Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение грамматике.
статья по иностранному языку (3 класс) на тему

Достойнина Наталия Алексеевна

Материал подойдёт для обучении грамматике в начальной школе. В статье представлены отрывки уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_grammatiki.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамматике

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются не как "формы" и "структуры", а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений.

Сторонники прямых методов стоят на позиции имплицитного подхода к обучению грамматике, считая, что многократное повторение одних и тех же фраз в соответствующих ситуациях вырабатывает в конце концов способность не делать грамматических ошибок в речи. Поэтому, являясь с одной стороны средством выражения мысли, а с другой − реализуя изучаемые формы или конструкции в речи, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют автоматизации и активизации данных грамматических форм и конструкций. Так, повелительное наклонение выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложения, пожелания, разрешения, запрещения, предостережения, которые заключаются в пословицах.

Фрагмент урока 4 класса.

Этап урока: закрепление лексики на тему «Еда»

Учитель представляет поговорки, сначала произносит их медленно , а затем ускоряет темп.

1. Don't burn your bridges behind you.

Don't throw out your dirty water before you get in fresh.

Newer say die.

Do as you would be done by.

Don't teach your grandmother to suck eggs.

2. What is done can't be undone. One link broken, the whole chain is broken. If one claw is caught, the bird is lost. Ill gotten, ill spent.

3. Better late than never.

The best fish swim in the bottom.

The least said, the soonest mended.[ Julia M. Dobson., 1992]

4. Never put off till tomorrow what you can do today.

When pigs can fly.

You can't eat your cake and have it;

Артиклей:

An apple a day keeps a doctor away.

A man can die but once.

A friend in need is a friend indeed.

The devil is not so black as he is painted.

A wise man changes his mind, a fool never will

5. There is no rose without a thorn.

6. There is no smoke without fire.

7. There is no place like home.[ Helen Wods., 1999]

Песни  и стихи являются также неотъемлемой частью в изучении грамматике на начальном этапе.

Например изучение инфинитивной конструкции.[ Mario Rinvolucri., 1995]                I like to read

I like to play;

I like to study every day.

I like to jump,

I like to run,

I like to play,

It’s fun.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.[ Верещагина И.Н., 1998]

Фрагмент урока 2 класса.

Этап урока: повторение глагольных структур.

1.        Изображение действия.

Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

  1. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
  2. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

4.        Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

Грамматика на первом этапе не объясняется. Грамматические конструкции вводятся в виде речевых образцов. Дети заучивают их, а затем используют в речи по аналогии. Однако на втором этапе (для детей 6-7 лет) такие объяснения уже включаются в учебный процесс в игровой форме. Они предельно просты и кратки. В этом возрасте дети не воспринимают длительных объяснений учителя и просто отключаются.

При изучении грамматики используется принцип аналогии с русским языком там, где анализируется сходные явления. Объяснение строится в занимательной и доступной для детей форме (грамматические сказки, истории и приключения языка, стихи и т.п.), в тех случаях, кода изучаются явления, не свойственные русскому языку, Е.А. Глухарева советует использовать сказки и истории, элементы наглядности, построенные на том или ином грамматическом явлении, которое служит для ребенка своего рода спорным сигналом, позволяющим осмыслить, и в дальнейшей работе помнить само явление. Например, используется грамматическая игра «огород» ( повторяется один раз ).

Фрагмент урока 2 класса.

Этап урока: повторение глагольных конструкций.

Учитель обращается к детям:

«Дети, скажите, может ли один ребенок посадить целый огород в нашем саду, поливать его и собирать урожай?»

«Нет!» − отвечают дети.

«А кто может?»

«Все !» − отвечают дети.

Учитель продолжает: «Правильно, все, то есть все мы. А мы умеем говорить по -английский: I plant ( я сажаю ), I water flouters (Я поливаю цветы), You, and We... Что же делать? Может быть, нужно научиться говорить «мы сажаем,» «мы поливаем»? По-русски мы говорим «Я сажаю», а по-английски I plant, «мы сажаем» − we plant.

Таким образом: овладеть иноязычным сознанием означает уметь воспринимать и понимать речевые ситуации с точки зрения человека, говорящего на данном языке. Недостаточная продуктивность прежних методик была связана, прежде всего, с тем обстоятельством, что учащемуся предлагалось осуществить прямой переход от языковых форм русского языка к формам чужого языка, минуя опосредствующее звено иноязычного языкового сознания.

В первую очередь необходимо формирование представления различий аспектов в русском и английском языках. Как правило, обучение видовременным формам сводится к заучиванию частных правил отдельных грамматических форм и конкретных моделей. Усвоение системы видовременных форм растягивается на годы, что, естественно, влечет за собой большое количество затрачиваемого учебного времени. Использование различных приемов способствует формированию и развитию грамматических навыков при обучении иностранного языка на начальном этапе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения...

Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам....

Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение фонетике

Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе Обучение фонетике...

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.Д.С. Лихачев Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и понимани...

Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.

На начальной ступени обучения большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребнос...

Особенности преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения

В данной статье рассматриваются основные аспекты построения работы на уроке иностранного языка в школе, приводятся примеры организации и построения некоторых тем и уроков. Рекомендуется к прочтению уч...