Обучение различным видам чтения на иностранном языке
материал по иностранному языку на тему
В работе с позиции личного опыта, рассмотрены и систематизированы материалы различных информационных ресурсов,. Даны некоторые практические задания и личные рекомендации по обучению видам чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение видам чтения | 626.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение__В очно-заочной форме с ДОТ в территориях
(название структурного подразделения)
Обучение различным видам чтения на иностранном языке
Итоговая работа
Срок обучения с «____» _______________20__г. по «____» _______________20__г.
Исполнитель:
Савинкова Юлия Сергеевна
учитель английского языка
МБОУ «Лицей 20»
г. Междуреченска
(8-905-910-05-06; savage73@mail.ru)
Междуреченск 2016
Оглавление
Введение 3
Глава 1. 4
1.1 4
1.2 8
Глава 2. 9
2.1 9
2.2 13
2.3 18
Заключение…………………………………………19
Литература 20
Приложения 21
Содержание
Введение 3
1. 4
2. 6
3. 10
4. : 15
Заключение 16
Литература 17
Приложения 18
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
(из образовательной программы «Школа 2100»)
К сожалению, россияне давно перестали быть самой читающей нацией. (Приложение 1) И проблема не только в том, сократилось время, проведенное за чтением. По результатам проведенного исследования (Центр оценки качества образования в 2000г . (Источник (2 ) выявлено, что в России существуют большие проблемы в формировании «грамотности чтения», понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
По общей шкале «грамотности чтения» пятнадцатилетние подростки, заняли 27-29 место из 32 стран, участвовавших в исследовании. Средний результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (по 1000-балльной шкале). В последнее десятилетие проведена колоссальная методическая работа, изменившая всю концепцию российского образования.
«Чтение - процесс зрительного восприятия
печатного текста и его понимание с различной
степенью полноты, точности и глубины»
Г.В. Рогова
При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущие место по своей важности и доступности.
Оно выполняет следующие функции:
- прививает навыки самостоятельной работы.
- Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования.
- Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
- Расширение кругозора.
- Прививает любовь к книге.
Поскольку, моя работа сейчас связана с Начальной школой, то вопросы обучения различным видам чтения на иностранном языке я буду рассматривать в этом контексте.
Начальный этап обучения выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Отталкиваясь от известных звуков, учащиеся овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя с полным пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов. К концу этого этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения.
К окончанию начальной школы учащийся должен:
- знать название букв, соотношение их со звуками;
- правильно озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции и в предложении;
- соотносить слово со значением, узнавать в незнакомом тексте знакомые слова;
- ориентироваться в структуре текста (находить заголовки, начало и конец абзаца, подписи под рисунками);
- узнавать разновидности текста (стих, рифмовка, рассказ, диалог, кроссворд, комикс и т.д.);
- выразительно и правильно читать вслух;
- определять значение новых слов по контексту и по словообразовательным элементам.
Обучение чтению предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса…
На начальном этапе обучения чтению важную роль играет качество «тренировочных» заданий. Очень помогает в выборе «разминок» «Remedial reading drills» (Приложение 3)
Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:
- повторение за учителем текста по предложениям;
- чтение текста в установленное время;
- чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов;
- нахождение в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, рифмующегося с одним из приведенных образцов;
- составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме.
Однако, чтение следует рассматривать не только как процесс, поскольку виды работы, полезные в других отношениях, задерживают становление зрелого чтения, и у учащихся складывается отношение к чтению текста как к упражнению с языковым материалом. В результате чтение как речевое умение у многих выпускников школы не достигает уровня, позволяющего пользоваться им практически. Чтобы это не происходило, тексты необходимо рассматривать, как материл для осуществления деятельностного подхода обучения иностранному языку. Поэтому чтение текста всегда должно выступать как конкретный акт коммуникации, которая соответствует развиваемому в данный момент виду чтения.
Классификация видов чтения
Параметры различных видов чтения по | Виды чтения |
форме прочтения | Про себя, вслух |
использованию логических операций | Аналитическое, синтетическое |
глубине проникновения в содержание | Интенсивное, экстенсивное |
целевым установкам | Изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое |
уровню понимания | Полное/ детальное, общее/ глобальное |
1. Про себя/ вслух
У этих двух видов, безусловно, есть общие черты, но есть и существенные различия (вербальный аспект), поэтому учиться читать про себя и вслух нужно разными способами. В реальной жизни наиболее распространено чтение про себя. Этот вид чтения является конечной целью обучения в школе, а чтение вслух часто необходимо как фоновое упражнение, как косвенный показатель сформированности навыка говорения. Важно отметить то, что чтение вслух должно проходить под контролем учителя/ преподавателя.
2. Аналитическое/ Синтетическое
Отличительной особенностью аналитического чтения, в противовес синтетическому, является деление текста на части, логические куски, смысловые абзацы, но часто условно разделить эти две операции не всегда возможно.
3. Интенсивное / Экстенсивное
Интенсивное чтение принято называть глубинным, проницающим, а экстенсивное - беглым, поверхностным. Таким образом, различия между этими двумя видами связаны со скоростью чтения, объемами текста, важностью усвоения прочитанного.
4. Изучающее/ ознакомительное/ просмотровое/ поисковое
Под целевыми установками принято понимать практические потребности читающих (просмотр рассказа, детальное изучение и т.л.). В школе целевые установки дает учитель.
Следует сказать, что изучающее, ознакомительное, поисковое чтение относят к экстенсивному типу. Отличие между ними лишь в степени полноты и точности понимания.
Изучающее чтение - детальное, полное, предполагается 100% точный уровень понимания фактов. Это самый медленный вид чтения. Оно также является интенсивным, так как читающий перечитывает отдельные места по несколько раз, переводит со словарем, справочником, компьютером, иногда письменно.
Изучающее чтение целесообразно проводить над текстами, обладающими познавательной ценностью и информативной значимостью. Желательно, чтобы языковая форма текста содержала много ориентиров и подсказок, используя которые учащийся может самостоятельно преодолевать языковые трудности.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста 75% информации. Программа по иностранному языку относит это к общему (глобальному) пониманию. Для ознакомительного чтения рекомендуется довольно длинные тексты, но легкие в языковом отношении, перевод осуществляется без словаря.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читателя информации, определенных выводов, фактов, сведений страноведческого характера. такой текст можно читать не весь.
Просмотровое чтение связано с получением самого общего представления о содержании текста. Этот вид чтения не входит в школьные программы, так как просмотр во многом дублирует ознакомление.
Этапы работы с текстом (Приложение 4) Технологическая карта
1. ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:
- пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;
- актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов;
- прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
2. ТЕКСТОВЫЙ
-понимание основной информации:
определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;
- поиск главной информации;
- установление логико-смысловых связей;
- поиск дополнительной, уточняющей информации.
3. ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ
- использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Данная последовательность работы так же действенна и при выполнении заданий, когда дети только выучили алфавит и начинают учиться читать слова, фразы, предложения. (Приложение 2)
Заключение
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Систематическое прорабатывание алгоритма чтения на уроках в начальной школе поможет обучающимся в дальнейшей самостоятельной работе с незнакомыми текстами. Формы, методы, приемы работы с каждым текстом учитель должен выбрать в соответствие с поставленными на уроке задачами, а так же учитывая уровень подготовленности обучающихся
Литература:
- М.З. Биболетова Английский с удовольствием [Текст] : учебник для 4
класса общеобразовательных учреждений . «Титул» 2009г
- Рогова Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов; [Текст] 3-е изд. М.: Просвещение, 2000.
Ссылки:
«Самые читающие страны мира. Справка» http://ria.ru/spravka/20080611/110842173.html
- «Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» http://centeroko.ru/pisa/pisa_res.htm)
- «Технология продуктивного чтения» http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/01/11/prezentatsiya-tekhnologiya
- «Развитие умений чтения на иностранном языке» http://new.pedsovet.org/core/file/get/id/5602
- «Методика обучения чтению на иностранном языке» http://studopedia.su/5_37511_metodika-obucheniya-chteniyu-na-inostrannom-yazike.html
- «Remedial reading drills» BY THORLEIF G. HEGGE, PH. D. SAMUEL A. KIRK, PH. D WINIFRED D. KIRK, M. A. Wayne County Training School, Northville Michigan With Directions by SAMUEL A. KIRK, PH. D. Previously Published by George Wahr Publishing Co. Ann Arbor, Michigan 1965 Internet Edition for Free Distribution by Donald L. Potter Odessa, TX 2005 http://donpotter.net/pdf/remedial_reading_drills.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Источник (1)
Вот так выглядит десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю: ( По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, - NOP World)
1. Индия - 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд - 9,4 часа в неделю.
3. Китай - 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины - 7,6 часа в неделю.
5. Египет - 7,5 часа в неделю.
6. Чехия - 7,4 часа в неделю.
7. Россия - 7,1 часа в неделю.
8. Швеция - 6,9 часа в неделю.
9. Франция - 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия - 6,8 часа в неделю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Типовые задания начального обучения чтению при работе с учебником или рабочей тетрадью
1) ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:
- Прочитайте букву;
- Найдите заглавную, маленькую букву ... среди нескольких;
- Составьте слова из следующих букв ...;
- Назовите слова, начинающиеся с буквы …;
- Покажите букву, соответствующую данному звуку и т.д.
2) ТЕКСТОВЫЙ
Вычленение из текста слов, словосочетаний, включающих данные графемы и произнесение их учащимися, например:
- Выберите слова, которые читаются по правилу /не по правилу/;
- Прочитайте похожие слова;
- Выберите слова с определенной графемой;
- Составьте слова, дописав недостающие буквы;
- Посмотрите на следующие слова и скажите, чем они отличаются;
- чтение слов по ключевому слову и т.д.
- прослушивание учащимися образца чтения текста и выполнение учащимися фонетической разметки текста; контроль понимания его содержания.
- повторное прослушивание текста и проговаривание в паузах с конкретной целевой установкой.
- выявление и исправление ошибок в чтении учащихся на основе правил и имитации.
- синтагматическое чтение текста вслед за диктором /учителем/ с опорой на текст.
- самостоятельное хоровое и индивидуальное чтение текста вслух с одновременным выполнением коммуникативного задания на понимание читаемого.
- контрольное чтение текста вслух отдельными учащимися.
3) ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ
- Какая буква (гласная-согласная) чаще всего встречалась в упражнении?
- Какой звук соответствует этой букве
- Какие слова вызвали затруднения при чтении
- Составьте словосочетания из слов упражнения
- Кто лучше всех прочитал упражнение и почему вы так считаете?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Примеры заданий )
Источник (6)
- От простых заданий по чтению,
Drill 1
a b c d f g h j l m n p r s t x
s a t | m a t | r a t | b a t | c a t | f a t |
c a p | s a p | m a p | t a p | l a p | r a p |
a m | r a m | S a m | h a m | d a m | j a m |
r a g | b a g | t a g | w a g | h a g | l a g |
c a n | m a n | r a n | t a n | f a n | p a n |
s a d | m a d | h a d | l a d | p a d | d a d |
- Постепенное усложнение сочетания звуков
sat cap rag can sad mat sap ram bag man
rat ran had bat tap ham wag tan lad cat
hag fan pad lag pan dad tag fat rap map
jam dam Sam lap mad
dot mop Tom cob jog pop hot cog
lot sod fob got bob not fog log
sob rot hog rob pot pop log pod
bob lot tap jog mat pop fat pad
rob bat sob fan cat hot job cap
rod wag got map ran cob man cog
jam sat mop rag pod lap not had
tin fib pig sin bit rip pin sip jig
nip him hip did lip dip mix hit bin
hit fin fig six lip hid big fit dig
sit mid rig rib fix
pan sod lot pit jog six rip
ram rat hog dot Sam pop can
kid rap sad big wag fin nod
dip dig top Jim tan bog jab
mob dam cot rim
- И завершающий этап проработки техники чтения (на каждую звуко-букву свой ряд сочетаний)
Drill 25 Long Vowel with Final
е a i o u
at | ate | rat | rate | fat | fate |
can | cane | man | mane | Dan | Dane |
gap | gape | cap | cape | tap | tape |
mad | made | bad | bade | lad | lade |
sit | site | bit | bite | kit | kite |
din | dine | pin | pine | fin | fine |
rid | ride | hid | hide | bid | bide |
hop | hope | mop | mope | pop | pope |
cod | code | rod | rode | cod | code |
us | use | cut | cute | plum | plume |
pаl | pale | pop | pope | pin | pine |
can | cane | cod | code | cut | cute |
lake | like | Luke | male | mile | mule |
fine | fin | fate | fat | file | fill |
hide | hid | hope | hop | hate | hat |
slide | slid | slime | slim | slope | slop |
bode | bide | bade | dame | dime | dome |
lane | line | lone | pale | pile | pole |
hole | hale | wide | wade | rode | ride |
cane | cone | dive | dove | cape | cope |
rave | rove | rate | rite | ripe | rope |
lane | line | wide | wade | dote | date |
time | tame | cone | cane | mine | mane |
bide | rate | bad | made | mad | mule | bade | male |
win | wine | hole | bode | case | tone | shine | shin |
dike | rode | pile | duke | poke | dive | mat | mite |
cave | mute | rid | rove | cove | wave | rip | rope |
ripe | mule | rule | wine | man | mine | lone | mane |
mile | not | mole | time | bat | den | dine | pane |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников.
Обучение чтению на иностранном языке младших школьников....
Активизация процесса обучения на уроках чтения и русского языка .
Это рассказ о том, как сделать все возмлжное, чтобы труд детей в школе стал радостным, а уроки интересными....
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.Д.С. Лихачев Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и понимани...
Статья преподавателя английского языка школы №585 г. Санкт-Петербурга Михайловой Анны Васильевны на тему «Преодоление возникающих проблем и формирование техники чтения на иностранном языке»
Статья посвящается краткому анализу проблем в обучении чтению на иностранном языке детей в общеобразовательных школах России, вкупе с возможными путями и методиками преодоления такого рода трудностей,...
Рекомендации по обучению младших школьников чтению на английском языке
Обучение младших школьников чтению....
Мастер-класс "Использование различных видов чтения"
Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....
Специфика обучения различным видам речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт...