Новый подход во внеурочной деятельности - интегрированные занятия
статья по иностранному языку (1 класс) на тему
ФГОС начального общего образования второго поколения предъявляет новые требования к организации образовательной деятельности и особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности, которая способствует достижению цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира. В данной статье описывается новый подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе - проведение интегрированных зянятий - МУЗЫКА + АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, которые помогают учащимся совершенствовать музыкальный слух и языковые навыки одновременно.
Изучение английского языка в начальной школе начинается со второго класса, поэтому подобные музыкальные занятия на языке в первом классе обеспечивают базу для успешного изучения английского языка в последующих классах. С помощью актуализации предложенных в данной статье этапов интегрированного занятия возможно избежать возникновения межъязыковых и внутриязыковых трудностей в процессе изучения английского языка.
Таким образом, в данной статье описывается эффективное нововведение во внеурочной деятельности - интегрированные занятия музыки и английского языка в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-integrirovannye_zanyatiya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый подход во внеурочной деятельности – интегрированные занятия
Виноградова Е.А., учитель английского языка ГБОУ гимназии № 505Санкт-Петербурга
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения младших школьников. ФГОС предъявляет новые требования к организации образовательной деятельности и особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности, которая способствует достижению цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира.
В нашей гимназии преподавание предмета «Музыка», как и во всех школах, начинается с 1 класса. Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, писатель, создатель народной педагогики – говорил о том, что музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека и является языком чувств.[1] Неоспоримым считается также тот факт, что музыка стимулирует творческий потенциал и повышает эмоциональную восприимчивость человека. Исходя из этого, мы можем утверждать, что музыка запускает мотивационные процессы и является мотивационным стимулом для человека. В рамках системно-деятельностного подхода в обучении мотивационная составляющая является одним из базовых элементов. Следовательно, мотивационная функция музыки может быть использована в обучении, в частности иностранному языку, для достижения более высоких результатов, начиная с начальной ступени образования.
На уроках иностранного языка музыку принято считать медиатором в процессе приобщения учащихся к культуре изучаемого языка, также использование песен при обучении иностранному языку ускоряет запоминание новых слов, выражений и грамматических структур.
Исследования зоны Брока (находящейся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи) свидетельствуют о научном объяснении эффективного тандема – музыки и языка.
Учёные-неврологи установили, что синтаксическая обработка, будь то в языке или в музыке, предполагает интеграцию дискретных элементов (например, слова, тоны / аккорды) в высшие структуры порядка (например, предложения в языке и гармонические последовательности в музыке). С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), в рамках настоящего исследования, были обнаружены нейронные доказательства, указывающие на то, что музыка и язык используют одни и те же нейронные ресурсы для синтаксической обработки в зоне Брока.[2]
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что тандем музыки и языка является априори продуктивным не только с точки зрения эмоций, но и восприятия мозгом. Именно поэтому мы считаем интегрированные уроки музыки и английского языка помогают учащимся совершенствовать музыкальный слух и языковые навыки одновременно.
На интегрированных уроках музыки и английского языка в рамках внеурочной деятельности мы используем следующую структуру музыкального занятия:
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой (под английский счёт)
- Распевка;
- Скороговорка;
- Песня.
Каждый этап музыкального занятия нацелен в первую очередь на формирование артикуляционной базы английского языка, то есть навыков произношения звуков, посредством музыки. Обучение правильному английскому произношению представляет собой сложную методическую задачу и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Изучение английского языка в начальной школе начинается со второго класса, поэтому подобные музыкальные занятия на языке в первом классе обеспечивают базу для успешного изучения английского языка в последующих классах.
Актуальность тандема музыки и английского языка обусловлена разницей в произносительных системах иностранного и родного языков. Английская артикуляционная база, как и артикуляционная база любого языка, обладает определенными особенностями, которые влияют на качество английских гласных и согласных звуков. Учитывая все различия артикуляционных баз иностранного и родного языков, появляется необходимость в комплексе тренировочных упражнений, без которых не может быть приобретен артикуляционный навык.
С помощью актуализации предложенных этапов интегрированного занятия возможно избежать возникновения межъязыковых и внутриязыковых трудностей в процессе изучения английского языка. Комбинирование музыки и английского языка позволяет пройти вводный фонетический курс, проработать отдельные фонемы, начать работу над чистотой произношения на первоначальных этапах занятия (разминка, скороговорка), а также сделать акцент на слуховом восприятии речи и ее имитации на заключительном этапе (песня). Таким образом, применяя дифференцированный подход в обучении английскому языку, возможно сочетать артикуляционный и акустический подходы.
Подводя итог выше сказанному, Вашему вниманию был представлен первый этап обучения английскому языку посредством музыки в рамках внеурочной деятельности в школе в 1 классе. На мой взгляд, интегрированные занятия отвечают вызовам времени, и подобный тандем музыки и английского языка является эффективным нововведением во внеурочной деятельности в школе.
Список литературы:
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – с.110.
R.Kunert, R.M.Willems, D.Casasanto, A.D. Patel, P.Hagoort. Music and Language Syntax Interact in Broca’s Area: An fMRI Study. – Электронный журнал PLOS ONE, 2015.
Садовников В.И. Орфоэпия в пении— М.,1958. — 80 с.
Песни для детей на английском языке. Книга 1. Nature. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
Песни для детей на английском языке. Книга 1. Animals. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
Песни для детей на английском языке. Книга 1. People and Places. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
Песни для детей на английском языке. Книга 1. School and Friends. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
Образовательный англоязычный сайт –
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en
Распевки:
https://www.youtube.com/watch?v=m-3i2CJQo4I
https://www.youtube.com/watch?v=62M9wLBoXtc
Скороговорки:
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/tongue-twisters/big-black-bug
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/tongue-twisters/blue-bluebird
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/tongue-twisters/zebras-zig
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/tongue-twisters/i-scream-you-scream
Песни:
https://www.youtube.com/watch?v=tNK0ToOgntw
https://www.youtube.com/watch?v=t99ULJjCsaM
[1] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – с.110.
[2] R.Kunert, R.M.Willems, D.Casasanto, A.D. Patel, P.Hagoort. Music and Language Syntax Interact in Broca’s Area: An fMRI Study. – Электронный журнал PLOS ONE, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход во внеурочной деятельности: проблемы и перспективы.
В данном материале отображено влияние деятельностного подхода во внеурочной деятельности на развитие личности младших школьников....
Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.
Системно - деятельностный подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...
Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:· создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС
Новые подходы к оценочной деятельности обучающихсяв свете требований ФГОСВ соответстствии с ФГОС основным объектом системы оценок, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые р...
Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности....
Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС
В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов отводится целая глава. Именно п...
Доклад «Системно-деятельный подход во внеурочной деятельности».
Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента...