Примерная программа кружка "Занимательный японский" для 2-4 классов средней общеобразовательной школы
рабочая программа по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему
Примерная программа составлена для первого года обучения японскому языку в начальной школе (2-4 классах). Расчитана на 1 час в неделю и составлена на базе учебника Голомидовой «Учебник японского языка для детей» в 2х частях, Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001. Дополнительно прилагается календарно тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка японского языка для начальной школы. 1 год обучения | 630.24 КБ |
календарно-тематическое планирование для кружка японского языка | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЧАПАЕВО»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ с. Чапаево»
______ О.Н. Храмцова _______Е.Б. Григорьева
«__»____ 2017 г Приказ от «__»____2017 г №
Программа
Внеурочной деятельности
«Занимательный японский»
начальное общее образование
срок реализации: 1 год
Составила: Стаценко Ю. А.
Корсаковский городской округ
Чапаево
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Японский язык не входит в перечень обязательных предметов для изучения в начальной школе, однако интерес к изучению данного языка постоянно повышается. Количество желающих изучать японский язык, аспекты японской действительности, культуру и быт этой страны достаточно велико. Японский язык имеет ряд особенностей, которые позволяют отнести его к предметам повышенной сложности не только в условиях начальной и средней школы, но также и в условиях высшего образования. К этим особенностям можно отнести как письменность (использование трех видов письменности в рамках одного текста, многочисленность письменных знаков, необходимость соблюдения порядка черт и т.д.), так и грамматику (отличное от русского языка построение предложения, большее число падежей, залогов и наклонений), и употребление различных стилей речи в зависимости от языковой ситуации. Несмотря на то, что многие родители целенаправленно определяют детей в класс с углубленным изучением японского языка, имеются также и те, кто настороженно относится к тому, что их дети будут изучать японский язык, опасаясь трудностей этого предмета. Среди учеников есть те, кто мотивирован недостаточно. Поэтому первоочередная задача учителя японского языка – заинтересовать учеников (а также, возможно, их родителей) в изучении своего предмета.
Между подходами к обучению японскому языку в условиях средней и высшей школы есть существенное различие. Во-первых, студенты вуза, поступившие на желаемую специальность, априори имеют высокую мотивацию к обучению, тогда как ученики начальной школы нуждаются в дополнительной мотивации к изучению такого предмета, как японский язык. Во-вторых, цели изучения японского языка в вузе и в школе различны. Школьная программа не рассматривает язык как конечную цель обучения. Одна из основных задач развития современной системы образования – активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху. Поэтому специфика школьного подхода рассматривает язык как средство, при помощи которого можно общаться с носителями изучаемого языка. В-третьих, многоаспектность предмета "японский язык" требует значительного времени, однако школьное расписание не может предоставить большого количества учебных часов (на практике расписание предлагает 2 учебных часа японского языка в неделю в каждом классе, начиная со 2-го). И наконец, в условиях школьного образования необходим поиск облегченных или игровых и развлекательных способов подачи сложного материала. Таким образом, в условиях школьного образования очевидна необходимость дополнительной мотивации учащихся, причем практика показывает, что важно заинтересовать ребенка именно с самых азов обучения японскому языку, а именно в начальной школе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
Исходя из вышесказанного, цель данной программы это: создание условий для интеллектуального развития детей и формирование его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством японского языка. Так же стоить отметить, что интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетен-ции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубеж-ных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоцио-нально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (иг-ровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
- Повышение мотивации учеников к изучению не только языка, но и культуры Японии
- Знакомство учеников с культурой Японии, восприятие и понимание традиций и быта японцев
- Подготовка к более раннему приобретению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения
- Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных млад-шим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- Развитие техники речи, артикуляции, интонации
- Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- Развитие всех видов памяти (семантической, ассоциативной, долговременной, оперативной, зрительной, моторной) благодаря ряду особенностей японского языка
- Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- Способствовать воспитанию личностных качеств. Изучая основы японского этикета, вежливости и терпимости, умение работать в команде, уважение к себе и другим, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаи-мопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе.
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуника-тивная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и об-суждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После завершения курса «Занимательный японский» ученики должны знать и понимать:
- знаки азбуки хирагана и катакана, звуки японского языка;
- 100 наиболее употребительных иероглифов, отобранных в соответствии с предусмотренным программой лексиконом;
- основные правила чтения, графики и орфографии японского языка;
- особенности интонации основных типов предложений;
- название страны изучаемого языка, ее столицы;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны изучаемого языка;
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
А так же уметь:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них);
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
- читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
- писать краткое поздравление с опорой на образец;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание учебного предмета соответствует цели развития коммуникативной компетенции и согласно тематике базового учебного пособия Голомидова Марина. «Учебник японского языка для детей» включает следующие темы:
- Японская письменность. Хирагана. Катакана. Японская фонетика.
- Японская письменность. Иероглифы. Лексика. Словообразование. Личные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Имя существительное. Утвердительное и вопросительное предложения. Отрицание. Тематическая частица ВА. Контактоустанавливающая частица НЭ. Показатель номинатива ГА. Показатель генитива НО. Соединительный союз ТО. Частица МО.
- Имя прилагательное. Предикативные и непредикативные прилагательные. Прилагательное в функции определения и сказуемого. Отрицательная форма прилагательного. Наречие.
- Глагол. Нейтрально-вежливая форма в речи. Прошедшее и непрошедшее время. 1 и 2 спряжение глаголов. Исключения. Основы глаголов. Показатель аккузатива О. Показатель датива НИ. Показатель инструменталиса ДЭ.
- Количественные и порядковые числительные. Счетные суффиксы. Отрицательные формы прошедшего времени. Показатели КАРА и МАДЭ. Обозначение времени суток и промежутка времени. Атрибуты. Обозначение даты.
- Срединные формы прилагательных. Приглашение к совместному действию. Придаточные предложения со значением причины. Союз КА. Обозначение возраста.
- Сравнение признаков. Степень признака. Глагол НАРУ. Глаголы нахождения АРУ и ИРУ. Отыменные послелоги. Обобщающие и отрицательные местоимения. Определительные придаточные предложения. Срединные формы глаголов. Повелительное наклонение. Обозначение дня недели.
- Условно-временные придаточные предложения с союзом ТО. Придаточные предложения с союзами МАЭ и АТО. Выражение степени уверенности. Длительный вид глагола. Вспомогательный глагол МИРУ. Сочинительный союз ГА.
- Выражение долженствования. Субстантивация. Двойной падеж. Выражение желания. Выражение разрешения и запрета.
- Простые формы существительных и прилагательных. Глаголы мышления и говорения. Союз Я. Показатель одновременности НАГАРА. Форма глагола на –ТАРИ. Устойчивая грамматическая конструкция КОТО ГА АРУ. Условно-временные придаточные предложения с формой на -ТАРА. Выражение намерения. Потенциалис. Уступительные конструкции. Придаточные предложения со значением времени. Вспомогательные глаголы завершенности действия ОКУ и СИМАУ. Условные формы на –БА. Выражение совета. Вспомогательные глаголы ИКУ и КУРУ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно - тематический план
2-4 классы. Первый год обучения
Количество часов на учебный год: 35
в неделю: 1
№ | Наименование раздела | Часов |
1 | Повседневная жизнь японцев. Быт, дом и семья. | 3 |
2 | Культура страны изучаемого языка. Праздники, традиции и религия. Природа и климат Японии | 11 |
3 | Особенности грамматического строя японского языка. Словообразование, части речи, грамматические частицы, предлоги и падежи | 10 |
4 | Письменность. Иероглифы, азбука хирагана и особенности их употребления | 11 |
Итого 35 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Информационно-методическое обеспечение.
- Голомидова Марина. «Учебник японского языка для детей» в 2х частях, Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001;
- СтруговаЕ.В., ШефтелевичН.С. «Читаем, пишем, говорим по-японски» Москва: Восток Запад, 2004 2
- Камосита Т.В. «Японский с мамой» Москва: Толмач СТ. 2008;
- «Веселый японский с Хироко-сан I»,Токио: Бондзинся, 1995 – 162с. На яп.яз.
- Кусацу Хирои «Кодама-но ута» Токио- 1990. На яп. Яз.
- Л.Т. Нечаева «Воспитание нравственности на занятиях японского языка», Японский язык в ВУЗЕ: Актуальные проблемы преподавания, выпуск 5, 2011 г.
- Шишова Л. В. «Пишем по-японски» учебное пособие для начинающих. Москва: АСТ, 2009 г.
Цифоровые образовательные ресурсы.
- Япония Сегодня. Информационный портал о Японии. http://www.japantoday.ru
- Всё о Японии. http://krakozyabr.ru
- Minna no Nihongo: Онлайн японский язык http://www.nihongo.aikidoka.ru/
- Видеокурс «Японский язык для всех начальный уровень I» Токио:Сури:э:нэттова:ку, 1999 – 50 с. На яп.яз.
- Аудиокурс «Слушаем с удовольствием I» Токио:Бондзинся,1999 – 80с. На яп.яз.
- Видеокурс «Здравствуй, японский язык!». – Токио: Японский фонд, 1994. – 75с.
- Видеокурс «Бытовая культура японцев». – Токио: Японский фонд, 1993. – 60с. На яп.яз.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.
Итоговой работой по завершению каждой темы являются самостоятельные работы, театрализованные представления, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы.
В конце года ученики смогут выполнить финальный проект про Японию, либо поставить свой спектакль, используя свою фантазию и полученные знания.
Примерное содержание самостоятельной работы.
1. Прочитайте за 20 секунд
2. Напишите сочетания знаков
2. Переведите вопросы и ответьте на них
Предварительный просмотр:
Расчитан на 1 час в неделю. Всего спланировано 34 урока | ||||
№ | Дата | Тема урока | Цели, сопутствующие задачи. | |
план | факт | |||
1 четверть. 8 уроков (1 резервный) | ||||
1 | 8.09 | Япония – страна восходящего солнца. Общие сведения | Знакомство со страной изучаемого языка. | |
2 | 15.09 | Японская вежливость. Приветствия на японском языке | Знакомство с языком, фонетическим строем. Развитие умений представлять себя, приветствовать и прощаться. | |
3 | 22.09 | Изучаем цвета. Японская письменность | Развитие навыков устной и письменной речи. Знакомство с японской письменностью. | |
4 | 29.09 | Первый ряд азбуки Хирагана. Иероглифы. Учимся красиво писать | Развитие навыков письма | |
5 | 6.10 | Природа и климат Японии. | Знакомство с климатом и культурой страны изучаемого языка. | |
6 | 13.10 | Юка – Моя подруга. Вежливая и учтивая речь. | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков чтения. | |
7 | 20.10 | Вопросительные предложения и вопросительные слова | Развитие грамматических навыков. | |
* | 27.10 | Знакомство со столицей Японии городом Токио | Знакомство с географическими и национальными особенностями Японии. | |
8 | 27.10 | В гостях у Японца. Основные правила этикета в Японии | Знакомство с культурой и этикетом японцев. Развитие навыков устной речи. | |
2 четверть 8 уроков (1 резервный) | ||||
9 | 10.11 | Отрицательная форма глаголов | Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
10 | 17.11 | Третий ряд Хирагана. Озвончение согласных. Удлинение гласных. | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. | |
11 | 24.11 | Иероглифы.Окуригана и фуригана. Правила чтения | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. | |
12 | 1.12 | Японская мультипликация и комиксы | Знакомство с культурой и искусством страны | |
13 | 8.12 | Моя семья и родственники. | Развитие лексических и разговорных навыков. | |
14 | 15.12 | Японский счет. Счетные суффиксы. | Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
15 | 22.12 | Четвертый ряд хирагана. Озвончение и удвоение согласных. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма. | |
* | 29.12 | День мальчиков в Японии | Знакомство с праздниками и культурой страны | |
17 | 29.12 | Дом кота Танака | Знакомство с особенностями повседневного быта японцев, традициями и этикетом. | |
3 четверть 10 уроков | ||||
18 | 12.01 | Как правильно составлять предложения? | Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
19 | 19.01 | Пятый ряд хирагана. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма. | |
20 | 26.01 | Японский дом. Прилагательные. | Знакомство с особенностями повседневного быта японцев, традициями и этикетом. Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
21 | 2.02 | Шестой ряд хирагана. Озвончение и оглушение согласных. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. | |
22 | 9.02 | Икебана и бонсай | Знакомство с культурой и искусством страны | |
23 | 16.02 | Поехали в Токио! Прошедшее время | Построение предложений. Развитие грамматических навыков | |
24 | 2.03 | Даты, дни недели. | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. | |
25 | 9.03 | Приглашение к действию | Построение предложений. Развитие грамматических навыков | |
26 | 16.03 | ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ В ЯПОНИИ. ХАНАМИ | Знакомство с культурой страны. | |
27 | 23.03 | Золотая неделя | Особенности праздников страны. | |
4 четверть. 8 уроков (1 резервный) | ||||
28 | 7.04 | Седьмой ряд хирагана. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма. | |
29 | 14.04 | Транспорт в японии. Счетные суффиксы | Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
30 | 21.04 | Восьмой ряд хирагана. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. | |
31 | 28.04 | Японский Диснейленд | Особенности культуры и повседневного быта страны | |
32 | 5.05 | Во сколько начинается фестиваль? | Построение предложений. Развитие грамматических навыков. | |
33 | 12.05 | Девятый ряд хирагана. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма. | |
* | 19.05 | Искусство Оригами | Знакомство с культурой и традициями страны | |
34 | 19.05 | Полупредикативные прилагательные. Прошедшее время прилагательных | Развитие грамматических навыков. Развитие навыков письма. | |
35 | 26.05 | Десятый ряд хирагана. Иероглифы | Развитие лексических, фонетических и произносительных навыков. Развитие навыков письма. | |
Итого 69 уроков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Шишкино
В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной системы «Школа 2100» начальный этап развивающего обра...
Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»
Целью моей программы -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульской области в рамках реализации ФГОС на 2015- 2020 г.г.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белева Тульскойобласти (далее ...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Основная образовательная программа начального общего образования реализуется обще...
Рабочая программа по английскому языку 2 класс для общеобразовательных школ
Рабочая пргорамма по английсскому языку для 2 класса. Автор И.Н.Верищагина, Т.А.Притыкина....
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
Методическая разработка по теме «Структура и содержание родительского собрания во 2-ом классе средней общеобразовательной школы по итогам третьей четверти»
Только при взаимодействии педагогов и родителей (законных представителей), только при синтезе обязанностей и ответственности с каждой стороны, возможно реализовать право детей на образование....