Курсовая работа по теме: "Использование современных технологий в обучении английскому языку"
методическая разработка (иностранный язык) на тему
В данной работе идёт речь об использовании эффективных технологий в обучении английскому языку. В приложении к этой работе имеется разработанный алгоритм по теме: "В зоопарке"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра иностранных языков и методики их преподавания
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Использование современных педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка»
Выполнила:
Слушатель курсов №47,
учитель английского языка МКОУ СОШ №17 г. Палласовки
Макаренко Е. Ю.
Проверила:
Кошелева В. И., к.п.н., доцент кафедры
иностранных языков и методики их преподавания.
Волгоград, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий………………………………………………………………………………………..5
I.1. Понятие «педагогическая технология»…………………………………………5
I.2. Классификация педагогических технологий…………………………………6
Глава II. Современная педагогическая технология, обеспечивающая качество обучения на уроках английского языка.
II.1. Краткий обзор современных педагогических технологий, используемых в процессе обучения английскому языку………………………………………………8
II.2. Преимущества использования метода проектной деятельности в обучении английскому языку…………………………………………………………….10
II.3. Методические рекомендации по организации проектной работы…11
Заключение…………………………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………………………….13
Приложение
Образование не на всю жизнь, образование через всю жизнь.
Введение
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Степень разработанности проблемы. Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Однако до сих пор не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.Локка, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. В 1970–1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Кларина М.В., Матюнина Б.Г., Кукушина B.C., Селевко Г.К., Фоменко В.Т., Маврина С.А, Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А.К.
Объектами данной работы являются современные технологии, которые используются в процессе обучения английскому языку, предметом исследования – педагогические технологии, разработанные в современной педагогической науке.
Цель исследования – теоретический обзор современных педагогических технологий и разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные технологии обучения учащихся.
2. Раскрыть современные технологии организации образовательного процесса.
3. Рассмотреть каково место метода проектов в учебном процессе.
Педагогу необходимо повышать своё мастерство путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Что же такое педтехнология?
Глава I. Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
1.1. Понятие «педагогическая технология».
В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические технологии».
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
2) частнометодический уровень: часто предметная педагогическая технология, совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя;
3) локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач; технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, технология урока.
Различают технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию.
Технологическая система – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта – описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
I.2. Классификация педагогических технологий.
В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известную классификацию Селевко Г.К.
Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).
По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку.
Здесь выделяют несколько типов технологий:
- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;
- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;
- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.
И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;
альтернативные: вальдорфская педагогика, технология свободного труда;
педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрупнение дидактических единиц.
Глава II. Современная педагогическая технология, обеспечивающая качество обучения на уроках английского языка.
2.1. Краткий обзор современных педагогических технологий, используемых в процессе обучения английскому языку.
Учителя иностранных языков используют в своей работе новые формы обучения: игровую технологию, технологию проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектную технологию обучения и другие.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Ролевая игра – своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Игра и игровые моменты на уроке создают атмосферу дружелюбия и вызывают положительные эмоции, повышают привлекательность и эффективность урока.
Проблемное обучение – это технология, которая реализуется через решение задач, анализ собственного опыта и знаний учащихся, вычленение проблем, ориентацию в структуре учебного задания, выделение вопроса, условий, известного и неизвестного, построение предположений о возможных причинах и последствиях, динамике явлений, выдвижении гипотез (при работе с текстами). Решение проблемных задач – не утомительная нагрузка, а интересная работа, при которой учащиеся испытывают чувство удовлетворённости, положительные эмоции. Через решение проблемы можно определить, умеет ли ученик использовать свои знания и насколько успешно он это делает.
Главная идея технологии группового обучения или технологии обучения в сотрудничестве – это учиться вместе. При работе над учебном материалом учащиеся делятся на группы. Каждый участник группы находит материал по своей тематике и обменивается информацией с другими учащимися. Единственный путь понять и освоить материал – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, чтобы составить высказывание по той или иной теме. При этом, каких – либо дополнительных усилий со стороны учителя на данном уроке не требуется. Обучаемые сами заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Каждый в отдельности и вся команда в целом отчитываются по всей теме. На заключительном этапе участники команды отвечают на вопросы по данной теме. Работа в группах – это процесс творческий. По окончании темы проводится выставка работ, на которой ребята выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о своих творениях.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно – ориентированное воспитание обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
2.2. Преимущества использования метода проектной деятельности в обучении английскому языку.
Не все методы можно успешно применить для развития автономии при обучении английском языку. Проектная методика – одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в процессе преподавания и одна из наиболее эффективных, которая нацеливает на эмансипацию обучаемого. Проектная технология обучения активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Проект - это 6 "П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио. Проектная технология формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Проекты - это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся.
Цель внедрения проектной технологии:
создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления; способствовать повышению качества обучения и воспитания. Задачи инновации:
- развитие у учащихся познавательных интересов;
- умения выделять главное;
- умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
- умения самообразования. Проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что английский язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.
2.3. Методические рекомендации по организации проектной работы.
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не « ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы, по которым желательно провести проект.
Проект требует тщательной подготовки, и проведение его занимает 5 – 6 уроков. Защита проектов предусматривает сдвоенный урок.
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Он не должен давать учащимся ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности в готовом виде.
Итак, на первом уроке учитель предлагает ученикам любую ситуацию в достаточно наглядном виде. Задача учителя - показать ситуацию так, чтобы учащиеся могли совершенно самостоятельно сформулировать проблему. Далее учитель предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы. Задача учеников дать как можно больше аргументированных гипотез. Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. Обсуждаются и возможные методы исследования, источники информации.
Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время.
На сдвоенном уроке происходит защита проектов. Каждая группа выбирает форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности, систему средства доказательств. Учитель – практически посторонний наблюдатель на таких уроках. Остальные ребята имеют право, как оппоненты, задать вопросы членам исследовательской группы.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. оформлены как видеофильм, альбом, путеводитель, альманах, авторское стихотворение школьника и т. д. (см. Приложение 1).
Заключение.
Именно современные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Весь успех педагогической работы зависит от самоусовершенствования учителя. Лишь творчески работающий учитель, может воспитать творчески работающего ученика. Важно понимать каждого ребёнка, учить его учиться, воспитывать каждым своим уроком. Вызвать и развивать интерес учеников к предмету «Английский язык» - ответственная и сложная задача, она требует от учителя энтузиазма, воли и педагогического мастерства.
Таким образом, можно сделать вывод, что процессы преобразования современной школы, при необходимой и правильной их организации, дадут ожидаемый на выходе результат - успешно социализированного выпускника.
Список литературы
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По «методу проектов»
Полат Е.С. Метод проектов.
Метод проектов.
Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности.
Метод проектов в образовательной области "Технология".
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001. -- с. 121-141.
Приложение
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка при организации дифференцированной работы"
Информиационно-компьютерные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализ...
Технология непрерывного обучения английскому языку, Технология непрерывного обучения английскому языку "Детский сад - Школа".
Обязательное изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса. Между тем, многие дети учили иностранный язык ещё в детском саду. Получается, что первый класс выпадает и...
новые информационные технологии в обучении английскому языку
Информационные технологии в образовании и формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка....
Курсовая работа на тему: Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников.
Использование творческих заданий на уроках иностранного языка для развития креативных способностей младших школьников....
Современные технологии в обучении иностранным языкам
Презентация - обзор современных педагогических технологий в обучении иностранным языкам....
Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)
Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...
Современные технологии для изучения английского языка.
Благодаря инновационным технологиям, удаётся вовлекать учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка, поставить каждого ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъ...