Игровые технологии на уроках английского языка
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеева Юлия Сергеевна

Формировнаие мотивации удетей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

ТЕМА

«Формирование мотивации к изучению английского языка средствами игровой деятельности»

ВЫПОЛНИЛА:  Алексеева Юлия Сергеевна

РУКОВОДИТЕЛЬ: к.п.н. Степичев П.А.

Москва

2017

   

Содержание

1. Введение3

2. Игры в современной  школе 5

3. Игровая деятельность на уроках английского языка8

4. Мотивации для обучения иностранному языку в начальной школе 12

5. Заключение15

6. Список литературы17

  1. Введение

   В процессе своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующим противоречиям:   дисбалансом между требованиями, которые школа и общество предъявляет подрастающему поколению в изучении иностранного языка, их познавательной активности и интереса учащихся, и нежеланием, а также неспособностью реализовать эти требования со стороны самих детей.

        Отсюда возникает проблема:  какие методы, средства помогают наиболее эффективно  построить образовательный процесс, который позволит создать условия для развития активной познавательной позиции учащегося.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения детей разных возрастов с помощью игр. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

       Цель педагогической деятельности заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности учащихся посредством использования игры на уроках.

Для успешного достижения цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

  1. вовлечь учащихся в иноязычно-речевую деятельность, используя различные виды игр, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка;
  2. создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на иностранном языке;
  3. создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей,
  4. Развить у учащихся творческое мышление,
  5. Воспитать интерес к иностранному языку.

  1. Игры в современной школе

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры-драматизации и др.)

Игра на уроке иностранного языка является средством активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра способствует формированию сильной мотивации при обучении иностранному языку. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке.  

Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель  человеческих отношений и проявлений в труде.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие виды игр:

  • фонетические, цель которых заключается в тренировке учащихся в произношении английских звуков;
  • орфографические, направленные на формирование орфографических умений и навыков;
  • лексические, имеющие такие цели, как тренировка учащихся в употреблении изучаемой лексики, активизация их речемыслительной деятельности;
  • грамматические, нацеленные на отработку грамматических явлений, конструкций и речевых образцов в речи;
  • подвижные, которые используются в качестве физминутки, а также для закрепления изученного лексического и грамматического материала.

Постоянное применение игр на уроке показало повышение интереса учащихся к предмету, они стали более коммуникабельными, более самостоятельными в принятии решений. Также повысился уровень их активности на уроке. Еще одним положительным моментом является увеличение количества учащихся, посещающих внеурочное занятия по английскому языку. Они с нетерпением ожидают каждого занятия, во время которого в игровой форме я тренирую изученный материал, что положительно сказывается на результатах детей во время урока. Выступления на школьных праздниках, инсценировки сказок на английском языке являются видимым продуктом деятельности не только для ребят, но и родителей, а также общественности.

  1. Игровая деятельность на уроках иностранного языка

Так как игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 10 лет, то ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        Результатом  поиска среди разнообразных методов и форм  работы   для повышения мотивации и познавательной активности на уроках английского языка стало использование игровых технологий.   Нужно создать такие условия, чтобы общение на иностранном языке  стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для самого учащегося языковая коммуникация стала потребностью. Например, в 5 классе, во время изучения темы «Покупки», школьники обыгрывают ситуацию приобретения продуктов в магазине, где в роли продавца и покупателя выступают сами ученики.  

 Для отработки лексики, грамматики использую интерактивную доску. Например, располагаю слова в правом столбце, а транскрипцию в левом. Слова располагаются хаотично. Задача детей соединить слова и их транскрипцию.  

         Учу анализировать, сравнивать, создаю ситуацию успеха и, одновременно, не даю  школьникам уставать. Так, с учащимися младших и средних классов   закрепляю лексику,  не повторяя ее по книге, а стоя за партой, как продавец за прилавком с набором картинок; не просто повторяя цифры, а кидая  при этом мяч; не просто называя профессию, а изображая ее при этом.  

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании уважительного отношения к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.

7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, сохраняя при этом свою самоценность. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению имеет ряд положительных аспектов:

 Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность и желание играть и общаться.

Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации, создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.

Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому ученику попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и ученых всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель отмечал пользу словесных игр для развития интеллекта. Известные педагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский)  уделяли большое внимание играм на занятиях иностранным языком. На возможность использования игр как метода обучения иностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А. Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: "Чрезвычайно важны и полезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка".

  1. Мотивации для обучения иностранному языку в начальной школе.

Проблема качественного обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, в соответствии с   Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода. Внедряя в педагогическую практику новые базисные учебные программы, важно  опираться на психологические особенности младших школьников и необходимость формирования у учеников мотивации к изучению предмета, т.к. именно собственная высокая мотивация к освоению новых знаний является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение иностранному языку.

Современные психологи и педагоги едины во мнении о том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей ребенка, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Поэтому мотивация по определению И.А. Зимней является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности, в том числе и учебной. Она является источником активности детей на уроке, и поэтому имеет особую важность на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.

Можно выделить  пять типов мотивации:

  1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
  2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
  3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
  4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Формирование мотивации – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Формированию мотивации способствуют следующие формы работы: 

  • игры;
  • личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
  • внеклассные мероприятия по предметам;
  • творческие работы учащихся по разным предметам;
  • проведение предметных олимпиад;
  • использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, развивающие задания и т. д.).

Успешное начало обучения иностранному языку и интерес учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько увлекательно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Начальный этап важен еще и потому, что от эффективности обучения на этом этапе зависит успех в овладении предметом на последующих. Английский методист Г. Пальмер придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Takecare of the first two stages and the rest will take care of itself" – "Позаботьтесь о первых двух этапах обучения, а остальные сами позаботятся о себе".

  1. Заключение

Анализируя собственный опыт,  могу сказать, что обучающие игры  являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку.  Игры помогают оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчают процесс усвоения языкового материала, делают учебный труд интересным. 

При использовании игровых методов в обучении подростков необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. Назначением игровой деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств. Также необходимо отметить, что при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм, результаты при достижении поставленных целей налицо.

      Таким образом, использование данного опыта помогает развивать изобретательные и творческие способности учащихся, многократно увеличивает эффективность урока, повышает познавательную активность учащихся, создает великолепные условия для раскрытия личности учеников.

  1. Список литературы
  1. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 – 1996.
  2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004.
  3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004.
  4. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с. 23
  5. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. №2 – 2004.
  6. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета. – 1990.
  7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  8. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО «Издательство АСТ», 2005.
  9. www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме "Достопримечательности Лондона" в 4 классе в школе с углубленным изучением английского языка

Предлагаемый урок – это закрепление лексических навыков, а также пройденного лингво-страноведческого материала по теме «Достопримечательности Лондона» в 4 классе. Урок ориентирован на развитие умений ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

План-конспект урока английского языка в 3 классе УМК «Английский язык. Brilliant » ав. Ларионова И.В., Комарова Ю.И.

Тема урока "Профессии."  Урок разработан по требованиями ФГОС  для 3 класса. Урок составлен на основе авторской программе  и основное внимание уделяется на формирование УУД. (Личностные...

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. План урока английского языка в 4 классе по учебнику Комаровой Ю.А, Ларионовой И.В.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. УМК :Английский язык. Brilliant. Авторы: Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж., соответствующий ФГОСПлан урока английского языка в 4 клас...

Конспект урока английского языка во 2 " Б" классе 23.03.2017 г. Учитель английского языка МБОУ СОШ №5: Терентьева М. А. Тема урока: «Мои игрушки»/ “My Toys”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цели: Практическая - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Мои игрушки». Воспитательная - воспитывать у учащихся интере...

Технологическая карта урока английского языка по теме " Картина на стене" Unit 13.Урок 2 к учебнику английского языка "FORWARD" под редакцией М. Вербицкой.

Технологическая карта урока по теме " Картина на стене" разработана  с учетом требований  ФГОС. Учащиеся знакомятся  с краткой биографией художника и его картинами....