«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»
учебно-методический материал по иностранному языку (2 класс) на тему
использование нетрадиционных форм урока на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Назырова Голифар Галиулловна,
учитель немецкого языка
МКОУ «Ташетканская основная
общеобразовательная школа»
Тевризского муниципального
района Омской области
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения иностранному языку»
Нетрадиционные формы урока немецкого языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
-осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
-обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
-предусматривается минимальное участие учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, урок-КВН, урок-игра, урок-интервью , урок-проект и другие формы занятий. Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Урок-проект.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.
Уроки творчества. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Урок-спектакль.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в немецкооязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Я и моя семья", “Мой учебный день”, “Биография” и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-мюзикл. Урок-мюзикл способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурой иноязычной страны. Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.
Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
Особое предпочтение отдаю урокам-играм, так как игра способствует развитию познавательной активности учащихся. В игре все равны, более того, слабый по языковой подготовке может стать первым. его находчивость и сообразительность оказываются более важными, чем знание предмета. Такие уроки не требуют изменения программы. Они являются логическим завершением учебной темы. Для успешного проведения нестандартных уроков необходимо начинать работу с подготовки оборудования руками самих учащихся.Необходимо включать всех в подготовку и проведение урока, учитывать уровень подготовленности класса и ее возможностей восприятия и усвоения учебного материала, чтобы впустую не потратить время ради простой занимательности (игра «Прятки» при изучении предлогов и темы «Дом»).
Традиционно. в конце 1-го года обучения провожу урок –показ знаний. на котором учащиеся показывают все то, чему он научились: читают стихи, поют песни, инсценируют, отгадывают загадки. решают кроссворды, играют в переводчика. Интересно прошел урок к католическому Рождеству. Была проведена большая подготовительная работа с участием 2-4 классов: украшения, плакаты, рисунки с символами рождества и сами символы. Была наряжена елка, выполнена гирлянда. урок проводился по сценарию, в котором были песни, стихи, игры, конкурсы, угощение. урок был не только интересным, но и полезным: учащиеся узнали, как отмечают Рождество в Германии. Нетрадиционные формы урока дают достаточно полное представление об уровне речевых умений. Главная задача учителя- добиваться того, чтобы у ученика не пропадал интерес к предмету, чтобы предлагаемый был доступен по трудности. Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков:
-детям заранее сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме;
-дети делятся на команды, выбирают капитана, название команды, приветствие, название команды перекликается с темой урока;
-учитель подбирает материал по теме в необычной форме;
-заранее выбирается жюри, готовятся награды;
-на такие уроки можно приглашать родителей;
-дети готовят сообщения по теме, песни, стихи;
-должно быть использовано многообразие видов деятельности;
-учитель подбирает музыкальное сопровождение по необходимости;
-задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими, усложняться по ходу урока.
Итак, залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков иностранного языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, творческое мышление, обучать работе с различными источниками знаний. Эти формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения
Учебно - методическая статья на тему "Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС "...
«Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
обобщение опыта работы учителя начальных классов по данной теме...
Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка...