Беседа: "Почему мы порой говорим неправду?"
методическая разработка на тему

Методическая разработка.
Проект "Я и другие. Учусь сотрудничать".
Беседа: "Почему мы порой говорим неправду?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_sotrudnichat.pochemu_my_poroy_govorim_nepravdu.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Проект "Я и другие. Учусь сотрудничать".

Беседа: "Почему мы порой говорим неправду?"

Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.

Задачи: Уточнить понятия «правда» и «лож». Рассмотреть причины желания лгать. Составить правила честного человека

Материалы: Презентация:

Карточки  для учеников для раскрытия понятий, правда, ложь

Карточки с высказываниями. 2 конверта.

Пословицы (Карточки для работы на доске)

Рассказ В. Осеевой «Что легче всего?»

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия.

Воспитатель:

 Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сегодня быть открытыми и честными.

Определение темы.

Воспитатель: Послушайте строчки стихотворения и скажите, о чем будет наш разговор?

НА СВЕТЕ ТАК БЫВАЕТ,

ПОРОЙ НЕ РАЗБЕРЁШЬ:

С ТОБОЮ ПРАВДА РЯДОМ

ИЛЬ ВКРАДЧИВАЯ ЛОЖЬ.

Воспитатель:  О чём мы будем говорить?

Предполагаемые ответы детей:

- О правде.

- Что врать нельзя.

Воспитатель: Тема нашего разговора «Почему мы порой говорим неправду?»

(изображение развилки дороги стрелка-правда, стрелка-ложь)

 Картинки по запросу фото картинка развилка дорог правда - ложь

Почему, оказавшись у этой развилки дорог, люди порой сомневаются какой путь выбрать?

Предполагаемые ответы детей:

- Не знают куда идти.

- Куда быстрее.

Воспитатель: Не понимают что такое правда (ложь), не знают что из этого хорошо (плохо),  не знают куда их может привести та или иная дорога.

Мы сегодня в ходе нашего занятия попробуем выяснить? (Какой путь лучше)

 Раскрытие темы. Работа с понятиями.

Воспитатель: Попробуем дать определение этим понятиям «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ». Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Работа в парах (слова на карточках)

правда                                              ложь

            истина                                           неправда  

      действительность                                обман

        откровенность              враньё

Воспитатель: В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Людям бывает трудно отличить ложь от правды. А вы это умеете делать?

Давайте поиграем.

Игра « Правда или ложь»

/Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь»/.

* На березе растут шишки.

* Зимой идет снег.

* Если дома становиться скучно, мы идем гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* На елке растут яблоки.

* Люди любят обманщиков.

* Ложь может приносить вред окружающим.

( Кол-во вопросов должно соответствовать кол-ву игроков).

Воспитатель: В игре вы ни разу не ошиблись. Но в жизни все сложнее и нужно быть очень внимательными, чтобы отличить ложь от правды.

 Раскрытие темы. Работа с понятиями.

 Слышали ли вы  от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо?

Люди знают, что лгать плохо, но все, же иногда лгут.

Давайте попытаемся  с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

Я прочитаю вам небольшой рассказ.

Осеева В «Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Воспитатель: Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям?

Предполагаемые ответы детей:

- Они боялись.

-Боялись, что будут ругать.

Воспитатель: А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

Почему вы так поступали?

Что вы испытывали, после того  как сказали неправду? А становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?

Предполагаемые ответы детей:

- Было. Боялся, что отругают.

Воспитатель: А чего боятся люди, которые сказали неправду?

Разве не страшно, не стыдно, если узнают про ложь.

Послушайте, что случилось с первыми двумя мальчиками, когда они пришли домой?

 Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне.

Воспитатель: Вам приятно, когда вас обманули. Вам не обидно?

 

Что чувствуют люди, которых они обманули?

Что при этом чувствовали сами мальчики?

Что чувствует человек, оказавшись в такой же ситуации как эти мальчики? (Ему стыдно)

Воспитатель: Давайте, вспомним, как поступил третий мальчик?

Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?

Предполагаемые ответы детей:

- Мальчик сказал правду.

- Просто он храбрый.

- Он честный.

Воспитатель: Получается, что легче? (Сказать правду)

О правде и лжи сложено много пословиц.

Работа в парах:

(на карточках набор слов)

Составь пословицы:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

«Красива ложь, да от правды не уйдёшь.»

«Один раз обманул, другой не поверят»

Воспитатель: Какая пословица подходит к рассказу В.Осеевой.

А может ли неправда, сказанная человеком, навредить ему самому?

Предполагаемые ответы детей:

- Может, ему потом не поверят.

- Если не узнают, то не вредит.

Воспитатель: Раз солжёшь, другой не поверят.

Послушайте басню «Лгун» Л.Н. Толстого»

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Работа в парах.

СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Впиши данные слова вместо пропусков

(не обещай, сделай, признайся, честно, объясни почему)

Сказал – сделай

Не уверен –

Ошибся –

Не можешь сказать правду –

Поступай только ….

Воспитатель: Как нужно вести себя, чтобы заслужить репутацию честного человека?

Чтобы вас считали честным человеком, что вы для этого делаете?

Ресурсный круг.

Начинаем словами:

Я хочу быть честным человеком, поэтому я…..

 Предполагаемые ответы детей:

-не буду обманывать

- буду говорить правду

- не буду обещать, если знаю, что не смогу выполнить обещанное

- не буду обманывать даже в шутку….

Воспитатель: Я надеюсь, что вы всегда будете поступать именно так,  и это поможет вам быть честными людьми.

 Картинки по запросу фото малыша, который ищет конфеты

Итог занятия.

 

Воспитатель: Что мы хотели выяснить сегодня на занятии?

Какой путь выбираете вы?

Закончить наше занятие я хотела бы стихотворными строчками:

Давайте мы, ребята,

На свете  честно  жить,

Не будем  лгать,  а будем, лишь

Правду  говорить!

Воспитатель:  Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.  (Подарок книга В. Осеевой)

В завершение нашего занятия предлагаю вам поиграть в игру "Верю - не верю".

Желающие встают в круг. Водящий встаёт в круг.

Водящий рассказывает небольшой рассказ или случай. Задаёт вопрос "Правда или ложь?"

Угадавший игрок - становится водящим.

Будем играть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...

«Осень – пора золотая, осень – пора урожая»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...

Материалы для родителей. Беседа "Почему ребёнок не хочет делать уроки!.

Беседа для родителей .Почему ребёнок не хочет делать уроки....

Беседа "Почему мы до сих пор говорим это детям?"

Почему мы досих пор говорим это детям?...

Беседа: " Почему фламинго стоят на одной ноге?"

Американские ученые выяснили, что фламинго расходуют меньше энергии, стоя на одной ноге, чем при стоянии на двух.Согласно данным исследования, проведенного специалистами из Технологического института ...

Почему мы порой говорим неправду

Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.Задачи:-Уточнить понятия «правда» и «лож»;-Рассмотреть причины желан...