Использование методического приема "игра" на начальном этапе обучения иностранному языку
методическая разработка по иностранному языку (2 класс) по теме

Одним их эффективных приемов обучения английскому языку на начальном этапе является использование различных сюжетов, историй, игровых ситуаций, придуманных снасала учителем, а потом и детьми.

Говоря об игровых приемах на уроках грамматики, можно услышать мнения коллег: " Как можно играть на грамматике? Ученики должны учиться, а не тратить время на какие-то игры. Ученики не хотят играть, они хотят учиться."

Но, как говорят древние, "Истина - дочь времени, а не авторитета". Опыт показывает, что, используя игровые приемы, можно быстрее и эффективнее достичь цели.

1 Для чего мы играем на уроках? - учатся не для далекого будущего, а применяют языковые умения и разнообразных ситуациях;- учитель освобождается от необходимости постоянно испралять ошибки; - в группах с разным уровнем подготовки, игры выполняют компенсирующую функцию и позволяют проводить дифференциацию работы.

2 Что значат игры для развития умений и навыков? Игры: - развивают коммуникативные умения; - используются для развития всех четырех навыков; - развивают специфические навыки, например, сценические

3 Что значат игры для личности ученика? Игры: - корректируют поведение отдельного ученика; -облегчают контакты в классе; - развивают творческую силу; - служат базой для обмена опытом.

Если мы регулярно играем с учениками на уроках английского языка, то у них сформируется навык совместной игровой деятельности. Предложите детям приидумать свои варианты уже знакомых им игр или разработать новые. Можно с полной уверенностью сказать, что они создадут совершенно неожиданные и продуктивные варианты игр.

Таким образом, мы не только ускорим достижение дидактических целей, но и сумеем развить творческое воображение учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodicheskogo_priema.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА «ИГРА» НА  НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

П Л А Н

  1. Введение
  2. Роль методического приема «Игра» на начальном этапе обучения.
  3. Ролевые игры и их значение.
  4. Особенности урока иностранного языка на начальном этапе обучения.

  1. Введение.

            В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются  тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер  человеческой деятельности. Особенно ярко эти тенденции проявляются в развитии разносторонних отношений между странами мира, что сделало иностранный язык реально востребованным обществом.

Изучение иностранного языка стало одним из приоритетных направлений и осуществляется на интегральной основе. Интегративные занятия дают дополнительные возможности для разностороннего воспитания школьника, для развития не только языковых, но и общих способностей.

Познание ребенком мира через родной и иностранные языки, через культуру изучаемого языка помогает сформировать на начальном этапе положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надежную базу для дальнейшего овладения умениями иноязычного общения.

Как известно, Л.С. Выготский сформулировал в качестве своеобразного закона следующее определение: « Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-нибудь деятельности, заинтересуй его в этой деятельности». Этот закон верен и для начального этапа обучения иностранному языку.

  1. Роль методического приема «Игра» на начальном этапе  обучения.

С тех пор как изучение иностранного языка является частью программы общеобразовательной школы, преподавание его ведется в классах с неотобранным контингентом (в отличие от гимназий, лицеев и т. д.), что повлекло за собой критику традиционной методики и поиск новых методов.

Одним из эффективных приемов обучения английскому языку на начальном этапе является использование различных сюжетов, историй, игровых ситуаций, придуманных сначала учителем, а потом и детьми. Ребята начинают изучать английский язык с первых уроков второго класса. Они хорошо запоминают буквы с помощью придуманных историй.

Говоря об игровых приемах на уроках грамматики, можно услышать мнения коллег: « У нас не играют? Как можно играть на грамматике? Ученики должны учиться, а не тратить время на какие-то игры. Ученики не хотят играть, они хотят учиться».

Но, как говорили древние, «Истина - дочь времени, а не авторитета». Опыт показывает, что, используя игровые приемы, можно быстрее и эффективнее достичь цели.  В недавно вышедшем в свет издании «Учить и учиться грамматике» (авторы Х. Функ и М. Кениг) справедливо отмечаются разноплановые дидактические и психологические эффекты игры на занятиях:

 Для чего необходимы игры  на уроках иностранного языка?

- Учатся не для далекого будущего, а применяют языковые умения в разнообразных ситуациях.                                                                                                                                                    - Учитель освобождается от необходимости постоянно исправлять ошибки.                             -  Роли и функции учеников и учителя меняются.                                                                                   - В группах с разным уровнем подготовки игры выполняют компенсирующую функцию и позволяют проводить дифференциацию работы. Даже самые слабые ученики имеют возможность принять участие в игре, не демонстрируя «супер достижения».                                                                    -  В больших группах «Игры» ведут к «мультипликации вербального выражения» (прежде всего в параллельных игровых группах) и гарантируют одновременное активное участие многих учащихся в учебном процессе.                                                                                               -  «Игры» становятся причиной роста мотивации для дальнейшего использования иностранного языка и усиливают положительное отношение к предмету.

 Какие умения и навыки развивают игры?

«Игры»                                                                                                                                                              - развивают коммуникативные умения;                                                                                          - используются для развития всех четырех навыков;                                                                                                                                                      - развивают специфические навыки, например, сценические.

Что значат «Игры» для развития личности ученика?

«Игры»                                                                                                                                                                      - корректируют поведение отдельного ученика;                                                                             - облегчают контакты в классе;                                                                                                                - развивают способность, дарование, умение поставить себя на место другого человека;              - развивают творческую силу;                                                                                                                    - устраняют страх перед возможностью допустить ошибку;                                                                         - могут подготовить учащихся к преодолению реальных трудностей;                                                      - учат выходить из конфликтных ситуаций;                                                                                            - служат базой для обмена опытом.

  1. Ролевые игры на начальном этапе обучения иностранному языку.

      Существенной психологической особенностью «Игры» является характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. В результате,  именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, осуществляется переход к мышлению в плане представлений, проявляется формирующая функция его осознания и речи.

        Особенно ярко  эти функции проявляются в ролевой игре (РИ), в которой дети «удовлетворяют» свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей.

         Говоря о том, что в  детской ролевой игре  воспроизводятся отдельные стороны жизнедеятельности взрослых людей, необходимо четко различать  сюжет и содержание ролевой игры. Под сюжетом подразумеваются включенные в игру и воспроизведенные  в определенной последовательности сцены или фрагменты из семейного быта и профессиональной деятельности взрослых (игра в доктора, дочки-матери, и т.д.), события общественной жизни (игра в  запуск космического корабля, игры путешественников, спасателей и т. д.)

       Под содержанием ролевой игры подразумевается то, что все участники игры отражают, осознают, выделяют из воспроизводимой жизни взрослых как основное, главное. Дети разных  возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разное содержание.

        К этому следует добавить, что центральным моментом ролевой игры, объединяющим сюжет, содержание и все остальные ее аспекты, является роль, которую берет на себя ребенок. Конечно, у ребенка захваченного стихией игры, нередко самоконтроль оказывается очень слабым, поэтому исполнение роли требует как поддержки, так и наличной игровой функции. Но именно в ролевой игре функция контроля рождается и развивается. Поэтому ролевые игры можно считать школой произвольного поведения.

        Таким образом, как само содержание «ролевой игры», так и взаимодействие ролевых и реальных отношений предполагают и предопределяют интенсивное общение между детьми, что, в конечном счете, развивает у них коммуникативные способности, формирует связанную речь. Именно эта формирующая коммуникативная функция «ролевой игры» представляет для преподавателя иностранного языка особый профессиональный интерес, поскольку через роль оказывается возможным задать ученику определенную программу коммуникативного поведения, в том числе на  иностранном языке.

          Для преподавателя  основными компонентами обучающей ролевой игры являются:

-  игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;                                              -  содержание ролевой игры,  которое базируется преимущественно на учебном  материале текущей разговорной  темы и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие;                                                                                                                                                      - совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;                                                - коммуникативные и лингводидактические условия,  т.е. прежде всего,  учебно-коммуникативная ситуация, создаваемая самими учащимися под руководством преподавателя;                                                                                                                                            - реквизит:  любые предметы, которые, так или иначе, включаются в ролевую игру и приобретают знаковое сообщающее значение.

           По поводу  коммуникативных и лингводидактических условий ролевой игры следует сделать некоторые пояснения:

- во-первых, под коммуникативными условиями подразумевается благоприятная  психологическая атмосфера уроков. Благоприятный морально-психологический климат в классе располагает учащихся к проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии ролевой игры;

-во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного уровня коммуникативной компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевой игре.

  1. Особенности урока иностранного языка на начальном этапе обучения.

       Если мы регулярно играем с учениками на уроках иностранного языка, то у них формируется навык совместной игровой деятельности. Предложите детям придумать свои варианты уже знакомых им игр или разработать новые. Можно с полной уверенностью сказать, что они создадут совершенно неожиданные и продуктивные варианты игр.

         Таким образом, мы не только ускорим достижение дидактических целей, но и сумеем развить творческое воображение учеников. Достаточно подробно раскрыв особенности метода «игра» на начальном этапе обучения иностранному языку, необходимо сформулировать  Правила, которым следует руководствоваться в работе с учениками.

Первое правило.                                                                                                                                   В центре внимания находится ученик, который является главным  субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, создавать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика.

Второе правило.                                                                                                                            Создавать мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствами общения, так и при деятельности общения.

Третье правило.                                                                                                                      Использовать приемы обучения, активизирующие взаимодействие учащихся для достижения результата.

Четвертое правило.                                                                                                                           Обучая иностранному языку, строить учебный процесс так, чтобы он открывал учащимся «окно в другой мир» и расширял его понимание собственного бытия.

Пятое правило.                                                                                                                              Организовать деятельность учащихся по овладению иностранным языком так, чтобы они всегда  видели смысл в том, что они делают.

Шестое правило.                                                                                                                                      Не обучать тому, что учащиеся уже знают. Уделять больше внимания и времени новому.

Седьмое правило.                                                                                                                                      Все виды деятельности учащиеся должны быть, по возможности, включены в общую канву урока, и чем больше видов восприятия задействовано в обучении, тем выше эффективность.

Восьмое правило.                                                                                                                    Создавать ситуации коллективной речевой активности, порождающие у говорящего мотив высказывания, а у всех остальных - мотив активного восприятия этого высказывания.

Девятое правило.                                                                                                                                 Это правило предусматривает правильное использование наглядности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 2007
  2. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. М., издательство Московского университете  2006
  3. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М., Просвещение, 2011
  4. Функ Х. и Кениг М. «Учить и учиться грамматике», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»

использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка...

Приём кластера как способ осмысления информации на начальном этапе обучения иностранному языку

В статье представлен опыт применения кластера на начальном этапе обучения иностранному языку....

Методические рекомендации на тему: «Интеграция бессознательного и сознательного на раннем этапе обучении иностранному языку»

Повышение требований к уровню овладения иностранным языком и введение обязательной итоговой аттестации по иностранному языку побуждает преподавателей искать эффективные пути совершенствования методики...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...

Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку

Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...