного языка). Современный школьник должен быть ориентирован не только на усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, но и обладать качествами, обеспечивающими ему межличностную коммуникацию и продуктивное взаимодействие на иностранном языке.

Для воспитания коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка в начальной школе используются разнообразные приемы, формы и средства, которые позволяют младшим школьникам осознать практическую заинтересованность в изучении того или иного иностранного языка. Из всего количества этих ресурсов современные педагоги начинают отдавать предпочтение тем методикам, которые обладают компетентностно-ориентированным развивающим потенциалом, что делает компетентностно-ориентированный подход приоритетным и востребованным в воспитательно-образовательном процессе.

Наиболее сильным мотивационным фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого языкового материала, в разнообразии выполняемых упражнений. При этом использование языковых и речевых игр при обучении лексике является одним из путей интенсификации учебного процесса, увеличение объема пассивного и активного словарного запаса, а также уровня владения языком. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это является достаточно мощным стимулом к овладению языком.

В контексте коммуникативно-ориентированного подхода игровые приемы при обучении младших школьников иностранному языку могут быть представлены в рамках интегрированных фонетических игр.

Среди такого типа игровых приемов, которые достаточно успешно используются на начальном этапе обучения, можем выделить игры-имитации, игры-соревнования, игры-загадки, игры на развитие воображения, мышления, психических процессов и т.д.

Например, (французский язык)

Игровой прием-загадка «Тайный звук, спрятанный в словах»

Педагог называет ряд слов, которые характеризуются наличием одного и того же звука. Дети, кто из первых отгадал загадку, получают право загадать свою цепочку слов: Un manteau, un chapeau, un bateau, un gateau.

 Широко используются в практике воспитания коммуникативно-ориентированной личности лексические игры. Рассмотрим пример такого подхода в практике обучения младших школьников французскому языку: педагог расставляет детей в круг. В центр помещается «водящий». Водящий произносит по очереди слова по-французски и бросает мяч кому-либо из игроков. Участник игры ловит мяч и отвечает утвердительно (если слово обозначает продукт питания) – «Oui», либо «Non», если слово имеет иной смысл.

Например,

-Un pomme, Olga!

-Oui. -Un chat, Michel!

-Non.

Если кто-либо из детей ошибается, то покидает круг в данном подходе. Ребенок, который наиболее часто называл правильные ответы, становится водящим в следующем подходе.

Достаточно продуктивными являются лексико-грамматические игровые приемы и т.д.

Учитывая информационно-коммуникационную активность современных школьников, достаточно эффективно можно использовать сознательно-коммуникативный метод на уроках иностранного языка. Сознательность и коммуникативная ориентированность опосредуют друг друга и помогают младшим школьникам приобрести совокупность умений общения, реализуемых в различных коммуникативных ситуациях.

В качестве прогнозируемых результатов творческого использования данного подхода  при изучении различного материала на уроках иностранного (например, английского) языка на различных этапах начального обучения можно рассматривать следующие: а) умение активно работать с информацией на английском языке в контексте аналитических вопросительных форм на начальных этапах обучения (например: How do you say … in English? How do you spell that? What does … mean? I don’t understand, can you repeat that?  и т.д.); б) научиться конструктивно выявлять имеющиеся по заданной теме знания (например: What does stepbrother (father-in-law, grandchildren, …) mean? при изучении, например, такой темы как «Family ties»); в) научиться четко выражать свои мысли на английском языке по заданной теме; г) научиться формулировать собственную точку зрения и др.

Воспитание коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка выражается не в количестве выученных лексических единиц, а в реализации творческого жизненного языкового опыта, в связи с чем особое внимание педагога придается коммуникативным игровым приемам лексической направленности. Это позволяет сосредоточить внимание на лексических единицах, правильном их прочтении и употреблении в устной речи в условиях коммуникативного взаимодействия. Дети очень любят такие приемы. Благодаря им, они начинают ориентироваться в отношениях, обмениваться информацией, выражать коллективное мнение и т.д. Важная роль здесь отводится коммуникативной мотивации обучения, направленной на практическое овладение языком. На уроках иностранного языка педагогу важно создать атмосферу, близкую к реальной действительности, добиться того, чтобы младшие школьники могли реализовать свои возможности используя лексический и грамматический материал по заданной тематике. После того, как тема хорошо отработана, продумываются ситуации, которые можно было бы предложить детям для коллективного коммуникативного взаимодействия.

Воспитание коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка направлено на формирование и функционирование постоянного взаимодействия с другими членами общества в познании, общении и различных видах практической деятельности. Коммуникативное взаимодействие служит основой взаимоотношений и может выступать и как средство интересной увлекательной деятельности на уроках иностранного языка, и как средство, опосредующее жизненный опыт обучающегося. В таком случае преподавание иностранного языка будет эффективно выполнять свою воспитательно-образовательную функцию.

Не менее важным для воспитания коммуникативно-ориентированной личности является и процесс индивидуальной работы в рамках преподавания иностранного языка. Индивидуальное коммуникативное взаимодействие позволяет младшему школьнику не откладывать в пассивный запас накопленные знания, но постоянно подталкивает их к познавательной творческой активности. Формирующаяся в данном процессе обратная коммуникационная связь побуждает обучающихся к поиску таких средств активизации мыслительной деятельности, которые позволяли бы им перейти на качественно новый уровень коммуникативного взаимодействия.

Необходимо также отметить, что в процессе воспитания коммуникативно-ориентированной личности более актуальной осознается социальная сущность иностранного языка, заключающаяся в передаче опыта, эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру, способности интегрировать самые разнообразные ресурсы различных сфер человеческой деятельности.

Воспитание коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка позволяет способствовать формированию ценностных ориентаций, жизненных смыслов, субъектных позиций обучающихся уже на начальном этапе образования, включая аспекты гражданской позиции и толерантности.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.
  2. Балина, Л. Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 531–535. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm.
  3. Владимирская, Л. М. Формирование коммуникативно-компетентной личности средствами иностранного языка / Л. М. Владимирская, О. В. Козина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №1 (20). С. 131-136.
  4. Гальскова, Н. Д. Современные методики обучения иностранным языкам /Н. Д. Гальскова – М.: Аркти-Глосса, 2007. – С. 165.
  5. Иностранный язык в школе, 1992. - №5, 6; 1995. - №2, 6; 1996. - № 1, 2, 3, 4.
  6. Пассов, Е. И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие // – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2008. – №6. – с.3-6.
  7. Петрушина, А. В. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография / А. В. Петрушина и др. – К.: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
  8. Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа: Для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.
  9. Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г. В. Рогова – М.: Просвещение, 2010. – 232с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)

Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

Статья: Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики.

Воспитание личности младших школьников средствами театральной педагогики. «Для того, чтобы воспитатьв ребенке личность, нужночтобы он прикоснулся кроли творца». Каждый педагог должен стремит...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Раскрыть сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса на основе анализа Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....