Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
рабочая программа по иностранному языку (4 класс) по теме
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез Немецкий язык 2-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_nemeckomu_yazyku_k_uchebniku_n.docx | 36.25 КБ |
posobiya_dlya_uchitelya_galskova.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по немецкому языку к учебнику Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез 2 класс
№ | Наименование раздела | По плану | По факту |
Wie heiβt du? (Как тебя зовут?) | 9 часов | 9часов | |
2. | Meine Familie (Моя семья) | 9 часов | 9 часов |
3. | Meine Freunde (Мои друзья) | 7 часов | 7 часов |
4. | Mein Haus (Мой дом) | 4 часов | 4 часов |
5. | Unsere Wohnung (Моя квартира) | 8 часов | 8 часов |
6. | Mein Zimmer (Моя комната) | 6 часов | 6 часов |
7. | Was magst du? (Что ты любишь?) | 5 часов | 5 часов |
8 | Мы накрываем на стол | 4 часа | 4 часа |
9. | Мы делаем фруктовый салат | 4 часа | 4 часа |
10. | Мы идем гулять | 5 часов | 5 часов |
11 | Мы играем во дворе | 3 часа | 3 часа |
12 | Подготовка к контрольной работе | 2 часа | 2 часа |
13 | Контрольная работа и ее анализ | 2 часа | 2 часа |
Всего: 68 часов
1 четверть – 18 часов
2 четверть – 14 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
№ п/п | дата | Тема урока | Цели урока | Письмо | Лексический материал | Грамматический материал | контроль | Домашнее задание |
1. | 1 | Знакомство с немецким языком. |
| Guten Tag! Wie heiβt du? Ich heiβe …. | Порядок слов в простом немецком предложении | Сделать карточку со своим именем | ||
2. | 2 | Давайте познакомимся. |
| Guten Tag! Wie heiβt du? Ich heiβe …. | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Учебник стр. 5 читать имена | |
3. | 3 | Первые буквы алфавита А, а, О, о. |
| А,а, О, о | Wer ist das? | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 1,2 стр. 4 раб тетр. №1 |
4. | 4 | Буквы I, i, N, n. |
| I, i, N, n | Wie heiβt du? Ich heiβe …. Wer ist das? Das ist … | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Уч. стр. 6 читать, раб тетр. стр. 5 упр. 2 |
5. | 5 | Введение нового речевого образца. |
| “Ich bin … Und du?” | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Уч. стр. 7 читать | |
6. | 6 | Введение новых речевых образцов: Wie heiβt er (sie)? |
| А,а, О, о I, i, N, n | Wie heiβt er (sie)? Er (sie) heit … | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Уч. стр. 7-8 читать, приписать имена Anna, Nina, Inna |
7. | 7 | Введение буквы M, m, T, t. |
| M, m, T, t | Wie heiβt er (sie)? Er (sie) heit … | Порядок слов в простом немецком предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Раб. Тетр. Упр. 3 стр. 6 |
8. | 8 | Введение вопросно-ответных конструкций с ja и nein. |
| Ja, nein | Порядок слов в простом немецком повествовательном и вопросительном предложении | Контроль выполнения домашнего задания, мини-диктант по буквам | Уч. стр. 8-11 читать слова, раб. тетр. Стр. 7, упр. 4 | |
9. | 9 | Мини-контроль по буквам. |
| А, а, О, о I, i, N, n M, m, T, t | Wie heiβt er (sie)? Er (sie) heit … Ja, nein | Порядок слов в простом немецком повествовательном и вопросительном предложении | Контроль выполнения домашнего задания, мини-контроль по буквам | Уч. упр. 5,6 стр. 11 |
10. | 1 | Моя семья. Введение. |
| K, k, E, e, P, p, L, l, ch | Артикли der, die, das | Введение артиклей | Уч. стр. 13 читать | |
11. | 2 | Члены семьи. Повторение. |
| Die Mutter, der Vater, das Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa | Порядок слов в простом немецком повествовательном и вопросительном предложении, артикли | Контроль выполнения домашнего задания | Уч. стр. 13 читать | |
12. | 3 | Введение букв P, p, K, k. |
| P, p, K, k. | Die Mutter, der Vater, das Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa | Порядок слов в простом немецком повествовательном и вопросительном предложении, артикли | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 3,4 стр. 9 раб. тетр. |
13. | 4 | Введение буквы Е, е, L, l. |
| Е, е, L, l | Die Mutter, der Vater, das Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa | Порядок слов в простом немецком повествовательном и вопросительном предложении, артикли | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 4, стр. 11 раб тетр. |
14. | 5 | Обучение монологическому высказыванию, введение имен прилагательных. |
| Groβ, klein, gut, lustig | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания, мини-диктант по именам, буквам, слогам | Упр. 5, 6 стр. 11 тер №1, подготовить рассказ о семье | |
15. | 6 | Буквосочетаниеch. |
| ch | Groβ, klein, gut, lustig | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Стр. 14 уч. читать стих-е |
16. | 7 | Введение слов die Katze, der Hund. |
| die Katze, der Hund | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Стр. 14 учеб. Читать, подготовиться к словарному диктанту | |
17. | 8 | Мини-контроль по письму. |
| А, а, О, о I, i, N, n M, m, T, t, P, p, K, k, Е, е, L, l, ch | Die Mutter, der Vater, das Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa, Groβ, klein, gut, lustig, die Katze, der Hund | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Мини-контроль по письму | Принести фото своей семьи, рассказать о ней. |
18. | 9 | Повторение речевых образцов по теме «Моя семья». |
| Die Mutter, der Vater, das Schwester, der Bruder, die Oma, der Opa, Groβ, klein, gut, lustig, die Katze, der Hund | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль развития монологической речи по данной теме | Упр. 4, стр. 10 et,/? Упр. 5, стр. 11 читать. | |
19. | 2 четверть 1 | Mein Freund. Знакомство. |
| Der Freund, mein Freund, die freundun, meine Freundin | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Нарисовать портрет своего друга или подруги | ||
20. | 2 | Mein Freund ist gut und lustig. (Мой друг хороший и веселый). Введение буквы B,b. |
| B,b | Der Freund, mein Freund, die freundun, meine Freundin | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 2, 3 стр. 13 раб тетр №1 |
21. | 3 | Введение буквы R, r. |
| R, r | Der Freund, mein Freund, die freundun, meine Freundin | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 4,5 стр. 15 раб тетр №1 |
22. | 4 | Введение числительных от 1 до 5. |
| Eins, zwei, drei, vier, fünf, lernen, turnen | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Сделать карточки от 1 до 5, стр. 17 учеб читать стих-е | |
23. | 5 | Введение буквы D, d. |
| D,d | Lernen, spielen, alle, wir | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 6,7 стр. 15 раб тетр. |
24. | 6 | Введение буквы U, u. |
| U, u | Plus, minus | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 6-8 стр. 17 раб тетр. №1, упр. 1, стр. 18 учеб. |
25. | Введение буквы S, s. |
| S, s | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 3 на стр. 18, раб тетр. №1, подготовиться к диктанту | ||
26. | 7 | Диктант по пройденным буквам и именам. |
| Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль изученных букв и имен | |||
27. | 8 | Mein Haus. (Мой дом). Введение новой лексики. |
| Die Tür, die Wand, das Dach, das Fenster, der Garten, das Haus | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Читать и учить слова стр. 20 учеб. | ||
28. | 9 | Введение буквы H, h. |
| H, h | Die Tür, die Wand, das Dach, das Fenster, der Garten, das Haus | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 3, стр. 20 раб тетр. |
29. | 10 | Введение дифтонга ei. |
| ei | Die Tür, die Wand, das Dach, das Fenster, der Garten, das Haus | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Упр. 5, 6 стр. 21 раб тетр., читать текст стр. 20 учеб. |
30. | 11 | Знакомство с прилагательными, обозначающими цвета. |
| Rot, blau, grau, Schwarz, grün, gelb, braun | Порядок слов в простом немецком повествовательном предложении | Контроль выполнения домашнего задания | Сделать арточки со цветами и подписать их |
Предварительный просмотр:
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез
Немецкий язык
Рабочая программа
2-4 классы
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цели обучения немецкому языку в начальной школе
Общая характеристика курса
Место учебного предмета «Немецкий язык» в учебном плане
Требования к результатам освоения содержания программы по немецкому языку для начальной школы
Содержание курса
Краткая характеристика курса
Тематическое планирование
2 класс
3 класс
4 класс
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Немецкий язык» в начальной школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конец XX и начало XXI в. ознаменованы повышенным интересом к проблемам обучения иностранным языкам в начальной школе как у нас в стране, так и за рубежом. Именно в этот период становится актуальной задача поликультурного образования современных младших школьников, определенную роль в этом призван сыграть немецкий язык.
Немецкий язык, как предмет филологического цикла, наряду с русским языком и литературным чтением, развивает коммуникативную компетенцию учащегося, способствует его общему и социальному развитию, формированию нравственных качеств и ценностных смыслов. В процессе изучения языка у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего овладения немецким языком как средством межкультурного и межличностного общения. Изучая немецкий язык, младший школьник приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности, он открывает для себя многокрасочность современного мира.
Таким образом, немецкий язык как учебный предмет призван внести существенный вклад и в становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей. Это обусловливает актуальность переосмысления целевых и содержательных аспектов обучения иностранным языкам в школе, а также необходимость поиска новых технологий обучения, призванных оказать существенное влияние на личностное и коммуникативное развитие младшего школьника, на развитие его учебно-познавательной активности и креативных способностей.
Настоящая программа адресована общеобразо вательным школам, в которых немецкий язык изуча ется со 2 класса. Она составлена на основе Фундаментального общего образования[1] и требований к результатам начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи концепции духовно-нравственного воспитания[2] и программы формирования универсальных учебных действий[3].
Цели обучения немецкому языку
Обучение немецкому языку в начальной школе направлено на развитие у школьников элементарной коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями изучаемого языка. Речь идет о формировании у младших школьников готовности и способности осуществлять устное и письменное общение на доступном уровне, т.е. в ограниченном круге типичных речевых ситуаций и сфер общения, с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств, в соответствующих возрасту и типичных коммуникативных ситуациях. Поэтому данная программа обеспечивает реализацию следующих целей:
· формирование умений устного (аудирование и говорение) и письменного (чтение и письмо) общения на немецком языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и реальных потребностей младших школьников;
· знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
· развитие речевых, интеллектуальных способностей, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;
Реализация данных целей требует решения следующих задач:
· формирование представлений о немецком языке как средстве общения;
· освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке на элементарном уровне;
· развитие эмоциональных и твор ческих качеств, фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, рабо тать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, просьбы, высказывания и т. д.), радости познания и любознательности;
· развитие речевых механизмов (памяти, речево го слуха, вероятностного прогнозирования, внимания и др.) младших школьников, их познавательных способностей, способности к быстрому запоминанию языковой информации, анализу и систематизации речевых по токов на разных языках, особой способности к имита ции;
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и немецкоговорящих стран;
· развитие иноязычных коммуникативных умений, т.е. умений самостоятельно го решения простейших коммуникативно-познава тельных задач в аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге наиболее типичных ситуаций и сфер общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Обучение немецкому языку в начальной школе строится на активной деятельностной основе и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Природная открытость и восприимчивость ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие, является существенным фактором его личностного и коммуникативного развития, а активное взаимодействие с окружающим миром – естественной формой познания. Младшие школьники воспринимают мир целостно, эмоционально и активно, поэтому овладение немецким языком происходит интегрировано с другими видами деятельности, типичными для данного возраста (игры, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов и др.) и во взаимосвязи с другими учебными предметами, изучаемыми в начальной школе.
Обучение немецкому языку в начальной школе строится на основе преимущественного использования активных и интерактивных форм работы, призванных не только способствовать коммуникативному развитию школьника, но и создавать условия для развития его свободы в общении на немецком языке и в деятельности с помощью этого языка, его положительных эмоций и позитивного настроения.
Учебный процесс призван развить у школьников на доступном для них уровне системные языковые представления о немецком языке, расширить их лингвистический кругозор, приобщить их к новому для них миру, развить их эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные и креативные способности. При этом их новый социально-коммуникативный опыт приобретается ими средствами игры, драматизации, фольклора, песни, моделирования типичных и адекватных возрасту жизненных ситуаций, а также в ходе групповой и проектной работы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКОГО ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа предусматривает изучение немецкого языка в начальной школе (2–4 классы) общеобразовательных учреждений. Всего на изучение немецкого языка отводится 204 учебных часа, соответственно по 68 часов ежегодно.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Настоящий курс «Немецкий язык» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты, которые выражаются в сформированности:
· основ гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;
· уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
· самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и учебные результаты;
· эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
· умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
· общего представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе и о языке, в том числе немецком, как средстве общения между людьми;
· осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни;
· первичных представлений о мире зарубежных сверстников в стране изучаемого языка.
Метапредметные результаты, связанные с:
· овладением начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;
· овладением навыками и умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; умениями осознанно строить и понимать устное и письменное высказывание на немецком языке в доступных типичных речевых ситуациях с учетом коммуникативных потребностей и возрастных и речевых возможностей учащегося;
· умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· формированием общего и лингвистического кругозора младших школьников;
· развитием речевой культуры школьников и культуры общения, а также целенаправленным приобщением учащихся к различным учебным техни кам, то есть развитием общеучебных и специальных уме ний, обеспечивающих эффективное овладение ино язычным общением.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
говорение:
· в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах;
· делать устные монологические высказывания (объемом не менее пяти предложений), выражая при этом на элементар ном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой).
аудирование:
· понимать содержание учебных, а также неболь ших аудиотекстов, содержащих изученный языковой материал и соответствующих уровню развития детей и их интересам;
· при непосредственном общении понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке, и вербально/невербально реагировать на них.
чтение:
· выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;
· читать про себя с пониманием основного содержания ко роткие, простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;
· читать про себя с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языко вом материале.
письмо:
· владеть техникой письма;
· писать короткое личное письмо или поздравление с праздником с опорой на об разец.
Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):
· адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка,
· соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
· соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
· распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная компетентность – знание:
· названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на немецком языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);
· знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в немецкоговорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
· умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков;
· умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
· умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;
· умение действовать по образцу при порождении собственных устных и письменных высказываний в пределах тематики начальной школы;
· умение пользоваться справочным материалом, двуязычным словарём учебника, компьютерным словарём;
· умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
· умение переносить опыт работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке (прогнозирование содержания, составление плана, фиксация информации в таблице и др.).
В. В ценностно-ориентационной сфере:
· представление о немецком языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
· приобщение к культурным ценностям другого народа через текст и визуальную информацию.
Г. В эстетической сфере:
· владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
· знакомство с образцами зарубежной детской литературы, образцами поэзии, фольклора и народного литературного творчества.
Д. В трудовой сфере:
· умение следовать задачам познавательной деятельности;
· умение на элементарном уровне использовать справочную литературу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Немецкий язык» для начальной школе полностью соотносится с требования Федерального государственного образовательного стандарта начального (общего) образования. Поэтому в курсе вычленяются следующие содержательные линии: коммуникативные умения, языковые средства и навыки пользования ими, социокультурная компетентность и, общеучебные и специальные учебные умения. Реализация указанных содержательных линий осуществляется на конкретном предметном содержании устной и письменной иноязычной речи.
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Переписка с зарубежным другом. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.
Жизнь в городе и селе. Мой дом/квартира/комната (мебель и интерьер). Природа. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Некоторые формы речевого и неречевого в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая форма
· ритуализированные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
· диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
· диалог-побуждение к действию.
2. Монологическая форма
· основные коммуникативные типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей).
Аудирование
· восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
· восприятие на слух и понимание небольших доступных текстов (сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи), построенных в основном на изученном языковом материале.
Чтение
· чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале;
· чтение про себя и понимание текстов, содержащих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова.
Письмо
· выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
· писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы немецкого алфавита. Основные буквосочетания. Звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Все звуки и звукосочетания немецкого языка. Нормы произношения: долгота и краткость гласных, оглушение звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений. Интонация перечисления. Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объёме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру немецкоговорящих стран. Интернациональные слова. Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (-еr, -in, -chen, -lein, -tion, -ist), словосложение (das Lehrbuch), конверсия (das Lesen).
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопроситель ные слова wer, was, wie, warum, wo, wohin, wann. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Wir lesen gern.), составным именным (Meine Familie ist groß.) и составным глагольным (Ich lerne Deutsch sprechen.) сказуемым. Безличные предложения (Es ist warm.). Предложения с оборотом es gibt. Побудительные предложения. Простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочинённые предложения с союзами und и aber. Грамматические формы изъявительного наклонения Präsens, Präteritum, Futurum, Perfekt. Вспомогательные глаголы haben, sein, werden. Глагол-связка sein. Модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen, dürfen. Склонение существительных. Существительные в единственном и множественном числе, существительные с неопределённым, определённым и нулевым артиклем. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения. Местоимения: личные, притяжательные и указательные (ich, du, er, mein, dein, dieser, jener). Отрицательное местоимение kein. Наречия времени (heute, oft, nie, schnell и др.). Наречия, образующие степени сравнения не по правилам (gut, viel, gern). Количественные числительные до 100, порядковые числи тельные до 30. Наиболее употребительные предлоги: in, an, auf, hinter, neben, mit, über, unter, nach, zwischen, vor, durch, zu.
Социокультурная компетентность
В процессе обучения немецкому языку в начальной школе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений, сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихи, песни), элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в немецкоговорящих странах.
Общеучебные умения – универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Немецкий язык» младшие школьники:
· совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
· овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;
· совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
· учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку.
Специальные учебные умения
· пользоваться двуязычным словарем учебника, справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
· вести словарь;
· систематизировать слова по разным признакам;
· пользоваться языковой догадкой;
· делать сообщения с опорой на структурно-функциональные схемы предложений, заданные языковые средства;
· опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»
Курс обучения немецкому языку в начальной шко ле в соответствии с настоящей программой делится на два этапа, каждый из них автономен в постановке целей и отборе содержания обучения, ко торые в то же время взаимообусловлены.
Первый этап предполагает обучение немецкому языку учащихся 2 класса. Обучение немецкому языку учащихся на первом этапе призвано развивать их индивидуальные способности. Поэтому в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать немецкий язык в контекст жизнедеятельности школьника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей иностранного языка с другими предметами.
Реализация указанной цели предусматривает:
– развитие языковых способностей учащихся (памяти, речевого слуха, вероятностного прогнозирования, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения немецкого языка, а также произносительных навыков;
– приобщение второклассников к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
– воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
– развитие психических, эмоциональных, творческих качеств детей, их фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и др.), радости познания и любознательности.
Личностное становление второклассников осуществляется в процессе его общения с педагогами и другими учащимися. Разучивая стихи, песни на немецком языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне.
Начиная с первого этапа необходимо отказаться от пре имущественного использования фронтальных форм обучения, когда учитель работает со всей группой де тей в вопросно-ответном режиме и когда ребенку отводится в основном пассивная роль. Занятие дол жно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела с детьми. В этих целях необходимо широко практико вать групповые, коллективные формы работы, в про цессе которых язык органично вливается в деятель ность и сопровождает ее. Важно создавать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и сво бодным, испытывает положительные эмоции.
Учитывая возрастные и индивидуальные особен ности детей младшего школьного возраста, в рамках курса широко используется в качестве важного методического приема игра, позволяющая создать ситуацию, в кото рой ребенок не может отмолчаться. При этом речь идет не только о сюжетно-ролевых, но и о под вижных играх (в которых может обрабатываться раз нообразный языковой материал), мимических играх, пальчиковых, настольно-печатных (играх с фишка ми и кубиком типа лото, домино) и др.
В соответствии с концепцией курса ученик овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия (общения) со взрослым(и), другом (друзьями), героями сказок или рассказа, сти хотворения или песни. При этом важно:
– чтобы ребенок понимал цель каждого своего ре чевого или неречевого действия, его конечный ре зультат, а также испытывал желание и потребность в использовании немецкого языка как средства обще ния;
– чтобы в процессе общения использовалась увле кательная и доступная детям информация (сказоч ный сюжет, необычные приключения героев сказок и т. д.), привлекались разнообразные средства обуче ния, в том числе и наглядные, вводились в создавае мый сюжет постоянно действующие или меняющиеся персонажи, обладающие своим «характером», «исто рией».
Разучивая, воспроизводя, инсценируя стихи, песни, сказки на немецком языке, второклассник приобща ется к культуре страны изучаемого языка. При этом речь идет о знакомстве с фоновыми знаниями сверст ника за рубежом (что они поют и какими жестами это пение сопровождается, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и др.). Поэтому уже с первых шагов обучения дети знакомятся с аутентичным языком и аутентичной информацией, достоверно отражающей реалии куль туры другого народа во всем ее многообразии (напри мер, детский фольклор).
Второй этап предполагает продолжение обуче ния немецкому языку учащихся в 3—4 классах.На данном этапе осуществляется постепенный пе реход к более целенаправленному развитию у уча щихся коммуникативной компетенции с целью уста новления четкой взаимосвязи с содержанием обуче ния в последующих классах.
Учащиеся овладевают коммуникативными уме ниями в четырех видах речевой деятельности: говоре нии, аудировании, чтении и письме. Однако если в начале второго этапа в обучении преобладает устная речь и требования к уровню владения чтением мини мизированы, то к концу обучения в начальной школе устанавливается равное соотношение между аудиро ванием, говорением, чтением и письмом.
В области обучения говорению расширяется но менклатура речевых умений для реализации больше го объема коммуникативных намерений, обогащается словарный запас школьников. У учащихся формиру ется представление о системе изучаемого языка (грамматическом строе), однако делается это в форме, соответствующей их возрасту и индивидуальным осо бенностям. На данном этапе школьники приобщают ся к разным стратегиям овладения видами речевой деятельности: как читать текст и обрабатывать ин формацию, как строить свое высказывание с опорой на план и др.
Предметная сторона содержания обучения не мецкому языку на втором этапе отражает типичные для младшего школьника сферы общения: бытовую, учебно-трудовую и социокультурную. В рамках каж дой сферы общения выделяется ряд тем и ситуаций, которые рассматриваются применительно к нашей стране и стране изучаемого языка. В то же время осо бо выделяется ряд вопросов, непосредственно связан ных с первым приобщением учащихся к социокуль турным знаниям о стране, народе, язык которого изу чается в школе. Как и на первом, на втором этапе предполагается не последовательное изучение тем, а концентрическое, что позволяет их расширить и уг лубить за счет самых разнообразных ситуаций.
Основные требования, сформулированные при менительно к первому этапу обучения немецкому языку, актуальны и для второго этапа с определенной поправкой на возраст учащихся. В то же время в курсе учитываются специфические особенности про цесса обучения на втором этапе:
– учебный предмет «иностранный язык», органи чески включаясь в общую систему обучения в началь ной школе, должен приносить учащимся большую познавательную пользу, то есть помогать изучению других учебных дисциплин, при этом на данном этапе должен осуществляться постепенный переход от ве дущей роли игровой мотивации, приоритетной на первом этапе, к «собственно школьной методике» (А. А. Леонтьев) и к усилению познавательной моти вации учащихся;
– немецкий язык усваивается школьника ми как средство общения в процессе заинтересованно го взаимодействия друг с другом, учителем, книгой, при этом учащиеся осознают цели и мотивы своих ре чевых и неречевых действий, а сам процесс овладения иноязычным материалом подчиняется решению за дач общения;
– содержание обучения и способы его усвоения школьниками соответствует возрастным особенностям учащихся, отражает их реальные по требности и интересы в общении и познании, при этом ученик является главным действующим лицом на уроке, чувствуя себя свободно и комфортно, при нимая активное участие в тех или иных коллектив ных, групповых, творческих видах работы на уроке;
– в рамках курса предполагается создание таких ситуаций общения, в которых ученик испытывает насущную потребность в практическом применении изучаемого языка, в его использовании для решения задач общения, для осу ществления конкретных дел в той или иной сфере предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста.
– младшие школьники усваивают немец кий язык осознанно, то есть в каждый конкретный момент они видят смысл в том, что они дела ют на уроке, они должны осознавать значимость приобретенных знаний, навыков и умений для процесса общения; в этих целях, в частности, учебник предусматривает осуществляемую в доступной и адекватной возрасту ребенка форме сознательную ориентировку в языке, а также последовательную опору на его речевой опыт в родном языке.
Тематическое планирование[4]
2 класс (68 ч)
Тема | Содержание тематического модуля | Виды деятельности учащихся |
Знакомство (с учителями, друзьями, членами семьи) (16 ч) | Hallo! (4 ч) (называть и писать свое имя, приветствовать, прощаться, спрашивать других о том, как их зовут, угадывать имена других). Meine Familiе (4 ч) называть и писать членов семьи, их имена, давать элементарную характеристику, называть принадлежность предмета, употребляя притяжательные местоимения. Meine Freunde (6 ч) (называть и писать имена друзей, давать им краткую характеристику). Повторение алфавита (праздник алфавита) (2 ч). | • Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, знакомятся, благодарят, извиняются). • Воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен. • Делают краткие сообщения о себе с опорой на устные вопросы, рисунки. • Читают вслух буквы, имена собственные, короткие предложения. • Пишут буквы, имена собственные, отдельные слова, короткие предложения. • Понимают на слух обращения учителя, короткие сообщения школьников о себе, тексты стихов. • Овладевают числительными до 5. • Воспроизводят графически и каллиграфически корректно буквы немецкого алфавита A, O, I, N, M, T, K, P, E, L, B, R, D, U, S. • Сравнивают и анализируют буквосочетания. • Различают на слух и адекватно произносят соответствующие звуки, звукосочетания, смыслоразли чительные фонемы немецкого языка. • Повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Различают интонационный и ритмический рису нок фразы, ее эмоциональную окраску. • Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Употребляют глагол-связку sein в утвердительных и вопросительных предложениях в единственном и множественном числе в Präsens, личные местоимения в именительном падеже, притяжательные местоимения mein и dein (единственное и множественное число), вопросительные слова (wie), указательное местоимение das. • Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотносят их со звуками и звукосочетаниями данного языка. • Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику, позволяющую слову придать целостность. • Списывают прописи букв, буквосочетаний. • Орфографически правильно пишут наиболее простые слова, усвоенные в устной речи. |
Дети живут по-разному (14 ч) | Mein Haus (4 ч) (разные типы домов, отдельные элементы дома и их краткое описание). Unsere Wohnung (4 ч) (название помещений, принадлежность предметов). Mein Zimmer (6 ч) ( предметы мебели, их расположение в пространстве, игры с кубиком) | • На элементарном уровне описывают дом, свою квартиру, комнату с опорой на рисунки и вопросы. • Читают вслух отдельные слова, предложения, короткие стихи, короткие тексты-описание дома, комнаты; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Воспроизводят наизусть тексты стихов. • Ведут краткие диалоги-расспросы о возрасте, мебели в комнате. • Описывают картинку с заданием в виде загадки. • Понимают на слух короткие сообщений, тексты, стихи, обращения учителя и учащихся. • Вербально или невербально реагируют на услышанное. • Рассказывают о своей квартире с опорой на речевые образцы, вопросы, план квартиры. • Овладевают числительными до 10. • Сравнивают и анализируют буквосочетания. • Соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе основных правил чтения. • Воспроизводят графически и каллиграфически корректно буквы немецкого алфавита H, G, V, F, W, Z, ß, J, Ä, Ü, буквосочетания sch, st sp, дифтонги ei, au, ie, eu. • Различают на слух и адекватно произносят звуки, звукосочетания, смыслоразли чительные фонемы немецкого языка. •Повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Различают интонационный и ритмический рису нок фразы, ее эмоциональную окраску. • Употребляют речевые образцы с глаголом haben в утвердительных и вопросительных предложениях в Präsens, личные местоимения в именительном падеже, притяжательные местоимения ihr, unser, вопросительные слова (wer, was), предлоги с дательным и винительным падежами in, auf, neben, vor, hinter. • Узнают в письменном и устном тексте, воспроизводят устно и письменно лексические единицы по теме. • Соблюдают порядок слов в простых предложениях. • Образуют новые слова из заданных структурных элементов. • Группируют слова по заданному параметру, подбирают антонимы, дополняют неполные предложения нужной лексикой. • Догадываются о значении новых слов с опорой на рисунок. • Играют в лексическую игру, называя правильное слово с опорой на картинку. • Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотносят их со звуками и звукосочетаниями данного языка. • Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику, позволяющую слову придать целостность. • Списывают прописи букв, буквосочетаний. • Орфографически правильно пишут наиболее простые слова, усвоенные в устной речи. |
Еда и напитки (20 ч) | Was magst du? (6 ч) (название пищи и напитков, дни недели, обязанности по дому – приготовление еды). Wir decken den Tisch. (6 ч) (название предметов сервировки стола, приглашение к столу). Wir machen den Obstsalat. (8 ч) (название фруктов, название действий по приготовлению фруктового салата). | • Понимают на слух и при чтении содержание предложений, коротких текстов, стихов, текстов песен. • Письменно составляют вопросы по теме. • Выразительно читают вслух короткие тексты и стихи. • Составляют микро-диалоги по образцу. • Пересказывают текст по картинке. • Читают небольшие тексты с последующим изображением содержания прочитанного на картинке, а также с последующим выполнением действия. • Соотносят части читаемого текста с рисунками. • Составляют микро-диалоги по теме с опорой на схему высказывания и заданные языковые средства. • Догадываются о значении новых слов по картинкам, по словообразовательным элементам, группируют слова по заданному параметру. • Образуют простые предложения с заданными словами. • Сравнивают и анализируют буквосочетания. • Воспроизводят графически и каллиграфически корректно буквы немецкого алфавита S, Ö, C, X, Y, дифтонг öu, буквосочетания ck, tz, chs. • Различают на слух и адекватно произносят соответствующие звуки, звукосочетания, смыслоразли чительные фонемы немецкого языка. • Повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Различают интонационный и ритмический рису нок фразы, ее эмоциональную окраску. • Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации. • Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдают порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении. • Употребляют указательное местоимение dieser, отрицание nicht, существительные в единственном и множественном числе, простые предложения с простым глагольным сказуемым • Оперируют активной лексикой в процессе общения. • Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. • Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотносят их со звуками и звукосочетаниями данного языка. • Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику, позволяющую слову придать целостность. • Списывают прописи букв, буквосочетаний. • Орфографически правильно пишут наиболее простые слова, усвоенные в устной речи. |
Мы идем гулять (18 ч) | Kinderkleidung (6 ч) ( название предметов одежды для девочек и мальчиков).
Wir spielen im Hof (6 ч) (спортивные виды деятельности во дворе). Auf der Straße (6 ч) (виды транспорта, движение в городе). | • Понимают новые слова в разных контекстах, понимают описание рисунков и микродиалоги. • Составляют предложения с опорой на рисунки. • Пересказывают несложный текст по теме. • Расспрашивают друг друга и сообщают полученные данные. • Читают предложения и несложные тексты, построенные на знакомом материале. • Письменно отвечают на вопросы по теме, описывают рисунки. • Составляют и воспроизводят микро-диалоги по образцу. • Играют в лексическую игру. • Выразительно читают короткие тексты и стихи, воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен. • Сравнивают и анализируют буквосочетания. #• Догадываются о значении новых слов по рисункам, словообразовательным элементам. • Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. • Оперируют активной лексикой в процессе общения. • Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации. • Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдают порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении. • Употреблять указательные местоимения dieser, diese, diesen, предлогов mit, nach, über, durch, zu. • Графически правильно пишут буквы и буквосочетания немецкого языка и соотносят их со звуками и звукосочетаниями данного языка. • Списывают слова (небольшие предложения), соблюдая прописную графику, позволяющую слову придать целостность. • Списывают прописи букв, буквосочетаний. • Орфографически правильно пишут наиболее простые слова, усвоенные в устной речи. |
3 класс (68 ч)
Тема | Содержание тематического модуля | Виды деятельности учащихся |
Времена года (16 ч) | Jahresuhr (6 ч) (времена года, месяцы, погодные явления во времена года).
Wie ist das Wetter (6 ч) (названия частей света, погода в разное время года, виды деятельности в разное время года).
Was machen wir heute (6 ч) (виды деятельности в свободное время, выходной день в семье). | • Ведут диалоги-расспросы о любимом времени года, о свободном времени. • Читают выразительно вслух стихи, тексты, догадываются о содержании новых слов с опорой на картинку, воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен. • Делают краткие сообщения о своем любимом времени года, о своих занятиях в разное время года, используя заданные речевые образцы. • Читают стихи с общим пониманием содержания. • Прогнозируют содержание текста по заголовку и рисункам. • Оформляют надписи в часах года, заполняют дневник погоды, делая соответствующие записи. • Делают краткие сообщения о своем свободном времени. • Понимают на слух обращения учителя, короткие сообщения школьников о своем любимом времени, тексты стихов и песни. • Повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Различают интонационный и ритмический рису нок фразы, ее эмоциональную окраску. • Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Употребляют глагол werden в единственном и множественном числе в Präsens, безличное предложение с местоимением es. • Систематизируют употребление глаголов sein и werden. • Списывают слова (небольшие предложения), орфографически правильно пишут новые слова, усвоенные в устной речи. |
Праздники (20 ч) | Herzliche Glückwünsche (4 ч) (названия основных немецких праздников, правила оформления поздравительной открытки и адресов).
Bald sind Weihnachten und Neujahr! (10 ч) (зимние забавы, подготовка к Рождеству, традиции празднования Нового года и Рождества, подарки к Новому году). Zum Geburtstag viel Glück (6 ч) (поздравление с днем рождения, подарки, праздничный стол, празднование дня рождения с друзьями). | • Воспроизводят наизусть тексты стихов. • Ведут краткие диалоги-расспросы о своих пожеланиях к празднику, о дне рождения, выражая поздравление друга/подруги с днем рождения. • Догадываются о значении новых слов по картинкам. • Составляют и записывают слова и предложения с заданными вербальными средствами. • Понимают основное содержание стихов и песни, читают выразительно стихи и тексты песни. • Делают краткие сообщения о дне своего рождения. • Читают тексты с поиском необходимой информации, читают текст-диалог по ролям. • Пишут открытку с новогодними поздравлениями/днем рождения и пожеланиями с опорой на заданный образец. • Описывают картинку с заданием в виде загадки. • Понимают на слух короткие сообщения, тексты, стихи, обращения учителя и учащихся. • Вербально или невербально реагируют на услышанное. Повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Различают интонационный и ритмический рису нок фразы, ее эмоциональную окраску. • Употребляют речевые образцы с модальными глаголами mögen, dürfen, sollen в утвердительных и вопросительных предложениях в Präsens, отрицанием kein и местоимением man, возвратным местоимением в 1-м и 3-ем лице. • Систематизируют случаи спряжения глаголов в настоящем времени, употребления существительных мужского, женского и среднего рода с неопределенным артиклем в винительном падеже, употребления местоимений er, es, sie. • Узнают в письменном и устном тексте, воспроизводят устно и письменно лексические единицы по теме. • Образуют новые слова из заданных структурных элементов. • Списывают слова и предложения, соблюдая прописную графику. • Орфографически правильно пишут новые слова. |
Животные (16 ч) | Haustiere (4 ч) (домашние животные, их привычки и характеристики, предпочтения в еде, напитках, видах деятельности). Im Zoo (4 ч) (дикие животные в зоопарке, их привычки и характеристики). Mein Hund ist krank (4 ч) (болезни животных и человека, части тела человека, симптомы болезни). | • Понимают на слух и при чтении содержание предложений, коротких текстов, стихов, текстов песен, догадываются о значении новых слов по картинкам и контексту. • Выразительно читают вслух короткие тексты и стихи, воспроизводят стихи, соблюдая правильное ударение в словах и интонацию. • Составляют микродиалоги по образцу. • Читают текст про себя с целью понимания основного содержания и выбирают заголовок к тексту из предложенных. • Выполняют лексические и грамматические упражнения с опорой на образец. • Делают краткие сообщения о домашнем животном, используя в качестве опоры вопросы. • Рисуют домашнее и фантастическое животное и рассказывают о нем, опираясь на схему высказывания в виде неполных предложений. • Догадываются о значении новых слов по картинкам, по словообразовательным элементам. • Составляют загадки о животном, отгадывают загадки товарищей. • Составляют лото по теме «Животное» и играют в него. • Пересказывают прочитанный текст с опорой на языковые средства. • Инсценируют диалоги с опорой на образец. • Соотносят части читаемого текста с рисунками. • Составляют микродиалоги по теме с опорой на схему высказывания и заданные языковые средства. • Образуют простые предложения с заданными словами. • повторяют и запоминают речевые цепочки раз ной протяженности (слова, предложения, рифмовки, стихи). • Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации. • Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдают порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении. • Употребляют отрицание kein в Nominativ и Akkusativ единственного числа, существительные в единственном и множественном числе, простые предложения с простым глагольным сказуемым c модальными глаголами. • Оперируют активной лексикой в процессе общения. • Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. • Орфографически правильно пишут слова, усвоенные в устной речи, узнают их в тексте. • Систематизируют грамматические явления, опираясь на схемы. |
В школе (16 ч) | Ich gehe in die Schule (5 ч) (учебные предметы, расписание, занятия на уроках и в перемену, любимый учебный предмет, счет до 30). Unser Klassenzimmer ( 5 ч) (учебные принадлежности, учебная мебель, классная комната). Unsere Klassenzeitung (6 ч) (информация в стенную газету, домашние задания, школьные друзья, описание внешности). | • Читают короткие тексты выразительно вслух, понимают их полностью, догадываются о значении новых слов по картинкам и контексту. • Считают до 30. • Понимают новые слова в разных контекстах, понимают описание рисунков и микровысказывания. • Расспрашивают друг друга о любимых уроках. • Читают текст расписания уроков и составляют свое расписание с опорой на него. • Кратко сообщают с опорой на образец о том, какой предмет нравится, а какой нет, и что нравится делать на уроках. • Читают стихи с целью понимания их содержания полностью. • Описывают свою классную комнату с опорой на текст-образец. • Делают сообщения об уроке немецкого языка с опорой на схему высказывания и вербальные средства. • Описывают внешность своего друга и свою внешность. • Выполняют лексические и грамматические упражнения с опорой на образец. • Читают разрозненные части текста и устанавливают их последовательность. • Составляют короткие сообщения о том, что учащиеся делают на переменах, с опорой на рисунки. • Читают предложения и несложные тексты, построенные на знакомом материале. • Составляют и воспроизводят микродиалоги по образцу. • Играют в лексическую игру. • Выразительно читают короткие тексты и стихи, воспроизводят наизусть тексты рифмовок, песен. • Догадываются о значении новых слов по рисункам, словообразовательным элементам. • Понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни. • Оперируют активной лексикой в процессе общения. • Используют в своей устной и письменной речи лексику в соответствии с коммуникативной задачей и адекватно ситуации. • Моделируют повествовательный и вопросительный типы предложений (по образцу), соблюдают порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении. • Систематизируют склонение определенного артикля разного рода в дательном падеже, единственное и множественное число существительных, модальные глаголы dürfen, wollen, können, формулируют с опорой на образцы правила образования повелительного наклонения. • Орфографически правильно пишут новые слова, усвоенные в устной речи. |
4 класс (68 ч)
Тема | Содержание тематического модуля | Виды деятельности учащихся |
Мои увлечения и интересы (18 ч) | Was machst du gern? (6 ч) (любимые занятия, интересы, хобби). Schatzkiste (6 ч) (коллекционирование и обмен предмета коллекции). Bücher, Bücher, Bücher (6 ч) (любимые книги и их герои, мир сказок). | • Образуют диалоги-расспросы о своих интересах и хобби и интересах своих товарищей. • Рассказывают устно и письменно о своих хобби, о том, что каждый из них коллекционирует. • Рассказывают о том, как дети проводят каникулы, что любят читать. • Читают сказки с полным пониманием содержания, письма немецких школьников в детский журнал с целью понимания необходимой информации. • Читают про себя тексты-инструкции игры, выполняют инструкцию. • Пишут сценарий сказки и инсценируют ее, находят рифмы заданным словам, пишут стихи. • Выразительно читают вслух тексты и стихи. • Составляют и заполняют анкету, оформляют подписи под «экспонатами» выставки. • Пишут письмо и объявление в газету по образцу. • Употребляют речевые образцы с возвратным глаголом sich interessieren, систематизируют склонение возвратного местоимения; употребляют правильный порядок слов в предложениях со сказуемым выраженным возвратным глаголом. • Употребляют степени сравнения прилагательных. • Систематизируют склонение притяжательных местоимений. • Употребляют речевые образцы с глаголами haben и sein в Imperfekt, систематизируют формы слабых глаголов в настоящем и прошедшем времени. • Составляют предложения по образцу и с заданными языковыми средствами. • Заполняют пропуски в предложениях необходимыми словами в нужной форме. |
Распоря-док дня (15 ч) | Wie spät ist es? (4 ч) (минуты и часы, занятия в разное время суток). Mein Arbeitstag (5 ч) (течение рабочего дня, расписание дня). Am Samstagsabend (6 ч) программа передач, любимые теле передачи, виды деятельности в выходные дни). | • Делают сообщения о том, как проходит рабочая неделя, используя в качестве опоры неполные предложения. • Составляют микродиалоги-расспросы о том, кто что делает в определенный день недели и определенное время суток. • Сообщают о том, что делают в настоящее время, и что будут делать завтра, используя картинки, вербальные средства. • Читают тексты, в том числе программы телепередач, с разным уровнем проникновения в их содержание, раскрывая значение новых слов с помощью картинок, языковой догадки, ссылок с переводом. • Делают подписи к картинкам. • Письменно составляют программы любимых телепередач. • Выразительно читают вслух тексты и стихи, воспроизводят стихи наизусть. • Систематизируют спряжение слабых глаголов в настоящем времени. • Употребляют правильный порядок слов в предложении со сказуемым, выраженным возвратным глаголом. • Систематизируют спряжение глаголов с отделяемой приставкой. • Употребляют и узнают в тексте предложения с глаголами в Perfekt, а также с глаголами в настоящем времени для выражения действия в будущем времени (Morgen gehe ich …). • Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. • Заполняют пропуски в предложениях необходимым словами в нужной форме. |
Путешествие в Германию (15 ч) | Post aus München ( 6 ч) (письма из Германии). An der Landkarte Deutschlands (4 ч) (географическая карта Германии, немецкие и российские города, реки, поиск партнера по переписке). Ich fahre nach … (5 ч) виды транспорта, посещение города). | • Читают разные типы текстов с разным уровнем проникновения в содержание. • Пишут письмо в детский журнал, стенную газету на основе образца. • Делают сообщения о себе и своем друге (имя, возраст, не/любимые виды деятельности, любимые предметы, друзья). • Восстанавливают текст из разрозненных частей. • Работают с картой Германии, называют крупные города, реки. • Сравнивают города, реки, животных и людей по заданным параметрам, употребляя разные степени сравнения прилагательных. • Играют в лексические игры, используя заданные речевые образцы и схему построения диалогов. • Догадываются о значении новых слов по картинкам и контексту. • Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. • Заполняют пропуски в предложениях необходимыми словами. • Систематизируют модальные глаголы в настоящем времени, глаголы с отделяемыми приставками. • Обобщают степени сравнения прилагательных. • Используют в собственных высказываниях и понимают в тексте предложения со сказуемым в повелительном наклонении – вежливая форма. |
Школьная жизнь (20 ч) | Wir haben eine Idee (5 ч) (новые немецкие друзья, их иена, возраст, любимые виды деятельности, домашние животные и любимые учебные предметы; обсуждение идеи поставить спектакль). Die Kinder spielen Theater (10 ч) Бременские музыканы и подготовка инсценировки). Wir fahren ins Grüne (5 ч) поездка за город, природа, отдых в выходные за городом). | • Читают разные типы текстов с разным уровнем проникновения в содержание на основе текста, догадываясь о значении новых слов с помощью картинок, языковой догадки, ссылок с переводом. • Пересказывают прочитанные тексты. • Пишут рассказ, приглашения на спектакль, сводку погоды, используя в качестве опоры текст. • Письменно кратко передают содержание сказки. • Составляют диалоги, расспрашивают друг друга о том, как прошел выходной день. • Передают содержание диалога в монологической форме. • Высказываются о погоде (на основе текста-образца). • Строят монологические высказывания о друге, о себе, используя в этих целях вербальные опоры. • Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. • Заполняют пропуски в предложениях необходимым словами в нужной форме. • Считают до 100, употребляют предлоги durch, zu. • Читают приглашения, переводят их на русский язык, сравнивают тексты и находят отличия. • Читают вслух текст сказки по ролям, пишут сценарий, инсценируют сказку • Систематизируют существительные в единственном и множественном числе, спряжение глаголов в настоящем времени. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации целей настоящей программы учителю немецкого языка необходимо иметь следующую печатную продукцию:
1) учебно-методический комплекс «Немецкий язык» для 2–4 классов, авторов Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез (учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиоприложение);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3) примерную программа начального образования по иностранному языку;
4) Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Программы общеобразовательных учреждений. 2–4 классы («Немецкий язык»);
5) двуязычные словари.
Помимо этого учитель должен располагать следующим печатными пособиями:
1) алфавит (настенная таблица);
2) касса букв и буквосочетаний;
3) карты на немецком языке:
- географическая карта стран изучаемого языка,
- географическая карта Европы,
а также:
4) куклами, мягкими игрушки, мячами др.,
5) настольными играми на немецком языке (лото, кости и др.).
В классной комнате учителя немецкого языка должно также быть следующее оборудование:
1) телевизор;
2) видеомагнитофон/видеоплеер;
3) магнитофон;
4) компьютер;
5) мультимедийный проектор;
6) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок;
7) стенд для размещения творческих работ учащихся;
8) стол учительский с тумбой;
9) ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
[2] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
[3] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2009.
[4] Общеучебные умения, а также социокультурная компетентность приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Усть-Алтанская средняя общеобразовательная школа" Осинского района Иркутской области Шулуновой Елены Алексеевны
1. Общие сведения.2. Учебная деятельность.3. Воспитательная деятельность.4. Приложения....
ПОРТФОЛИО Панина Наталья Николаевна учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое Ершовского районаСаратовской области». Саратовская область, Ершовск
Информационно-аналитический отчёт классного руководителя 2 класса МОУ «СОШ с. Моховое» учителя начальных классов Паниной Натальи Николаевны....
ПРОГРАММА по самообразованию Зиннатуллиной Гульнары Дилюсовны учителя начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО». Обоснование выбранной темы. П...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...
Юрий Рытхэу - писатель Чукотки. Книжка-раскладушка. Пособие для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
В учебном пособии рассматривается многогранное наследие выдающегося современного прозаика, основоположника чукотской литературы Юрия Сергеевича Рытхэу. Пособие сна...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Бояровка Подготовила - учитель первой квалификационной категории 2022г.
Самопрезентация Адыя Елена Валерьевна...
«Копилка игр и заданий для коррекции устной и письменной речи» публикация в сборнике методических материалов для учителей- дефектологов и учителей-логопедов общеобразовательных учреждений города Тулуна «От идей к практике» Выпуск № 3 г. Тулун,
Обучение навыкам чтения и письма обучающихся по основной общеобразовательной программе имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наибол...