Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.
статья по иностранному языку на тему

Сафронова Ирина Вадимовна
Забота о сохранении здоровья наших учеников в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий на уроках, одна из приоритетных задач учителя, которая помогает учащимся усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorove.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие и сохранение здоровья школьников – это одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, а тем более перед коррекционным образовательным учреждением, где обучаются дети с ОВЗ.

Забота о сохранении здоровья наших учеников в  процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий на уроках, одна из приоритетных задач учителя,  которая  помогает учащимся  усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых к изучению иностранного языка и учитывая индивидуальные особенности учащихся в начальной школе, на своих уроках английского языка, я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Иностранный язык, является одним из основных и  самых сложных учебных предметов, вызывает большие трудности в изучении, тем более у детей имеющих нарушения функций головного мозга той или иной степени тяжести. Сложность структуры иностранного языка, грамматики, произносительной стороны требует от учащегося значительного напряжения высшей нервной деятельности, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

 В связи с этим, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Учитывая физические, физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ, я стараюсь  ввести в структуру урока такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, создать на уроке комфортный психологический климат и дружелюбную обстановку.

Снять напряжение на уроке помогает использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Для снятия усталости и профилактике перегрузок детей, повышения их работоспособности на уроке, я провожу динамические паузы. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное и физическое напряжение, дать детям небольшой отдых, сменить позу, подвигаться, размять суставы и вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Динамические паузы могут быть:

  1. артикуляционная гимнастика – фонетическая разминка,
  2. физкультминутки на мелкую и крупную моторику,
  3. зрительная гимнастика для снятия напряжения с глаз.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок фонетическую разминку, что помогает учащимся размять артикуляционный аппарат, настроиться на произношение иностранных слов и быстрее запомнить звуки английского языка. Вот пример артикуляционной гимнастики:

  1.  Улыбнулись с закрытым ртом – серьёзные (повторить 3 раза)
  2. Улыбаемся, произносим «cheese» - [w].
  3. Обиделись, губы плотно сжали – отпустили.
  4. Язык – маятник, влево – вправо.
  5. Язык – мячик, толкаем языком верхние и нижние зубы поочередно.
  6. Поскакали на лошадке (цокаем языком).
  7. Забиваем маленькие гвоздики [t], большие гвозди [d].
  8. Сварили суп горячий, подуем [ϴ] (язык между зубами) – «Сегодня суп соленый».
  9. Змея ползет [   ] (язык между зубами) – «Зеленая змея ползла по земле».
  10.  Порычим [r].
  11.  Греем ладошки [h].  
  12.  Ёжик фыркает [f]
  13.  Поём долгие гласные звуки, тянем как можно долго, хлопаем в ладоши и называем краткие гласные звуки. [a:/a]

Физкультминутка – зарядка на крупную моторику, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, н-р:

- Step, step. Clap, clap.

  Step, step. Clap, clap.

  Turn your head around

  And then you clap-clap-clap.

  Hands up, clap – clap.

  Hands up, clap – clap.

  Turn your head around

  And then you clap-clap-clap.

  Hands – sides, clap – clap.

  Hands – sides, clap – clap.

  Turn your head around

  And then you clap-clap-clap.

Пример использования зрительной гимнастики с элементами игры:

Let’s do exercises for eyes.

 (Голову держим прямо, следим глазами за лазерной указкой)

If you want to find a treasure                                   Если хочешь найти клад

Don’t be lazy! Do as I do.                                        Не ленись, делай как я.

Look up on the left,                                                  Посмотри вверх влево,

Strongly close your eyes.                                           Зажмурь глазки.

Look up on the right,                                                Посмотри вверх вправо,

Strongly close your eyes.                                          Зажмурь глазки.

Look down on the left,                                             Посмотри вниз влево,

Strongly close your eyes.                                           Зажмурь глазки.                      

Look down on the right,                                          Посмотри вниз вправо,  

Strongly close your eyes.                                          Зажмурь глазки.          

Heat your hands,                                                      Согрей ладошки, (трём ладонь об ладонь)

Then close your eyes.                                              Затем закрой ими глаза

Count together 1-2-3-4-5                                       Вместе посчитаем 1-2-3-4-5

Open eyes and now be ready                                  Открой глаза и будь готов

Find the treasure in the school.                                Найти клад в нашей школе.

Игры на уроках являются одной из важнейших форм развивающей деятельности, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, при этом  являются хорошей формой  релаксации,  способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную ;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

.

К таким играм относятся игры пантомимы, н-р:

При изучении темы «Animals» ученикам предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями,  а одноклассники должны угадать и назвать животное.

Игра «Театр кукол» способствует усвоения лексического материала, формирует коммуникативные навыки. Ребята выбирают игрушки и разыгрывают диалоги, каждый озвучивает свою  игрушку, придумывает имя, возраст, показывает, что умеет делать его персонаж.

Игра на развитие зрительной памяти и внимания и на усвоение лески по данной теме «Sleep!». Ребятам предлагается «заснуть» на несколько секунд в это время учитель или ученик прячет предмет из предложенного ученикам ряда. Затем ребят «будят» и просят назвать отсутствующий предмет или несколько предметов.

Игра «Bingo» помогает ребятам в игровой форме запомнить количественные  числительные.

Игра «Поле чудес» способствует развитию и формированию коммуникативных навыков, развитию логического мышления. Учитель или ученик загадывает слово и рисует на доске прямоугольник, деля его на секции по количеству букв в загаданном слове. Ребята в форме вопроса пытаются отгадать слово, называя буквы.

 И это только малый список игр, которые можно и нужно использовать на уроках иностранного языка.

 Использование музыкальных пауз на уроках  способствует не только снятию усталости, но и  формированию фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слуховую память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Поскольку урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил, то для профилактики перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка необходимо чередовать виды деятельности:  чтение менять говорением, говорение – письмом, письмо - аудированием. Между видами деятельности проводить динамические паузы.

Важно также помнить и о санитарно-гигиенических норах: проветривать кабинет на переменах, следить за осанкой ребят на уроке, не допускать зрительного, физического и эмоционального  перенапряжения.

  Использование здоровьесберегающих технологий  позволяет ученику легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, помогает достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

  Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.

 

Библиография

  1. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М., 2002
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006.
  3. http://www.it-n.ru
  4. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
  5. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm
  6. http://www.shkolnymir.info/content/view/258/57/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Данная презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологии", перечисляет виды и послужит пособием для учителей английского языка....

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип акт...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Система просветительно-воспитательной работы с учащимися начальной школы, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни...

Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе

В данной статье автор рассматривает успешное применение игровых технологий на уроках английского языка  на начальном этапе обучения....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация поможет учителям начальных классов правильно выстроить урок в контексте здовьясбережения....