Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение фонетике
статья по иностранному языку (2 класс) на тему
Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе
Обучение фонетике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_fonetike.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы и приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе
1 Обучение фонетике
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия.
Создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи помогут пословицы и поговорки. Кроме того, пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Пословицы и поговорки могут использоваться при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала и при его повторении, во время фонетических зарядок.
Начиная свой первый урок, учитель должен видеть, что все ученики хотят побыстрее научиться читать, писать и говорить на иностранном языке, понимать чужую речь. Задача учителя состоит в том, чтобы опираясь на передовой опыт, используя оправдавшие себя приемы обучения, весь арсенал средств УМК, не обмануть ожидания учащихся, максимально облегчить им процесс овладения иностранного языка, сделать его доступным, интересным и радостным. Решению этой задачи служит создание на уроке атмосферы доброжелательности, взаимного доверия и уважения, а также всяческое поощрение первых успехов школьников.
В.И. Кувшинкин предлагает несколько упражнений на овладение алфавитом, графической системой английского языка с одновременным усвоением графико-фонемных соответствий предлагают, которые расширяют наличие разъемной азбуки у каждого ребенка. Учитель кроме азбуки должен использовать карточки со знаками фонетической транскрипции. Разрезную азбуку ученики должны изготавливать дома по мере изучения букв алфавита.
В.И. Кувшинкин советует изготавливать строчные буквы в трех экземплярах для набора двусложных слов и небольших предложений. С первого же занятия учащиеся раскладывают буквы в алфавитном порядке. Это экономит время при работе, и ученики без особых усилий заполняют порядок букв алфавита.[ Кувшинкин В.И., 2000]
Фрагмент урока 2 класса.
Этап урока: фонетическая зарядка и речевая разминка
Для повторения букв учитель на этапе фонетической зарядки и речевой разминки выполняет следующие упражнения с азбукой.
- Учитель показывает классу карточку с буквой, которую учащиеся узнали на предыдущем уроке, называет букву три раза и просит учеников показать эту же букву. Ребята повторяют название буквы по одному и хором
(три раза). - Учитель только называет букву, не показывая ее. Школьники
находят данную букву и показывают ее учителю. С целью проверки учитель
после паузы показывает классу ту же букву. - Ученики по цепочке просят друг друга показать одну из
известных им букв. - Школьники читают буквосочетания ck, ch, th, ar, or, ir, er, oo с
использованием знаков фонетической транскрипции. Затем ребята
вспоминают слова с данными буквосочетаниями, например: nick, black,
bench, they, three, park, yard, for, her, book. Учитель записывает их на доске
для последующей хоровой работы. - Учащиеся упражняются в написании букв полупечатным
шрифтом: а) со сходными элементами: f, I, t, б) с элементами, близкими по
начертанию в английском языке и сходными с русскими: b, d, g.
Под диктовку учителя они набирают по буквам на наборном положке приведенные ниже пары слов, записывают их в тетрадях для закрепления. Один из учеников выполняет это задание на доске.
a) face − lace, fact − tact, take − lake, fine − line, time − lime, file − tile, tone − fone, lone – tone;
b) bag − bad, gad − sad, tab − bag, led − leg, bet − get, bed − beg, tog − dog, big − bid.
Фрагмент урока 2 класса.
Этап урока: повторение лексики на тему « Игрушки»
- Учащиеся составляют слова из букв, записанных учителем на
доске (например: а, е, о, d, y, h, m, n ,l, t), или из букв данного им слова
(например: doll, toy). - Школьникам предлагается дописать слова, записанные учителем
на доске, затратив как можно меньше времени, (даются первые буквы слов). - Ребята составляют цепочку из слов (toy − yellowl), где каждое
последующее слово начинается с буквы, на которую заканчивается
предыдущее слово. Буквы называют ученики.
Они помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить классу специально отобранные пословицы и поговорки. Затем в течение двух-трех уроков пословица или поговорка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для детей. Нужно отбирать пословицу или поговорку в зависимости от того, какой звук отрабатывается. Можно предложить, например, пословицы и поговорки для обработки звуков. [Andrew Wright., 1995]
Фрагмент урока 2 класса.
Этап урока: закрепление звуков [w] [m] [h] [b]
Учитель представляет речевой образец, произнося его в первый раз медленно, а затем увеличивая темп.
звук [w]:
Where there is a will there is a way.
Watch which way the cat jumps.
Which way the wind blows;
звук [m]:
So many men, so many minds.
To make a mountain out of a molehill.
One man's meat is another man's poison;
звук [h]:
To run with the hare, and hunt with the hounds.
Handsome is as handsome does;
звук [b]:
Don't burn your bridges behind you;
Business before pleasure;
сочетание звуков [t] и [d]:
Don't trouble trouble until trouble troubles you.
Treat others as you want to be treated yourself.
Использование пословиц и поговорок оправдано, так как здесь идеальным образом сочетаются совершенствование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. С одной стороны автоматизируются произносительные навыки, а с другой учащиеся учатся делить предложения на синтагмы, определить логическое ударение и т.п. Поэтому использование пословиц и поговорок в обучении произношению является крайне целесообразным и эффективным.
Песни также помогают в обучении иностранного языка на начальном этапе. Английский алфавит, знание которого необходимо чтобы научиться читать и пользоваться словарем: простенькая песенка «ABC» закладывает фундамент для будущих знаний.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Фрагмент урока 2 класса.
Этап урока: формирование речевых навыков и умений.
1. Слышу — не слышу.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. Долгие и краткие гласные.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится долгий. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
3. Правильно − неправильно.
Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном - руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.[ Клементьева Т.Б., 1992]
Итак, подводя итоги всему сказанному, еще раз сформулируем основные методические принципы, которыми следует руководствоваться при занятиях фонетической стороной языка:
- сознательная работа над звуком
- игровой подход к фонетике
- включение фонематической тренировки в занимательный сюжет, разыгрываемый учителем совместно с учениками
- сопровождение звукопроизнесения c движениями рук и тела
- создание эмоционального отношения к звуку
Для того, чтобы научить детей хорошему произношению на иностранном языке, необходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков.
Работу над оформлением фонетических навыков Е.И. Негвицкая и З.Н. Никитенко советуют проводить при специальном этапе урока: фонетической зарядке. Они предлагают проводить фонетическую зарядку в виде звукоподражательной игры, где звуки отрабатываются как индивидуально (изолированно), так и в оппозициях: долгие и краткие гласные, межзубные и свистящие согласные звуки и т.д.
Е.И. Негвицкая и З.Н. Никитенко предлагают специальные упражнения. Сначала авторы у детей формируют представления о звуке. Дети учатся видеть различия русских и английских звуков. Они предполагают несколько способов введения звуков.[ Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., 1994]
Фрагмент урока 2 класса.
Этап урока: формирование фонетических навыков.
Для этого учителю использует фонетический рассказ.
«А теперь прочитаем письмо. Его написали Том и Алиса. Они предлагают вместе с нами устроить спортивный праздник. Давайте тренироваться! Сначала потренируем язычки. Из чего сделаны слова? Из кирпичей? Из бумаги? Из дерева? Слова сделаны из звуков! Каждый из вас произнесет какой-нибудь звук (дети в быстром темпе по очереди произносят звуки по своему выбору). А теперь в гости к нам пришел веселый английский язычок − Mr. Jorge. Он научит нас произносить английские звуки, которых нет в русском языке. Вечером Mr. Jorge зажигает свечу, а потом тушит и вот так [w-w-w-win]. Давайте потушим свечку (хором и индивидуально).
Mr. Jorge поможет нам потренировать язычки. Вы слышали как рычат собаки? Порычите. А собака у Mr. Jorge рычит не так: язычек у нее застревает в горках за верхними зубами. Пощупайте горки язычком. Скажите [r-r-r-r].
Mr. Jorge бегал и устал: [u-u-u-gud], [כ: -כ: -כ: - mכ: niŋ].
Mr. Jorge решил выбить пыль из дивана: [d-d-d-davn].
А теперь пыль из ковра [t-t-t-t-sit].
Убрал свою квартиру и звонит в колокольчик, зовет соседей: [niŋ -niŋ -niŋ - тכ: niŋ].
А когда гости ушли, потушил свет [w-w-w-swin]».[ Penny Ur., 1997]
Надежным подспорьем при постановке правильного произношения служат учебные грампластинки и кассеты. Они обеспечивают обучение образцовому произношению всех звуков иностранного языка, его основным интонационным моделям, дети с удовольствием повторяют записанные на них стихи и песенки.
Фонетические упражнения в игровой форме органически входят в сюжет урока. Дети овладевают произносительной стороной на уровне общих особенностей работы речевого аппарата в иностранном языке. При постановке произносительных навыков и работе над интонацией им в доступной форме указываются основные различия между произношением в русском и английском языках, проявляющиеся в положении и характере движения органов артикуляции. Фонетические упражнения разрабатывают подвижность речевых органов, способствуют избежанию дефектов произношения речевого аппарата ребенка при говорении не только на иностранном языке, но и на родном языке.
Можно провести упражнения, которые направлены:
- на постановку правильного дыхания;
- на развитие динамического и мелодического диапазона голоса;
- на развитие подвижности органов речи;
- на постановку общих признаков артикуляционной базы иностранного языка;
- на создание основ для овладения звуковой стороной иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы в преподавании иностранных языков на начальном этапе обучения.
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения...
Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.
Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам....
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.Д.С. Лихачев Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и понимани...
Современные приёмы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе. Обучение грамматике.
Материал подойдёт для обучении грамматике в начальной школе. В статье представлены отрывки уроков....
Приемы формирования мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения
Методические разработки...
Особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.
На начальной ступени обучения большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребнос...
Особенности преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения
В данной статье рассматриваются основные аспекты построения работы на уроке иностранного языка в школе, приводятся примеры организации и построения некоторых тем и уроков. Рекомендуется к прочтению уч...