Примерная программа кружка "Занимательный японский" для 2-4 классов средней общеобразовательной школы
рабочая программа по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Примерная программа составлена для первого года обучения японскому языку в начальной школе (2-4 классах). Расчитана на 1 час в неделю и составлена на базе учебника Голомидовой «Учебник японского языка для детей» в 2х частях, Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001. Дополнительно прилагается календарно тематическое планирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЧАПАЕВО»

СОГЛАСОВАНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР                                                      Директор МБОУ «СОШ с. Чапаево»

______ О.Н. Храмцова                                                        _______Е.Б. Григорьева

«__»____ 2017 г                                                                   Приказ от «__»____2017 г №

Программа

Внеурочной деятельности

«Занимательный японский»

начальное общее образование

срок реализации: 1 год

Составила: Стаценко Ю. А.

Корсаковский городской округ

Чапаево

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА        3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА        7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        8

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        8

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.        9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Японский язык не входит в перечень обязательных предметов для изучения в начальной школе, однако интерес к изучению данного языка постоянно повышается. Количество желающих изучать японский язык, аспекты японской действительности, культуру и быт этой страны достаточно велико. Японский язык имеет ряд особенностей, которые позволяют отнести его к  предметам повышенной сложности не только в условиях начальной и средней школы, но также и в условиях  высшего образования. К этим особенностям можно отнести как письменность (использование трех видов письменности в рамках одного текста, многочисленность письменных знаков, необходимость соблюдения порядка черт и т.д.), так и грамматику (отличное от русского языка построение предложения, большее число падежей, залогов и наклонений), и употребление различных стилей речи в зависимости от языковой ситуации.  Несмотря на то, что многие родители целенаправленно определяют детей в класс с углубленным изучением японского языка, имеются также и те, кто настороженно относится к тому, что их дети будут изучать японский язык, опасаясь трудностей этого предмета. Среди учеников есть те, кто мотивирован недостаточно. Поэтому первоочередная задача учителя японского языка – заинтересовать учеников (а также, возможно, их родителей) в изучении своего предмета.

Между подходами к обучению японскому языку в условиях средней и высшей школы есть существенное различие. Во-первых, студенты вуза, поступившие на желаемую специальность, априори имеют высокую мотивацию к обучению, тогда как ученики начальной школы нуждаются в дополнительной мотивации к изучению такого предмета, как японский язык. Во-вторых, цели изучения японского языка в вузе и в школе различны. Школьная программа не рассматривает язык как конечную цель обучения. Одна из основных задач развития современной системы образования – активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху. Поэтому специфика школьного подхода рассматривает язык как средство, при помощи которого можно общаться с носителями изучаемого языка.    В-третьих, многоаспектность предмета "японский язык" требует значительного времени, однако школьное расписание не может предоставить большого количества учебных часов (на практике расписание предлагает 2 учебных часа японского языка в неделю в каждом классе, начиная со 2-го). И наконец, в условиях школьного образования необходим поиск облегченных или игровых и развлекательных способов подачи сложного материала. Таким образом, в условиях школьного образования очевидна необходимость дополнительной мотивации учащихся, причем практика показывает, что важно заинтересовать ребенка именно с самых азов обучения  японскому языку, а именно в начальной школе.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Исходя из вышесказанного, цель данной программы это: создание условий для интеллектуального развития детей и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством японского языка. Так же стоить отметить, что интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетен-ции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубеж-ных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоцио-нально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (иг-ровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • Повышение мотивации учеников к изучению не только языка, но и культуры Японии
  • Знакомство учеников с культурой Японии, восприятие и понимание традиций и быта японцев
  • Подготовка к  более раннему приобретению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения 
  • Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных млад-шим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; 
  • Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  • Развитие техники речи, артикуляции, интонации
  • Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • Развитие всех видов памяти (семантической, ассоциативной, долговременной, оперативной, зрительной, моторной) благодаря ряду особенностей японского языка
  • Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  • Способствовать воспитанию личностных качеств. Изучая основы японского этикета, вежливости и терпимости, умение работать в команде, уважение к себе и другим, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаи-мопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе.

При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуника-тивная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и об-суждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После завершения курса «Занимательный японский» ученики должны знать и понимать:

  • знаки азбуки хирагана и катакана, звуки японского языка;
  • 100 наиболее употребительных иероглифов, отобранных в соответствии с предусмотренным программой лексиконом;
  • основные правила чтения, графики  и орфографии японского языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;
  • название страны изучаемого языка, ее столицы;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны изучаемого языка;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

А так же уметь:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них);
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
  • читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  •  писать краткое поздравление с опорой на образец;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание учебного предмета соответствует цели развития коммуникативной компетенции и согласно тематике базового учебного пособия  Голомидова Марина. «Учебник японского языка для детей»  включает следующие темы:

  1. Японская письменность. Хирагана. Катакана. Японская фонетика.
  2. Японская письменность. Иероглифы. Лексика. Словообразование. Личные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Имя существительное. Утвердительное и вопросительное предложения. Отрицание. Тематическая частица ВА. Контактоустанавливающая частица НЭ. Показатель номинатива ГА. Показатель генитива НО. Соединительный союз ТО. Частица МО.
  3. Имя прилагательное. Предикативные и непредикативные прилагательные. Прилагательное в функции определения и сказуемого. Отрицательная форма прилагательного. Наречие.
  4. Глагол. Нейтрально-вежливая форма в речи. Прошедшее и непрошедшее время. 1 и 2 спряжение глаголов. Исключения. Основы глаголов. Показатель аккузатива О. Показатель датива НИ. Показатель инструменталиса ДЭ.
  5. Количественные и порядковые числительные. Счетные суффиксы. Отрицательные формы прошедшего времени. Показатели КАРА и МАДЭ. Обозначение времени суток и промежутка времени. Атрибуты. Обозначение даты.
  6. Срединные формы прилагательных. Приглашение к совместному действию. Придаточные предложения со значением причины. Союз КА. Обозначение возраста.
  7. Сравнение признаков. Степень признака. Глагол НАРУ. Глаголы нахождения АРУ и ИРУ. Отыменные послелоги. Обобщающие и отрицательные местоимения. Определительные придаточные предложения. Срединные формы глаголов. Повелительное наклонение. Обозначение дня недели.
  8. Условно-временные придаточные предложения с союзом ТО. Придаточные предложения с союзами МАЭ и АТО. Выражение степени уверенности. Длительный вид глагола. Вспомогательный глагол МИРУ. Сочинительный союз ГА.
  9.  Выражение долженствования. Субстантивация. Двойной падеж. Выражение желания. Выражение разрешения и запрета.
  10. Простые формы существительных и прилагательных. Глаголы мышления и говорения. Союз Я. Показатель одновременности НАГАРА. Форма глагола на –ТАРИ. Устойчивая грамматическая конструкция КОТО ГА АРУ. Условно-временные придаточные предложения с формой на -ТАРА. Выражение намерения. Потенциалис. Уступительные конструкции. Придаточные предложения со значением времени. Вспомогательные глаголы завершенности действия ОКУ и СИМАУ. Условные формы на –БА. Выражение совета. Вспомогательные глаголы ИКУ и КУРУ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно - тематический план

2-4 классы. Первый год обучения
Количество часов на учебный год: 35 
  в неделю: 1

Наименование раздела

Часов

1

Повседневная жизнь японцев. Быт, дом и семья.

3

2

Культура страны изучаемого языка. Праздники, традиции и религия. Природа и климат Японии

11

3

Особенности грамматического строя японского языка. Словообразование, части речи, грамматические частицы, предлоги и падежи

10

4

Письменность. Иероглифы, азбука хирагана и особенности их употребления

11

Итого 35

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Информационно-методическое обеспечение.

  1. Голомидова Марина. «Учебник японского языка для детей» в 2х частях, Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001;
  2. СтруговаЕ.В., ШефтелевичН.С. «Читаем, пишем, говорим по-японски» Москва: Восток Запад, 2004 2
  3. Камосита Т.В. «Японский с мамой» Москва: Толмач СТ. 2008;
  4. «Веселый японский с Хироко-сан I»,Токио: Бондзинся, 1995 – 162с. На яп.яз.
  5. Кусацу Хирои «Кодама-но ута» Токио- 1990. На яп. Яз.
  6. Л.Т. Нечаева «Воспитание нравственности на занятиях японского языка», Японский язык в  ВУЗЕ: Актуальные проблемы преподавания, выпуск 5, 2011 г.
  7. Шишова Л. В. «Пишем по-японски» учебное пособие для начинающих. Москва: АСТ, 2009 г.

Цифоровые образовательные ресурсы.

  1. Япония Сегодня. Информационный портал о Японии. http://www.japantoday.ru
  2. Всё о Японии. http://krakozyabr.ru
  3. Minna no Nihongo: Онлайн японский язык http://www.nihongo.aikidoka.ru/
  4. Видеокурс «Японский язык для всех начальный уровень I» Токио:Сури:э:нэттова:ку, 1999 – 50 с. На яп.яз.
  5. Аудиокурс «Слушаем с удовольствием I» Токио:Бондзинся,1999 – 80с. На яп.яз.
  6. Видеокурс «Здравствуй, японский язык!». – Токио: Японский фонд, 1994. – 75с.
  7. Видеокурс «Бытовая культура японцев». – Токио: Японский фонд, 1993. – 60с. На яп.яз.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.

Итоговой работой по завершению каждой темы являются самостоятельные работы, театрализованные представления, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.

В конце года ученики смогут выполнить финальный проект про Японию, либо поставить свой спектакль, используя свою фантазию и полученные знания.

Примерное содержание самостоятельной работы.

1. Прочитайте за 20 секунд

2. Напишите сочетания знаков

2.  Переведите вопросы и ответьте на них



Предварительный просмотр:

Расчитан на 1 час в неделю. Всего спланировано 34 урока

Дата

 Тема урока

Цели, сопутствующие задачи.

план

факт

1 четверть. 8 уроков (1 резервный)

1

8.09

Япония – страна восходящего солнца. Общие сведения

Знакомство со страной изучаемого языка.

2

15.09

Японская вежливость. Приветствия на японском языке

Знакомство с языком, фонетическим строем. Развитие умений представлять себя, приветствовать и прощаться.

3

22.09

Изучаем цвета. Японская письменность

Развитие навыков устной и письменной речи. Знакомство с японской письменностью.

4

29.09

Первый ряд азбуки Хирагана. Иероглифы. Учимся красиво писать

Развитие навыков письма

5

6.10

Природа и климат Японии.

Знакомство с климатом и культурой страны изучаемого языка.

6

13.10

Юка – Моя подруга. Вежливая и учтивая речь.

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков чтения.

7

20.10

Вопросительные предложения и вопросительные слова

Развитие грамматических навыков.

*

27.10

Знакомство со столицей Японии городом Токио

Знакомство с географическими и национальными особенностями Японии.

8

27.10

В гостях у Японца. Основные правила этикета в Японии

Знакомство с культурой и этикетом японцев. Развитие навыков устной речи.

2 четверть  8 уроков (1 резервный)

9

10.11

Отрицательная форма глаголов

Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

10

17.11

Третий ряд Хирагана. Озвончение согласных. Удлинение гласных.

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков.

11

24.11

Иероглифы.Окуригана и фуригана. Правила чтения

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков.

12

1.12

Японская мультипликация и комиксы

Знакомство с культурой и искусством страны

13

8.12

Моя семья и родственники.

Развитие лексических и разговорных навыков.

14

15.12

Японский счет. Счетные суффиксы.

Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

15

22.12

Четвертый ряд хирагана. Озвончение и удвоение согласных. Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма.

*

29.12

День мальчиков в Японии

Знакомство с праздниками и культурой страны

17

29.12

Дом кота Танака

Знакомство с особенностями повседневного быта японцев, традициями и этикетом.

3 четверть 10 уроков

18

12.01

Как правильно составлять предложения?

Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

19

19.01

Пятый ряд хирагана. Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма.

20

26.01

Японский дом. Прилагательные.

Знакомство с особенностями повседневного быта японцев, традициями и этикетом. Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

21

2.02

Шестой ряд хирагана. Озвончение и оглушение согласных.  Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков.

22

9.02

Икебана и бонсай

Знакомство с культурой и искусством страны

23

16.02

Поехали в Токио! Прошедшее время

Построение предложений. Развитие грамматических навыков

24

2.03

Даты, дни недели.

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков.

25

9.03

Приглашение к действию

Построение предложений. Развитие грамматических навыков

26

16.03

ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ В ЯПОНИИ. ХАНАМИ

Знакомство с культурой страны.

27

23.03

Золотая неделя

Особенности праздников страны.

4 четверть.  8 уроков (1 резервный)

28

7.04

Седьмой ряд хирагана. Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма.

29

14.04

Транспорт в японии.  Счетные суффиксы

Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

30

21.04

Восьмой ряд хирагана. Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков.

31

28.04

Японский Диснейленд

Особенности культуры и повседневного быта страны

32

5.05

Во сколько начинается фестиваль?

Построение предложений. Развитие грамматических навыков.

33

12.05

Девятый ряд хирагана.  Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма.

*

19.05

Искусство Оригами

Знакомство с культурой и традициями страны

34

19.05

Полупредикативные прилагательные. Прошедшее время прилагательных

Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма.

35

26.05

Десятый ряд хирагана. Иероглифы

Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма.

Итого 69 уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Шишкино

В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной  системы «Школа 2100»  начальный этап развивающего обра...

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульской области в рамках реализации ФГОС на 2015- 2020 г.г.

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульскойобласти (далее ...

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района "Средняя общеобразовательная школа № 3"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Основная образовательная программа начального общего образования реализуется обще...

Рабочая программа по английскому языку 2 класс для общеобразовательных школ

Рабочая пргорамма по английсскому языку для 2 класса. Автор И.Н.Верищагина, Т.А.Притыкина....

ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...

Методическая разработка по теме «Структура и содержание родительского собрания во 2-ом классе средней общеобразовательной школы по итогам третьей четверти»

Только при взаимодействии педагогов и родителей (законных представителей), только при синтезе обязанностей и ответственности с каждой стороны, возможно реализовать право детей на образование....