Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по зож на тему
Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_na_urokakh_russkogo_yazyka.pptx | 356.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Показать систему работы по эффективному использованию здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
Задачи Определить основные факторы, оказывающие негативное влияние на педагогический процесс Обозначить основные направления по использованию здоровьесберегающих технологий, повышающих эффективность учебно – воспитательного процесса Показать формы и методы работы, отработаные на уроках русского языка разного типа, основанные на здоровьесберегающих технологиях
Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии. В 2007 году, набрав первый класс, я тщательно изучила медицинские карты детей. Выяснила, что у 20% был выявлен сколиоз, у 10% - заболевания верхних дыхательных путей ; у 25% - болезни, связанные с органами пищеварения ; почти половина обучающихся имеют хронические заболевания.
Принципы здоровьесберегающей технологии В.Н. Касаткина Принцип природосообразности Принцип уникальности личности Принцип дополнения Принцип безусловной любви Принцип неопределенноси Принцип проектировочного образования Принцип резонанса
Факторы, влияющие на здоровье детей Экологические : солнечная радиация, состав питьевой воды, чистота воздуха Социокультурные : семейные условия жизни и воспитания (национальные ососбенности , материальные возможности, культурный уровень) Биологические : наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного Педагогические : качественная оценка школьных знаний, санитарно – технического, спортивного оборудования и оснащения, организация учебного процесса, режима учебной нагрузки, методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность, психологический фон занятий, двигательный режим
Факторы, влияющие на снижение здоровья обучающихся и приемы, компенсирующие это негативное воздействие Орган или функция воздействия Негативный фактор Компенсирующие приемы Зрение Постоянное искусственное освещение Изменение освещения во время урока, смена естественного и искусственного освещения Постоянные дефекты освещения рабочего места Систематическая смена ученических рабочих мест Усталость Гимнастика для глаз Осанка Парты не соответствуют росту детей Доработка парт, подбора парт по росту Привычка сидеть криво Беседы о правильной осанке. Постоянное напоминание о необходимости сидеть прямо, направлять осанку ребенка Недостаток двигательной активности Динамические паузы. Пальчиковая гимнастика. Подвижные игры на свежем воздухе. Гимнастика для укрепления позвоночника
Простудны е заболевания Привычка дышать ртом Беседы о правильном дыхании. Самомассаж лица, носа, ушей, ступней, кистей Некомфортная температура в классе. Недостаток кислорода Проветривание. Цветы (озеленение) Психосоматическая реакция на проблемы взаимоотношений с учителем и одноклассниками Формирование позитивного микроклимата в классе через командные игры, совместные дела и беседы о дружбе Нейропсихологические нарушения Основная нагрузка на словесно – логический тип мышления Организация уроков со сменой право и левополушарных типов подачи информации Эксплуатация не всех сенсорных каналов при работе на уроке Организация уроков восстанавливающих ценность восприятия окружающего мира Нарушение естественной закономерности работы познавательных процессов при освоение нового материала Организацию уроков в соответствии с законами бытия познавательных процессов
Требования к проведению эффективного урока русского языка Построение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здравоохранения Реализация на уроке в оптимальном соответствии принципов и методов как общедидактитечских , так и специфических Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности обучающегося с учетом соответствия их здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей Установление межпредметных связей, сознаваемых обучающимся, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями Активизация развития всех сфер личноси
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Обеспечение вариативного испытания правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого ребенка с учетом особенностей развития обучающихся.
Типодифференциальный подход в процессе обучения (В.В. Ильюшенков , Т.А. Берсенева Особенности восприятия учебного материала Скорость «врабатывания» в урок Активность и работоспособность Психосоциальная ориентация
Рабочая полусфера правая Рабочая полусфера левая . Области сознания
Условия необходимые для успешной учебной деятельности Левое полушарие Правое полушарие Детали Абстрактно-линейный стиль изложения информации Тишина на уроке Работа в одиночку Многократное повторение Задание на поиск ошибок Задание в символах Контекст Связь информации с реальностью, практика Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевые и музыкальные ритмы Работа в группах Схемы, таблицы, карточки Ролевые игры, инсценировка
Методы проверки Решение задач Письменный опрос с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа) Устный опрос Задание с ограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (собственный развернутый ответ)
Характерные ошибки Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написания лишних букв Замена одних гласных другими Падежные окончания Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы
Методы дифференцированного подхода в обучении Анализ текста Разбор слов и предложений по составу Прослушивания текстов Обучение других Задание на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов Сочинение Составление слов и предложений из частей Чтение – пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии
Ведущая модальность ученика АУДИАЛ Легко отвлекается на посторонние звуки. Говорит ритмически. Может имитировать тон, высоту голоса. Восприимчив к интонации голоса. Во время игр часто разговаривает сам с собой. Шевелит губами, проговаривая слова при чтении. Обучается, слушая; легко повторяет услышанное. Любит дискуссии, музыку. Хорошо читает новые слова. Рекомендации учителю Используйте диалог, прослушивание текстов аудиокассет, старайтесь обучить его воспринимать информацию в зрительных образах
ВИЗУАЛ Организованный, опрятный и дисциплинированный. Меньше отвлекается на шум, хороший рассказчик. Быстро и успешно обучается чтению. Обладает живой, образной фантазией, сильной интуицией. Запоминает картинками. Испытывает трудности при восприятии вербальной информации. Помнит то, что видел. Приходит в замешательство, встречая новые слова в текста. Спокойный, наблюдательный. Рекомендации учителю Составлять опорные конспекты, использовать вместо слов изображения, использовать письменные упражнения
КИНЕСТЕТИК Много жестикулирует во время речи. Наблюдается обилие движений, богатые физические реакции. Как правило, стоит близко, стремится прикоснуться. Положительно реагирует на одобрительные прикосновения. Обучается, делая. Запоминает в движении. При чтении водит пальцем. Ориентирован на сюжет текста, но не запоминает деталей. Лаконичен, тактичен. Рекомендации учителю Применяйте игры и соревования , метод динамических поз (попеременное обучение стоя и сидя), включать в работу малых групп с переменным составом
Построение основных типов уроков русского языка с позиции здоровьесбережения Структурные элементы уроков Приветствие Опрос самочувствия Релаксация Оздоровительные упражнения Рефлексия Прощание
Особенности построения урока изучения нового материала Структура данного типа урока Повторение материала необходимого для сознательного усвоения новых знаний Сообщение темы и цели урока Изучение нового материала Проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление Задание на дом
Организационный момент Цель: включить обучающихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Для этого использую минуты «вхождения в день» или «минуты доброты», как называют ребята. Они помогают преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимают психологическое напряжении, дают возможность самовыражения
Подготовка к изучению нового материала На этом этапе использую пословицы и поговорки о здоровье, которые знакомят обучающихся с правилами культуры поведения ; закрепляют гигиенические умения, а также знания о здоровом образе жизни
Изучение новой темы На данном этапе использую следующие формы: игровая работа в парах сменного состава мозговая атака создание проблемной ситуации Все эти формы развивают интерес к обучению и способствуют снятию утомления и психологической напряженности у детей. Использую стратегию «Зигзаг» (коллективные виды работ делают урок более интересным, этот вид позволяет двигаться во время урока, что способствует смене поз, а значит, благотворно влияет на здоровье ученика.
Физкультминутки Упражнения для кистей рук Гимнастика для глаз Гимнастика для улучшения слуха Гимнастика для улучшения осанки
Проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление Одно из требований, предъявляемых к уроку с точки зрения здоровьесбережения , – компенсация гиподинамии. Эту задачу я и решаю за счет таких форм работы, как «Ручеек». Включаю на данном этапе и дидактические игры: «Кто больше?», «Найди лишнее», «Домино», «Словесный волейбол», «Поле чудес» и так далее. Игры способствуют снятию усталости у детей, способствуют правильному общению, развивают слуховую и зрительную память
Элементы театрализации на уроках являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения
Домашняя работа На своих уроках русского языка предлагаю разноуровневые домашние задания и оставляю право выбора за учениками в соответствии с их силами. В своей учебной деятельности использую следующие виды домашней работы: индивидуальная; групповая: творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление работы для соседа по парте
Урок закрепления изучаемого материала В основе такого урока лежит организация рассредоточенного усвоения знаний и упражнений по выработке практических умений и навыков, развитию способностей обучающихся. Наиболее общая структура урока закрепления изученного материала такова: Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Типология урока по закреплению изучаемого материала с использованием здоровьесберегающих технологий С фронтальными или индивидуальными видами работ С использованием новых информационных технологий Урок – защита творческих работ обучающихся Семинар Организационно-деятельная игра Познавательная (контрольная) игра Урок взаимопроверки Видеоурок , телеконференция Компьютерное тестирование Коллективная работа в рамках телекоммуникационного проекта Учебно-исследовательская конференция
Памятка учителю Использовать на своих уроках задания физкультурно-познавательного характера. На уроках включать спокойную музыку, где это уместно. Если Ваш урок первый в расписании, не забудьте психологически правильно настроить ребят на учебный день. Перед первым уроком рекомендую провести зарядку. Дети должны проснуться полностью. На каждом уроке проводить физкультминутки. Перед началом урока проветривание кабинета. Для улучшения работы мозга используйте на разных этапах урока следующие упражнения: растирание ушных раковин и пальцев – активизируют все системы организма; перекрестные движения – активизируют оба полушария головного мозга; качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. Используйте таблицы, схемы в цвете «Радуги», так как каждый цвет влияет на отдельные участки организма.
Следить за поддержанием нормальной осанки. Организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности. Организовать ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех обучающихся. Способствовать развитию позитивных ожиданий обучающихся. Разнообразить формы, методы и средства педагогической работы. При построении урока учитывать индивидуальные особенности ученика. Не забывать о подборе заданий для обучающихся с правополушарной активностью головного мозга. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижении. Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди».
Результаты работы I II III Основная Подготовительная Специальная 2007-2008 учебный год 12% 42% 46% 48% 44% 8% 2008-2009 учебный год 13% 44% 43% 49% 43% 8% 2009-2010 учебный год 13% 44% 43% 49% 43% 8%
2) Снизилось количество случаев заболеваемости на 1 ребенка 2007/2008 учебный год – 0,65% 2008/2009 учебный год – 0,60% Таким образом, количество случаев заболеваемости снизилось на 0,05% 3)Сократилась продолжительность болезни в днях 2007/2008 учебный год – 4 дня на каждого обучающегося 2008/2009 учебный год – 3 дня на каждого обучающегося
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в начальной школе
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым Довбня Светланы Владимировны...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данном материале рассматриваются основные виды...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация поможет учителям начальных классов правильно выстроить урок в контексте здовьясбережения....