Использование игр на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку (1 класс) на тему

Вишнякова Екатерина Витальевна

Учение - значительная часть жизни ребенка, а изучение иностранного языка младшими школьниками - труднейший процесс. Учитель должен стремиться к формированию положительной мотивации обучения. Для этого существует огромное количество методов, приемов и способов. Одним из средств усиления мотивации обучения является повышение интереса учащихся к урокам иностранного языка путем использования в процессе учебной деятельности игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_angl_yaz.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учение – значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач заключается в том, чтобы сделать эту жизнь полной, яркой, эмоциональной, и чтобы обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Говоря об уроках английского языка, нужно заметить, что изучение иностранного языка младшими школьниками – труднейший процесс, поэтому учитель, для повышения результативности обучения, должен стремиться к формированию положительной мотивации обучения. Для этого существует огромное количество методов, приемов и способов. Одним из средств усиления мотивации обучения является повышение интереса учащихся к урокам английского языка путем использования в процессе учебной деятельности игр.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе учителей иностранного языка. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения – «оказывается, и я могу говорить наравне со всеми».

Что же представляет собой игра на занятии по иностранному языку с точки зрения ее содержания и механизма воздействия? По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте.Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игры в ней всегда есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанная речь. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.п., имеет здесь ярко выраженную целенаправленность («Я говорю, чтобы выиграть») и носит обязательный характер.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игры возможно разделить на два раздела. Первый раздел составляют игры грамматические, лексические, фонетические и орфографические, способствующие формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет детей своим однообразием, а затраченные усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Игры могут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых умений и навыков. Цель орфографических игр – освоение правописания изученной лексики.

Итак, грамматические игры преследуют цели:

- научить употреблению речевых образцов, содержащих трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность учащихся.

Цели лексических игр следующие:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную активность учащихся;

- знакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Фонетические игры – упражнения преследуют цели:

- тренировать учащихся в произнесении английских звуков;

- научить громко и отчетливо произносить стихи;

- разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям.

Второй раздел составляют творческие игры. Они способствуют дальнейшему развитию речевых умений и навыков. Творческие игры способствуют решению следующих задач:

- научит учащихся умению выражать свои мысли в их логической последовательности;

- научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;

- обучить речевой реакции в процессе коммуникации.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести двадцать - двадцать пять минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течении трех - пяти минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке. Грамматические игры могут быть эффективны при введении нового материала.

Одна и та же игра могут быть использованы на разных этапах урока. Все это, однако, весьма условно, ибо многое зависит от конкретных условий работы учителя. Следует также помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся

Игра способствует развитию познавательной активности детей при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, так как делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным.

Список литературы.

  1. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях», Москва, 1998.
  2. Верещагина И. Н., Притыкина Т. А. «Книга для учителя к учебнику английского языка для 1 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов» Москва, 1999.
  3. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» Минск, 1997.
  4. Маркова А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», Москва, 1983.
  5. Маркова А. К., Орлов А. Б. и др. «Мотивация учения, ее воспитание у школьников», Москва, 1989.
  6. Стронин М. Ф. «Обучающие игры на уроках английского языка», Москва, 1994.
  7. «Сборник методических рекомендаций по программному обеспечению учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей», Санкт-Петербург, 2003.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютеров на уроках английского языка в начальной школе

Статья раскрывает необходимость использования ИКТ-технологий и в частности компьютеров на уроках иностранного языка,как одно из требований ФГОС...

Статья на тему "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"

Статья рассказывает о методах и нормах использования ИКТ на уроках в начальной школе...

Доклад на тему "Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе"

Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе...

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе.

В представленном материале дается обоснование использования физкультминуток на уроках английского языка и приводятся примеры опробированных и хорошо зарекомендовавших себя физкультминуток....

Эффективное использование ЦОР на уроках английского языка в начальной школе

Данное выступление посвящено использованию цифровых образовательных ресурсов на уроках. ЗА и ПРОТИВ!...

Использование сказок на уроках английского языка в начальной школе

Как учитель английского языка, работающий с младшими школьниками, я периодически сталкиваюсь в трудностями мотивации учащихся, с однообразными заданиями в учебниках и с желанием родителей получить рез...

Использование рифмовок на уроках английского языка в начальной школе.

Как сделать урок интереснее? Как сделать так, чтобы дети не скучали? Учеба и игра одновременно!...