Почему ученики стесняются говорить на языке и как преодолеть этот барьер.
статья по иностранному языку по теме

Багдасарян Марина Петровна

 

Многие дети говорят, что стесняются сделать ошибки,поэтому предпочитают промолчать. Откуда же у детей возникает этот барьер и как с ним справиться?Ребенок понимает, что чем меньше он говорит, тем меньше ошибок он делает. Есть определенные слова, фразы и манера говорить, которые учитель не должен употреблять. Ученик не должен чувствовать  смущение, он не должен быть унижен, не должен чувствовать  неудачу, или неспособность сделать то, что от него требуют.Таких учеников не следует спрашивать индивидуально до тех пор,  пока типичные задания не будут сделаны всей группой много раз.  Учитель не спрашивает у ребенка ответ (ведь он может быть неправильный), учитель просит каждого ученика попробовать сказать это “try this” , а попытка не может быть неправильной. Учителю нужно постоянно подкреплять идею, что любая искренняя попытка является хорошим ответом.  Мы принимаем любой ответ ученика, так как  мы ценим его попытку ответа.(“Good try”) Мы предлагаем ему изменить его ответ, иногда просто просим его попробовать еще раз.(Youalmosthaveit! Tryagain!)Если у ученика появилась смущение, неуверенность, быстро дайте ему ответ сами и попросите его повторить( “Listentomeandtryitagain”) Надо дать ученику возможность исправить его ответ самому, направляя его или же дать ему дополнительное время. Предложите ему попробовать еще раз, если вы чувствуете, что он сможет это сделать. Дайте ученику дополнительную информацию, чтобы помочь правильно ответить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1-yazykovoy_barer.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ученики  стесняются говорить на  языке  и как преодолеть этот барьер.

В наше время дети учат английский язык со 2 по 11 класс. Но стало ли легче детям общаться на иностранном языке? Почему встречаясь с иностранцами, у детей появляется барьер, почему так сложно говорить даже на обиходные темы? Многие дети говорят, что стесняются сделать ошибки, поэтому предпочитают промолчать. Откуда же у детей возникает этот барьер и как с ним справиться?

А теперь вспомним школьный урок. Ученик отвечает, делает множество грамматических ошибок, его исправляют, снижают за это оценку и вот отсюда и появляется страх говорить на языке,  сказать неправильно, сказать лишнее. Ребенок понимает, что чем меньше он говорит, тем меньше ошибок он делает. Так как же учителю справиться с этой ситуацией. С одной стороны, необходимо научить ученика говорить, высказываться, а с другой стороны, надо научить говорить его правильно.

Во время обучения в школе у ребенка  развивается  самооценка-то есть то, что он думает о себе.  Эту самооценку  он не может построить себе сам, он так же не рождается с ней. Она  развивается, приобретает формы и воспитывается в нем  людьми, окружающими его.  Поэтому очень важно, чтобы все что делает и говорит учитель было конструктивным. Важно не только что вы говорите, но и как вы это говорите.

Есть определенные слова, фразы и манера говорить, которые учитель не должен употреблять. Они вредят личности ученика, делают процесс обучения сложным для него и невозможным личный рост ученика. Даже один раз  неправильно брошенное слово  учителя иностранного языка, может породить в ребенке страх высказываться на языке. А потом будет долгий процесс  преодоление этого страха, и вся энергия будет уходить на это преодоление , а не на изучение языка.

Никогда не употребляйте слова  «глупый, дурной, тупой….» или другие, которые  влияют на способности ученика. «Безнадежный, ужасный,…» такие термины подразумевают, что у ребенка врожденные недостатки, которых  нет у других. Чувство уважения должно пронизывать все ваши чувства по отношению к ученику. Ученик не должен чувствовать  смущение, он не должен быть унижен, не должен чувствовать  неудачу, или неспособность сделать то, что от него требуют.

 Но это не означает, что учитель не должен исправлять ошибки ученика или позволять ему продолжать думать, что он прав, когда это не так. Конечно необходимо исправлять и направлять ученика, но делать это таким образом, чтобы он узнал о своих ошибках без чувства насмешки, презрения от вас или других учеников.

Таких учеников не следует спрашивать индивидуально до тех пор,  пока типичные задания не будут сделаны всей группой много раз.  Не стоит спрашивать учеников индивидуально,  пока практически вся группа не будет давать правильные ответы. Учитель слышит какие ученики дают правильные ответы и спрашивает этих детей. Эти ученики уверены, что они дадут правильный ответ ,и их успех дает уверенность  более робким детям. После того как несколько человек ответили самостоятельно, даже медлительные ученики хотят преуспеть и желают отвечать. Такие ученики учатся доверять учителю, они знают, что учитель не введет их в замешательство и не позволит другим  высмеивать их.  Учитель не спрашивает у ребенка ответ (ведь он может быть неправильный), учитель просит каждого ученика попробовать сказать это “try this” , а попытка не может быть неправильной. Учителю нужно постоянно подкреплять идею, что любая искренняя попытка является хорошим ответом. Даже если получилось не очень хорошо, ученик что-то узнал благодаря своему ответу, а попытаться ответить намного лучше, чем не отвечать совсем.

Конечно же, учитель не будет говорить, что ответ правильный, когда это не так. Учитель не должен ждать ответа, который может быть верным или неверным.. Ответы могут  быть  «слабые»,  «лучше» и «самый лучший». Мы принимаем любой ответ , дожидаясь «самого лучшего ответа».  И мы пытаемся подвести ученика к самому лучшему ответу, по крайней мере по его мнению.

Мы принимаем любой ответ ученика, так как  мы ценим его попытку ответа.(“Good try”)

Мы предлагаем ему изменить его ответ, иногда просто просим его попробовать еще раз.(You almost have it! Try again!)

Если у ученика появилась смущение, неуверенность, быстро дайте ему ответ сами и попросите его повторить( “Listen to me and try it again”)

Учитель должен дать себе установку не говорить ученику « Это неправильно». Можно использовать следующие фразы “Well, you can say that, but it is not exactly what  we have been talking about”. Надо дать ученику возможность исправить его ответ самому, направляя его или же дать ему дополнительное время. Предложите ему попробовать еще раз, если вы чувствуете, что он сможет это сделать. Дайте ученику дополнительную информацию, чтобы помочь правильно ответить.

В таких условиях у детей появляются с вами доверительные отношения. У учеников на уроке английского языка не будет барьера или страха говорить на языке. У него появится уверенность, что он может говорить, он может выразить свою точку зрения или попросить о чем-либо. Сначала он с уверенностью будет говорить с вами, а потом и с другими. Необходимо как можно больше поощрять детей, показывая что они уже могут. Могут понимать иностранную речь, могут переводить, могут высказываться сами. Очень хорошо помогает в этом просмотр мультфильма или фильма для детей на английском языке. Конечно же, ребенок многое понимает по сюжету, рисункам, но зато у него появляется уверенность, что он уже многое знает, делает все правильно, раз у него получается понимать все без перевода. Мы часто играем в переводчиков, чтобы выработать у детей такую уверенность в себе.

Желаю вам и вашим детям огромного  успеха !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

Сборник представляет собой  подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

 Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...

Почему мы так говорим...

Очень часто в своей речи мы употребляем слова или выражения. не зная их значения. Этот раздел поможет понять, почему мы так говорим......

Почему мы так говорим

Работа по русскому языку. Срставлен школьный словарик фразеологизмов...

Интерактивный плакат "Почему мы так говорим?"

Материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе при изучении фразеологизмов....

Почему мы так говорим! классный час

В своей повседневной речи мы  используем разные крылатые выражения, т. е. «вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, ставшие ...

Беседа: "Почему мы порой говорим неправду?"

Методическая разработка.Проект "Я и другие. Учусь сотрудничать".Беседа: "Почему мы порой говорим неправду?"...